Вступление. ДетсвтоСтефана – превосходит многих сверстников умом, смекалкой, памятью. Происходит

Детсвто Стефана – превосходит многих сверстников умом, смекалкой, памятью. Происходит

от благочестивых родителей, отвращается от игр в детстве, упражняется в славословиях,

растёт в чистоте и целомудрии.

Юношей Стефан постригся в городе Ростове, отправился на проповедь к зырянам. Ведет

упорную борьбу с язычниками.

Соперничество с зырянским волхвом Памом – предлагает ему вмести взайти на костёр,

спуститься в прорубь. Пам от всего отказывается, следовательно, проигрывает Стефану, и

Пама изгоняют.

Стефан изобретает пермскую азбуку.

Потрудившись в пермской земле и окончательно приобщив зырян к православию, Стефан

блаженно умирает.

Риторические части жития:

Плач пермских людей

Плач пермской церкви

Плач и похвала инока списующа

В Москве при жизни Стефана к нему относились неуважительно. Пермские жители в Житие

призывают восхвалять своего учителя – втор пользуется формулой похвалы, впервые

встречающейся в «Слове о законе и благодати» Илариона.

Плач самого Епифания – все эпитеты и аллитерации, сравнения которыми он пользуется

кажутся ему недостаточными для хвалы Стефану Пермскому.

Стиль Жития: высокий, пышно-торжественные слова. Крайний предел витиеватости. Наряду

с риторикой присутствует взволнованное воодушевление. Сам Епифаний характеризует свой

стиль, как «плетение словес».

Эти особенности становятся характерными для нового житийного жанра того времени. Они

станут нормой для произведений15-16 и отчасти 17 веков, и не только агиографических. Он

будет использован всюду, где понадобится сугубо превознести и прославить русскую

святыню как выражение складывающейся мощи русской государственности, собирающей

себя вокруг Москвы.

билет 22

Теория "Москва- Третий Рим", ее отражение в литературе("Сказание о князьях

владимирских")

«Сказание о князьях Владимирских» - памятник публицистической литературы конца 15

века. Возник в период объединения и укрепления Руси как централизованного государства.

Идейное содержание тесно связано с распространенной в официальных московских кругах

идеей «Москва- третий Рим». «Сказание» предваряется вступлением, начинающим рассказ

от Ноя и доводящим его до Августа-кесаря, который, «устраивая вселенную», посылает

своего брата Пруса на берега Вислы (страна позже была названа Пруссией). Потомками

римлянина Пруса считали себя русские князья. Далее в "Сказании" - некий воевода

Гостомысл велит новгородцам послать в Прусскую землю мудрого мужа и призвать оттуда

князя. Из Прусской земли приходит князь по имени Рюрик (+братья Трувор, Сенеус). Спустя

время русский князь Владимир Всеволодович решил пойти на Византию. Он собирает

вельмож, а также большое войско и отправляется во Фракию, предместье Царьграда. Пленив

многих жителей Фракии, возвращается с богатой добычей. В Царьграде царем был

Константин Мономах. Отсылает Владимиру Всеволодовичу подарки. Он принимает дары,

венчается венцом Константина и с тех пор называется Мономахом.

«Сказание» было популярным в период царствования Ивана Грозного (перевели на латынь).

Оно носило политический характер: утверждало права московских князей на единоличную

власть в Москве, т.к. они унаследовали ее от самого Августа-кесаря. Опираясь на «Сказание»

как на исторический документ, Иван грозный объявил себя царем и венчался на царство в

1547г. В дипломатических документах царь не раз ссылался на то, что ведет свой род от

Августа-кесаря.

В 1523 г. старец Филофей в своем послании к Василию 3 писал: «Блюди и внемли,

благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима

падоша, а третий стоит, а четвертому не быти, уже твое христианское царство и нем не

останется». Так лаконично и точно была сформулирована политическая теория суверенности

Руси «Москва-третий Рим».

БИЛЕТ 23

Повесть о новгородском белом клобуке. Новгородская областая литература.

Окончательное покорение Новгорода Москвой – 1478 год.

Поскольку Москва вно пыталась затмить Новгород в политическом плане, возникает ряд

произведений литературно-повествовательного и житийного характера, которые стремятся

окружить ореолом историческое и религиозное прошлое Новгорода.

Боярство и купечество выступало против княжеской власти.

(Повесть о новгородском посаднике Щиле, Сказания о конце Новгорода и т д)

В 15-16 веках, несмотря на политическое падение Новгорода и превосходство Москвы,

литературная культура все больше возростала. Отразила бурную политическую

действительность Новгорода, его бытовой уклад, торговую практику.

Повесть о новогородском белом клобуке возникла, вероятно, в 15 веке. Автор первой

переработки – переводчик (толмач) Дмитрий Герасимов.

Предисловие: послание Дмитрия архиепископу Геннадию, сообщеющее, что Дмитрий нашел

с большим трудом в Риме писание о белом клобуке, за которым его и послали.

Сама повесть: римский император Константин Великий (4 век), преследовавший христиан,

сам становится христианином, когда его изцелил от проказы епископ Сиьвестр.

Сон Константина – являются Пётр и Павл и велят одеть на голову Сильвестра белый клобук.

Все должны быль восхвалять клоубок и после смерти папы Сильвестра. До “супостат дьявол”

попутал, “прельстити” народ, и он отступил от православной веры, перестал воздавать честь

белому клобуку.

Находится все же честный человек и пересылает Клобук в Константинополь патриарху

Февронию.

Сон Феврония – юноша рассказывает ему историю клобука и велит отослать в Русскую

землю, в Новгород, чтобы его там носил архиепископ Василий (“ там бо ныне воистину

славима есть христова вера”)

Папа римский, отпустив клобук, пожалел и было потребовал вернуть, потому что ненавидел

Русскую землю за то, что она соблюдала христианство. Но его постигли тягчейшие и

отвратительнейшие болезни (ну и короче и весь этот стандартный ужас типа смрада,

который так любили присваивать неверным наши предки. Еще он ел собственные нечистоты,

как они его? Как щенка!)

Итак, Февроний отправляет клобук к епискому Василиюсо многими дарами.

Сон Василия – ангел рассказывает историю клобука, который отныне будет носить он (не

Ангел, а Василий) и последующие новгородские епископы.

С тех пор утвердился булый клобук на головах новгородских архиепископов.

Зачем это всё:

- повесть о белом клобуке обосновывает идею преемственности духовной власти

преемственностью материальных символов

- Новгород был покорён Москвой, но право на церковное преемство оставляет за собой

- повесть утверждает превосходство “священства” над “царством”

Повесть отличается острой антикатолческой и противопапской направленностью.

билет 24

"Хождение за три моря" Афанасия Никитина. Особенности жанра путешествия, личность

автора.

Об авторе. Афанасий Никитин (из Твери)-(эдакий русский турист, решивший мир

посмотреть, себя показать, пил и курил, видимо, все путешествия)- человек светский,

предприимчивый, купец – задумывает путешествие на неведомый Восток с практическими

торговыми намерениями – выгодно продать товары и привезти в Русь товары заморские.

Поездка оказалась неудачной –умер. Больше всего в своем сочинении говорит об Индии- её

быт, обычаи, хозяйство и природу он рисует подробно, сообщая много фактов, изредка

привнося элементы фантастики. Перечисляет места, которые посетил. Сочинение его

помещено в 1475 г. во II Софийской летописи.

Композиция. Изложение Афанасия не отличается стройностью композиции. Нередки

повторения.

Стиль, язык. Стиль «Хожения» - стиль дневниковых записей, которые автор не успел или не

смог упорядочить. Язык Афанасия безыскусственный. Фраза очень проста по синтаксису.

Церковно-славянские слова и обороты в ней почти отсутствуют, зато много персидских и

арабских слов – признак своеобразной национальной терпимости Афанасия,

совмещавшийся у него с сильной любовью к родине. Речь его фактична и деловита, изредка

перебивается ЛО (лир отступления?), где находит себе выражение скорбь автора по поводу

его оторванности от родного ему религиозного уклада и от родной земли.

Повесть. Путешествие по Индии. необычно- женщины ходят с непокрытой головой. Это

считалось на Руси грехом и позором. Афанасий сообщает, что, прибыв в город Алянд, увидел

птицу гукук, которая летает ночью и кличет «гукук», и на которой хоромине она сядет, тот

человек непременно помрет; а если кто захочет ее убить – изо рта вылетит огонь. Обезьяны

тут ходят ночью и крадут кур. Живут обезьяны в горах или на камнях, и есть у них князь

обезьянский. Ходят они со своей ратью, а если кто обидит, жалуются князю, и тот посылает

на человека свою рать. Придя в город, рать разрушает дворы, а людей убивает. Рать обезьян

очень велика, есть у них и свой язык - WTF?!

АН приезжает в один из главных городов Индии – Бедерь (Бидар),- видит разница между

бедными и богатыми.

Описание султанского двора. - 7 ворот, в воротах 100 сторожей и писцов. Кто пройдет, тех

записывают. Чужеземцев в город не пускают. Город стерегут ночью 1000 человек, ездят на

конях в доспехах и у всех по факелу.

Афанасий насчитывает в Индии 84 веры. Все верят в идолов (кроме султана и его

приближенных, которые магометане). В другом месте, в результате своих наблюдений,

Афанасий утверждает, что индусы «не едят никакого мяса, ни яловичины, ни баранины» -

словом, ничего. Едят они днем дважды, а ночью не едят. Яства у них плохие. Кушают они все

правою рукой, в левую ничто не берут.

Странствует Афанасий по Индии в торговых заботах. Но торговля идет плохо, нет товаров для

русских. Ан не раз испытывает искушение. Трудно ему, христианину, ладить с

«бесерманами». Иногда он предается скептическим размышлениям, обнаруживая при этом

большую веротерпимость. Стойко держится православия, ибо оно связано у него с чувством

родины. Нет возможность выполнять христианские обряды. Чувствует себя угнетенным.

Печаль у АН сильна: он любит свою землю и не знает другой, которая была бы лучше ее.

«Путешествие» заканчивается лирическим размышлением автора. Он считает, что сбился с

истинного пути и не знает, куда ему идти. Просит господа не отвратить его от истинного пути

и наставить на правый путь. Молитва, написанная АН в подлиннике на традиционном

церковно-славянском языке, прерывается у него магометанской молитвой на арабском

языке, и такой же молитвой заканчивается «Хожение».

Индивидуальность автора. Незаурядная индивидуальность. Выступает как смелый,

настойчивый, предприимчивый, любознательный и наблюдательный человек. Пускается в

трудное и рискованное путешествие из-за торговых выгод. Серьезные неудачи, постигшие

АН, не заставили его тотчас же вернуться на родину: натура не позволяет ему отступать от

намеченной цели. Преодолевая большие трудности, ищет новых удач на новых местах.

билет 25

Заволжские старцы и иосифляне. Ересь жидовствующих. Социальная сущность борьбы

церковных и антицерковных группировок II половины XVв.

я помню эту лекцию у пирожковой!

Иосифлянское монашество. Названо по имени главного вождя этого движения Иосифа

Волоцкого, игумена Волоколамского монастыря. Отстаивало право монастырей владеть

землей и экономически обогащаться. В своих произведениях Иосиф отстаивал законность

крупного монастырского землевладения, ссылаясь на то, что монастыри являются

значительной политической и религиозной силой.

Нил Сорский. Другое течение в области церковной мысли представлено было «заволжскими

старцами» во главе с Нилом Сорским, т.е. монахами, обитавшими в заволжских монастырях.

Они отрицали право монастырей владеть землями и заботиться об обогащении.

Обязанности монаха – подвижничество, аскетизм и полное отрешение от тех материальных

забот, которые брало на себя иосифлянское духовенство. Монах должен обнаруживать

критическое отношение к «писанию». В основу учения Нила Сорского легло мистико-

созерцательное мировоззрение. Нил был выразителем интересов боярства.

Обе эти церковные группировки вступают в борьбу между собой. В итоге победа – на

стороне иосифлян, которые сумели договориться со светской властью. На протяжение всего

XVI в. культурное, идеологическое и литературное влияние их сказывается в полной мере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: