Задача №3
Задача №2
Задача №1
Задача №3
Задача №2
Задача №1.
Построить макет групповой статистической таблицы, дать ей название, указать, что является подлежащим, что сказуемым.
Исходные данные: при проведении группировки предприятий по стоимости основных фондов, были выделены 3 группы (млн. руб.): 10 – 12 млн. руб., 12 - 14,
14 – 16.
Задачей статистического исследования является изучение:
1) числа предприятий, входящих в данную группу;
2) объем выпускаемой продукции – всего и в среднем на одно предприятие (млн. руб.);
3) численность промышленно-производственного персонала (ППП) (человек) – всего и в среднем на 1 предприятие.
Группировка предприятий по стоимости основных фондов
Стоимость основных фондов, млн. руб. | Число предприятий | Объем выпускаемой продукции, млн. руб. | Численность ППП (чел.) | ||
всего | в среднем | всего | в среднем | ||
А | |||||
10 – 12 подле- | сказуемое | ||||
12 – 14 жа- | |||||
14 – 16 щее | |||||
Итого: |
Построить пример статистической таблицы со всеми необходимыми элементами, в качестве подлежащего взять тарифный разряд, в качестве сказуемого число рабочих в абсолютном и относительном выражении.
Исходные данные: в цехе 5 рабочих имеют 2 разряд, 6 рабочих – 3 разряд, 15 рабочих – 4 разряд, 12 рабочих – 5, 22 рабочих – 6 разряд.
Распределение рабочих по разрядам
Тарифный разряд | Число рабочих (чел.) | |
Абсолютное в чел. | Относительное в чел. | |
А | ||
- | - (5/60 · 100 =) 8 | |
Итого: | 100% |
Построить статистическую таблицу со сложной разработкой сказуемого по распределению клиентов страховых компаний по категориям и суммам в 1 квартале 2006 г. При разработке сказуемого учесть общую численность клиентов.
Исходные данные: в четырех страховых компаниях была проведена группировка клиентов по трем категориям:
1) руководители коммерческих структур;
2) сотрудники, работающие в офисе;
3) охранники, милиционеры, инкассаторы.
При этом страховые суммы в расчете на 1 застрахованного:
в первой страховой компании составили:
1) 20 – 50 тыс. – 195 чел.
свыше 50 тыс. – 180 чел.
2) 20 – 50 тыс. - 13 чел.
свыше 50 тыс. - 12 чел.
3) 20 – 50 тыс. – 23 чел.
свыше 50 тыс. – 21 чел.
Во второй страховой компании составили:
1) 20 – 50 тыс. – 150 чел.
свыше 50 тыс. – 180 чел.
2) 20 – 50 тыс. – 12 чел.
свыше 50 тыс. – 15 чел.
3) 20 – 50 – 15
свыше 50 – 18
В третьей страховой компании:
1) 20 – 50 – 210
свыше 50 – 300 чел
2) 20 – 50 – 26 чел.
свыше 50 – 10 чел.
3) 20 – 50 – 21 чел.
свыше 50 – 28 чел.
В четвертой страховой компании:
1) 20 – 50 - 125 чел.
свыше 50 – 175 чел.
2) 20 – 50 – 10 чел.
свыше 50 – 12 чел.
3) 20 – 50 – 14 чел.
свыше 50 – 16 чел.
Распределение клиентов страховых компаний
по категориям и суммам за 1 квартал 2006 года
Страховая компания | Всего числ. (чел.) | Руководители (чел.) | Сотрудники (чел.) | Охранники (чел.) | |||
20 – 50 т. | Свыше 50 т. | 20 – 50 т. | Свыше 50 т. | 20 – 50 т. | Свыше 50 т. | ||
А | |||||||
Итого: |
Статистические показатели
· Статистический показатель – это количественная характеристика экономического явления или процесса. Показатели всегда связаны со смыслом этого явления или процесса. Поскольку изучающие процессы сложны, для их характеристики строят систему показателей – совокупность показателей одного вида логически взаимосвязанных между собой.
По форме выражения различают:
1) абсолютные;
2) относительные;
3) средней величины.
Абсолютные показатели – это исходная форма представления статистических величин, они формируются в результате статистического наблюдения путем замера – взвешивания, подсчета, исчисляются в натуральных денежных или трудовых единицах измерения.
Относительные показатели – это показатели, которые определяются как отношение сравниваемой абсолютной величины к базе сравнения.
В зависимости от задач содержания и значения выражаемых количественных соотношений различают следующие относительные показатели:
1) показатели динамики: ОПД (относительный показатель динамики)
|
ОПД =
2) показатели планового задания (ОППЗ – относительный показатель планового задания) – используется в целях планирования деятельности предприятия, а так же для сравнения реально достигнутых результатов с ранее намеченными.
|
ОППЗ =
3) Относительные показатели структуры (ОПС) – представляют собой соотношения части и целого; они характеризуют структуру, состав той или иной совокупности социально-экономических явлений. В качестве базы сравнения берется величина целого, а сравниваемыми явлениями – значения показателей отдельных частей этого целого.
|
ОПС = · 100%
4) Показатели выполнения плана (ОПВП) – выражаются отношения между фактическим и плановым уровнями показателя.
|
РПВП = · 100%
5) Показатели координации (ОПК) – представляет собой соотношения одной части совокупности к другой части этой же совокупности.
Вычислить ОПД с переменной и постоянной базой сравнения. Исходные данные: производство бумаги в России по годам составило:
показатель | ||||
Пр-во бумаги, тыс. тонн |
1. Рассчитаем ОПД с переменной базой сравнения:
ОПД = 2882:3603 = 0,8
ОПД = 2215:2882 = 0,77
ОПД = 2771:2215 = 1,25
2. Рассчитаем ОПД с постоянной базой сравнения:
ОПД = 2882:3603 = 0,8
ОПД = 2215:3603 = 0,6
ОПД = 2771:3603 = 0,76
Выводы:
1) производство бумаги выросло в 2003 году;
2) производство бумаги возросло в 2001 году.
Предприятие планировало увеличить выпуск продукции в 2003 г. по сравнению с 2002 на 18%. Фактический объем выпускаемой продукции составил 112% от прошлогоднего уровня. Определить ОПВП.
|
ОПВП = · 100% = 95%
Вычислить ОПС и ОПК; при расчете ОПК за базу сравнения принять материальные затраты.
Производственные затраты предприятия за 1 год составили:
Статья затрат | Объем затрат (млн.руб.) | Удельный вес в общ. затратах, % (ОПС) | Отношение объема затрат по статьям матер. затрат, % (ОПК) |
1.Материальные затраты | 280,5 | 50,5 | - |
2.Затраты на заработную плату | 110,5 | 19,9 | 39,4 |
3.ЕСН (единый соц. налог) | 39,3 | ||
4.Амортизация основных фондов | 85,0 | 15,3 | 30,3 |
5.Прочие расходы | 7,2 | 14,3 | |
Итого: | 555,3 | 100% | - |
|
|
ОПК = · 100% = 39,4%
Средние величины
Средний показатель характеризует типичный уровень признака для совокупности в целом.
Средние величины
|
|
1.среднеарифметическая; 1.мода
2.среднегармоническая; 2.медиана
3.среднегеометрическая;
4.средние степенные.
|
Среднеарифметическая
i = i – значение, n – количество значений, Σ – сумма
Расчеты по этой формуле выполняются, если данные не сгруппированы.
По сгруппированным данным расчеты выполняют по среднеарифметической взвешенной.
|
Х =, fi – частота повтора варианта xi
Пример: Ряд распределения работников по стажу
№гр. | стаж | кол-во работников | ||||
1
| 2
| |||||
Итого: |
|
Средний стаж работы = = 5 лет
В интервальном ряду распределения от интервалов переходят к серединам, середина интервала:
|
Хсер.=
Дальнейшие вычисления выполняются по выведенной формуле.
Пример: Ряд распределения складов по S-ям.
№ группы | Площадь, м2 | Кол-во складов |
100-200 | ||
200-300 | ||
300-400 | ||
400-500 | ||
Итого: |
Средний размер склада:
|
Хср.1 = = 150 м2
|
Х2 = = 250 м2
|
Х3 = = 350 м2
|
Х4 = = 450 м2
| |||
Х = = 340 м2
Средние величины: мода и медиана
· Мода – значение, наиболее часто встречающееся в совокупности.
· Медиана – это значение, приходящееся на середину ранжированной совокупности.
· Ранжированной называют совокупность, значение признака которой расположено строго по убыванию.
Пример: Рассчитаем моду и медиану по несгруппированным данным.
Возраст сотрудников фирмы: 18, 25, 42, 25, 30, 25, 38, 40, 27.
Мо – мода
Мо = 25
Ме = 18, 25, 25, 25, 27, 30, 38, 40, 42
Ме = 27
Если число элементов в совокупности четное, то медиана определяется как середина из двух центральных значений.
В дискретном ряду:
Ряд распределения студентов по результатам экзаменов
вариант частота
№ группы | оценка | кол-во студентов | накопл. частота |
Итого: | - |
В дискретном ряду мода определяется по наибольшей частоте. Мо = 4
Для расчета медианы мы нашли накопленья частоты, медианой будет являться значение, частота которого (накопленная) впервые превысит полусумму частот ряда.
∑ = 30 n/∑ = 15
7 < 15
15 = 15
25>15 => Мс = 4 (см. по варианту)
Индексы в статистике
Понятие и классификация индексов
· Индекс – относительный показатель, который характеризует изменение исследуемого явления во времени, в пространстве или по сравнению с некоторым эталоном. (Планируемым, нормативный уровень и т.д.).
Обычно индексы используются в тех случаях, когда необходимо сравнить две совокупности, элементы которых являются несоизмеримыми величинами.
Индексы классифицируются по следующим признакам:
1) В зависимости от базы сравнения:
a. динамические индексы (позволяют исследовать изменение одной и той же совокупности во времени на основе сравнения показателей за 2 и более периода;
b. пространственные – используются для сравнения показателей по двум совокупностям в пространстве.
2) По охвату единиц совокупности:
a. индивидуальные индексы – рассчитываются по одной единице (по одному товару, по одному виду продукции);
b. сводные индексы – вычисляются по товарным группам или нескольким видам продукции.
3) В зависимости от способа расчета:
a. цепные – их получают с сопоставлением текущих уровней с предшествующими;
b. базисные – получают сопоставлением с уровнем периода, взятого за базу сравнения.
Индивидуальные и сводные индексы
Индивидуальный индекс характеризует изменение во времени или пространстве отдельных элементов совокупности.
Различают следующие индивидуальные индексы:
|
|
2. Индивидуальный индекс физического объема реализации позволяет оценить изменение объема продажи товара в натуральных единицах измерения
|
|