Еретики

Ересь жидовствующих зародилась в 70-х годах XV в., в Новгороде.

Последователями ереси оказались на первых порах представители белого духовенства,

два новгородских священника; известно, что ересь расположила к себе и других

представителей белого новгородского духовенства, проникла в Москву, пользовалась

тайным сочувствием со стороны великого князя Ивана I I I. Покровители еретиков - невестка

Ивана, глава посольского приказа Фёдор Курицын и митрополит Зосима.

Ересь получила название «жидовствующей», потому что еретики отрицали

божественность Христа. Утверждали, что Христос такой же человек, как и Моисей;

отрицали существование святых, почитание храмов и икон, не признавали церковной

иерархии.

Сначала последователями ереси было низшее и среднее духовенство, затем примкнувшие

к нему горожане. Пропаганда «жидовствующих» и существо их учения отражали борьбу,

которую вело низшее и среднее духовенство в союзе с посадскими людьми с

экономическим засилием официальной церкви в лице её высшего духовенства.

В конце концов иосифлянское духовенство, пойдя на ряд уступок государственной власти,

окончательно склонило её на свою сторону, и к началу XVI в. ересь была ликвидирована.

Многие еретики были сожжены, частью же сосланы или заточены.

Ересь «жидовствующих» имели в основе социальную и политическую подкладку.

Эта ересь сильно всколыхнула умы русского общества В ереси «жидовствующих»

обнаружился тот критический элемент, которого не хватало иосифлянам и который

присутствовал в практике заволжских старцев. Возглавлявшие еретическое движение были

люди по тому времени образованные, имевшие свою литературу.

Существенным результатом борьбы официальной церкви с ересью «жидовствующих»

было появление полного свода библейских книг, отсутствовавшего до тех пор на Руси. Так как

«жидовствующие» в своей пропаганде опирались в значительной мере на библейские тексты,

то для противодействия еретикам их противникам необходимо было самим обладать

достаточно исправным текстом Библии во всём её объёме. Это предприятие было

осуществлено активным борцом с ересью новгородским архиепископом Геннадием в период

с 1498 до 1499 г.

Билет 26

Расцвет Русской публицистики в XVI в. Максим Грек и митрополит Даниил.

В первой четверти XVI века в российской публицистике окончательно формулируется

политическая теория Русского государства.

Максим Грек( 1480-1556) Сыграл большую роль в истории древнерусской лит-ры. Родился в

Албании(город Арты). Принадлежал к знатному роду Триволисов. Во Флоренции с востргом

слушал речи некоего Иеронима Саванароллы, котоорый помог Максиму уяснить разницу

между «старым» христианством и его односторонним истолкованием папством. Юные годы

прошли в странствии по городам Италии, становится монахом доминиканского монастыря

Св. Марка.

В 1518 г. его рекомендуют посланцу Василия III. В том же году Грек прибывает в Москву, где

по поручению Василия приступает к переводу и исправлению русского текста толковой

псалтыри. Ему дали двух помощников(Герасимова и Власия). Грек сначала переводил

греческий текст на латинский, а парни латынь на русский. Работа длилась год и 5 месяцев. За

свою работу Грек получил «Великую Мзду»(боже, что?) Ему поручают еще несколько

переводов и исправлений.

Грек не смог быть простым великокняжеским переводчиком, а активно включился в

политическую борьбу. Подружился с Вассианом Патрикеевым, который привлек его на

сторону «нестяжателей».

Первые самостоятельные произведения максима(«повесть страшна и достопамятна о

совершенном и ноческом жительстве»)(ВТФ?) посвящена обличению черного духовенства и

защите «нестяжания». Говорит об упадке нравов среди русских монахов. противопоставляет

им католических монахов-картезианцев и своего любимого Савонаролу. Цель его повести

дедактическая: пробудить русских монахов к соблюдению устава и стараться не быть хуже

католических монахов. «беседа ума с душой» Ум- аллегория высоких нравственных

принципов монашества. Душа- воплощение пороков.

Защита «нестяжательства», обличение монашества были поставлены в вину Греку на

церковном соборе в 1525. Пришедший к Власти в 1522, митрополит Даниил обвинил грека в

ереси и сношениях(?) с турецким султаном и был заточен в Иосифо-Волоколамский

монастырь. Пробыл там 6 лет. Далее его перевели в Тверской Отрочий монастырь, откуда он

был освобожден за 5 лет до своей смерти.

Лит-публицист. деятельность Максим не прекращал и в заточении. Выдвигает идею

нравственной ответственности царяперед богом за судьбы своей страны и подданых. Опора

царя -боярство и воинство. Этот компромисс был осуществлен во время правления

«избранной рады»

Сочинения митрополита Даниила: идеолог «иосифлян», Даниил, занимавший

митрополичий престол с 1522 по 1539 поддерживал все начинания светской власти, устранял

своих противников. Написал 16 «слов» посвященных вопросам религиозным, орядовым,

бытовым. Не придерживался правил риторики и свободно обращался с языком. Сочинения

Даниила - яркий документ нравов русского общества 16 века.

билет 27

Программа реформ в "Сказании о Магмете-Салтане" Ивана Пересветова.

Пересветов приехал из Литвы в 1538году.

Собственный опыт жизни убеждал его в пагубном влиянии на судьбы гос-ва боярской формы

правления. Свою положительную полит. программу - смелый проект гос. преобразований он

изложил в публицистическом памфлете1547 «Сказание о Магмете-салтане».

этот памфлет построен на прозрачной аллегории: императору К. противопоставляется М.

В описании правления К., оставшегося на царстве после смерти отца 3 лет отроду, чем и

воспользовались вельможи царевы, современники узнавали события недавнего прошлого:

малолетство Грозного, борьба за власть бояр Шуйских и Бельских.

Именно вельможи, по мнению Пересветова, явл. причиной оскудения и нестроения гос-ва.

Свой идеал он воплотил в образе грозного самодержавного мудрого владыки Магмета.

Пересветов как бы преподает наглядный полит. урок юному Ивану 4, тока что торжественно

венч на царство.

Магмет, опираясь на мудрость «греческих книг» и на своё войско, т. е. служилое

дворянство. непреклонно следует девизу:» Не мощно царю царства без грозы

держати...»Личная охрана-40000 янычар.

Магмет понимает, что только «войском он славен», и Пересветов ставит вопрос о создании

регулярного войска с обязательным денежным вознаграждением за службу.

предлагает Пересветов провести ряд преобразований во внутр управлении страной: в

местном аппарате, суде, гос казне.

Управление в городах должно строится по типу войкового, что даст возможность, по мнению

Пересветова, вести борьбу с лихими людьми.

выступает против рабства, разумея под ним кабальное холопство.

в его сочинениях отсутствуют традиционные ссылки на авторитет «отцов церкви»,

богословская аргументация положений. Он резко критикует монашество, выступает против

церковной иерархии.

Вера в силу чел разума, в силу убеждения, слова.

Живая деловая разговорная речь присуща памфлету(без риторического украшательства).

билет 28

Переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного.

А.М.Курбский – публицист, плодовитый писатель, автор трех посланий к Грозному и

«Истории о великом князе Московском», написанных в Литве. Ближний боярин царя Ивана,

воевода. Изменил царю и перешел на сторону литовцев (город Вольмер). Бросил открытый

вызов всесильному самодержцу.

Стиль Курбского обнаруживает в нем искусного оратора, сочетающего патетичность речи

со стройностью и строгой формальной логичностью ее построения. Он унаследовал в этом

отношении литературные традиции своих учителей – Максима Грека и заволжских старцев.

Обвиняет.

Иван потрясен посланиям Курбского. И не только содержанием письма, а тем, что кто-то

осмелился вступить с ним в дерзкую полемику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: