Ересь жидовствующих зародилась в 70-х годах XV в., в Новгороде.
Последователями ереси оказались на первых порах представители белого духовенства,
два новгородских священника; известно, что ересь расположила к себе и других
представителей белого новгородского духовенства, проникла в Москву, пользовалась
тайным сочувствием со стороны великого князя Ивана I I I. Покровители еретиков - невестка
Ивана, глава посольского приказа Фёдор Курицын и митрополит Зосима.
Ересь получила название «жидовствующей», потому что еретики отрицали
божественность Христа. Утверждали, что Христос такой же человек, как и Моисей;
отрицали существование святых, почитание храмов и икон, не признавали церковной
иерархии.
Сначала последователями ереси было низшее и среднее духовенство, затем примкнувшие
к нему горожане. Пропаганда «жидовствующих» и существо их учения отражали борьбу,
которую вело низшее и среднее духовенство в союзе с посадскими людьми с
экономическим засилием официальной церкви в лице её высшего духовенства.
В конце концов иосифлянское духовенство, пойдя на ряд уступок государственной власти,
окончательно склонило её на свою сторону, и к началу XVI в. ересь была ликвидирована.
Многие еретики были сожжены, частью же сосланы или заточены.
Ересь «жидовствующих» имели в основе социальную и политическую подкладку.
Эта ересь сильно всколыхнула умы русского общества В ереси «жидовствующих»
обнаружился тот критический элемент, которого не хватало иосифлянам и который
присутствовал в практике заволжских старцев. Возглавлявшие еретическое движение были
люди по тому времени образованные, имевшие свою литературу.
Существенным результатом борьбы официальной церкви с ересью «жидовствующих»
было появление полного свода библейских книг, отсутствовавшего до тех пор на Руси. Так как
«жидовствующие» в своей пропаганде опирались в значительной мере на библейские тексты,
то для противодействия еретикам их противникам необходимо было самим обладать
достаточно исправным текстом Библии во всём её объёме. Это предприятие было
осуществлено активным борцом с ересью новгородским архиепископом Геннадием в период
с 1498 до 1499 г.
Билет 26
Расцвет Русской публицистики в XVI в. Максим Грек и митрополит Даниил.
В первой четверти XVI века в российской публицистике окончательно формулируется
политическая теория Русского государства.
Максим Грек( 1480-1556) Сыграл большую роль в истории древнерусской лит-ры. Родился в
Албании(город Арты). Принадлежал к знатному роду Триволисов. Во Флоренции с востргом
слушал речи некоего Иеронима Саванароллы, котоорый помог Максиму уяснить разницу
между «старым» христианством и его односторонним истолкованием папством. Юные годы
прошли в странствии по городам Италии, становится монахом доминиканского монастыря
Св. Марка.
В 1518 г. его рекомендуют посланцу Василия III. В том же году Грек прибывает в Москву, где
по поручению Василия приступает к переводу и исправлению русского текста толковой
псалтыри. Ему дали двух помощников(Герасимова и Власия). Грек сначала переводил
греческий текст на латинский, а парни латынь на русский. Работа длилась год и 5 месяцев. За
свою работу Грек получил «Великую Мзду»(боже, что?) Ему поручают еще несколько
переводов и исправлений.
Грек не смог быть простым великокняжеским переводчиком, а активно включился в
политическую борьбу. Подружился с Вассианом Патрикеевым, который привлек его на
сторону «нестяжателей».
Первые самостоятельные произведения максима(«повесть страшна и достопамятна о
совершенном и ноческом жительстве»)(ВТФ?) посвящена обличению черного духовенства и
защите «нестяжания». Говорит об упадке нравов среди русских монахов. противопоставляет
им католических монахов-картезианцев и своего любимого Савонаролу. Цель его повести
дедактическая: пробудить русских монахов к соблюдению устава и стараться не быть хуже
католических монахов. «беседа ума с душой» Ум- аллегория высоких нравственных
принципов монашества. Душа- воплощение пороков.
Защита «нестяжательства», обличение монашества были поставлены в вину Греку на
церковном соборе в 1525. Пришедший к Власти в 1522, митрополит Даниил обвинил грека в
ереси и сношениях(?) с турецким султаном и был заточен в Иосифо-Волоколамский
монастырь. Пробыл там 6 лет. Далее его перевели в Тверской Отрочий монастырь, откуда он
был освобожден за 5 лет до своей смерти.
Лит-публицист. деятельность Максим не прекращал и в заточении. Выдвигает идею
нравственной ответственности царяперед богом за судьбы своей страны и подданых. Опора
царя -боярство и воинство. Этот компромисс был осуществлен во время правления
«избранной рады»
Сочинения митрополита Даниила: идеолог «иосифлян», Даниил, занимавший
митрополичий престол с 1522 по 1539 поддерживал все начинания светской власти, устранял
своих противников. Написал 16 «слов» посвященных вопросам религиозным, орядовым,
бытовым. Не придерживался правил риторики и свободно обращался с языком. Сочинения
Даниила - яркий документ нравов русского общества 16 века.
билет 27
Программа реформ в "Сказании о Магмете-Салтане" Ивана Пересветова.
Пересветов приехал из Литвы в 1538году.
Собственный опыт жизни убеждал его в пагубном влиянии на судьбы гос-ва боярской формы
правления. Свою положительную полит. программу - смелый проект гос. преобразований он
изложил в публицистическом памфлете1547 «Сказание о Магмете-салтане».
этот памфлет построен на прозрачной аллегории: императору К. противопоставляется М.
В описании правления К., оставшегося на царстве после смерти отца 3 лет отроду, чем и
воспользовались вельможи царевы, современники узнавали события недавнего прошлого:
малолетство Грозного, борьба за власть бояр Шуйских и Бельских.
Именно вельможи, по мнению Пересветова, явл. причиной оскудения и нестроения гос-ва.
Свой идеал он воплотил в образе грозного самодержавного мудрого владыки Магмета.
Пересветов как бы преподает наглядный полит. урок юному Ивану 4, тока что торжественно
венч на царство.
Магмет, опираясь на мудрость «греческих книг» и на своё войско, т. е. служилое
дворянство. непреклонно следует девизу:» Не мощно царю царства без грозы
держати...»Личная охрана-40000 янычар.
Магмет понимает, что только «войском он славен», и Пересветов ставит вопрос о создании
регулярного войска с обязательным денежным вознаграждением за службу.
предлагает Пересветов провести ряд преобразований во внутр управлении страной: в
местном аппарате, суде, гос казне.
Управление в городах должно строится по типу войкового, что даст возможность, по мнению
Пересветова, вести борьбу с лихими людьми.
выступает против рабства, разумея под ним кабальное холопство.
в его сочинениях отсутствуют традиционные ссылки на авторитет «отцов церкви»,
богословская аргументация положений. Он резко критикует монашество, выступает против
церковной иерархии.
Вера в силу чел разума, в силу убеждения, слова.
Живая деловая разговорная речь присуща памфлету(без риторического украшательства).
билет 28
Переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного.
А.М.Курбский – публицист, плодовитый писатель, автор трех посланий к Грозному и
«Истории о великом князе Московском», написанных в Литве. Ближний боярин царя Ивана,
воевода. Изменил царю и перешел на сторону литовцев (город Вольмер). Бросил открытый
вызов всесильному самодержцу.
Стиль Курбского обнаруживает в нем искусного оратора, сочетающего патетичность речи
со стройностью и строгой формальной логичностью ее построения. Он унаследовал в этом
отношении литературные традиции своих учителей – Максима Грека и заволжских старцев.
Обвиняет.
Иван потрясен посланиям Курбского. И не только содержанием письма, а тем, что кто-то
осмелился вступить с ним в дерзкую полемику.