Птицами, а осётр - над рыбами, а лев над зверми, а ты, княже, над переславцы»

Афористичная образная речь «Моления» Даниила Заточника обеспечила ему большую

популярность в древнерусской литературе.

билет 20

Повести о Куликовской битве("Сказание о Мамаевом побоище", "Задонщина")

1380г- Куликовская битва, был нанесен сильный удар татарам коалицией русских князей;

войско возглавлял московский князь Дмитрий Иванович. Исход Куликовской битвы- был

важным политическим событием в истории Руси. 1 - победа русских - первая серьезная

попытка освобождения Руси от татарского ига (длится более 150л); 2 - победа возвысила и

укрепила власть московского князя(главный организатор победы).

Мамаево побоище - на Русь пришел царь Мамай, его поддерживал изменник - рязанский

князь Олег Иванович и литовский князь Ягайл. Дмитрий Иванович, стоящий во главе

коалиции, выдвигается против татар. Перед выходом молится богу(как благочестивый

человек) и просит благословления у епископа Герасима.

В стиле воинских повестей описывается столкновение русских с татарами 8 сентября (день

рождения богородицы) и поражение татар на реке Непрядве. Мамай позже терпит так же

поражение от хана Тохтамыша и сбегает в Каффу(Феодосия совр.), там и умер поганец. А

Дмитрий Иванович возвращается с добычей. Узнав о предательстве Олега Рязанского,

собирается послать на него войско. Рязанские бояре бьют ему челом, и он сажает в Рязани

своих наместников.

«Задонщина», конец 14 - начало 15 века. Автор - Софоний, брянский боярин, ставший

позднее священником в Рязани. "Задонщина" близка к «Слову о полку Игореве» своей

поэтикой, лексическими оборотами, композицией. Эмоциональная оценка для автора

важнее подробностей.

Характерные черты:

Приземлённый стиль

Больше перечислений

Документальность (цифровые обозначения)

Историзм

Софоний сопоставлял события прошлого с событиями современными: «Слово» - призывало

русских князей к единению для борьбы с врагами; «Задонщина» - прославляла единение

русских князей, благодаря которому и была одержана победа.

Поэтический план: две основные части: «Жалость» и «похвала».

Композиция:

Вступление: настраивает слушателя на высокий торжественный лад, даёт похвалу

Дмитрию Ивановичу. «Задонщина» устанавливает генеалогическую связь московских

князей с киевскими, подчёркивая, что новый политический центр Руси - Москва.

I часть: посвящена описанию русских войск, их выступлению в поход, первой битве и

поражению. Павших воинов оплакивают их жёны - княгини и боярыни. Плачи жён

построены по схеме плача Ярославны.

II часть: Прославление победы, одержанной русскими во второй битве.

Стиль:

Мажорный, радостный. Усилён христианский элемент, вовсе отсутствуют языческие

мифологические образы. Сложные метафорические образы.

Широко используются некоторые приёмы устной народной поэзии: отрицательные

сравнения, символические образы народной поэзии: гуси, лебеди, соколы, волки, орлы.

Основная идея: весь свой пафос, лирически взволнованный и патетический тон

повествования Софоний направлял на пропаганду идеи сплочения, единения всех сил

Русской земли вокруг Москвы и Московского князя.

билет 21

Московская литература. Эволюция жанра жития в XV в. Епифаний Мудрый. "Житие Стефана

Пермского" Стиль "плетения словес".

Московская литература:

Литература Москвы на первых же порах своего существования отражала все возраставшие

объединительные тенденции Московского княжества. Большую роль встречало духовенство.

В области житийной литертуры московская культура выдвинула такого талантливого и

искусного автора, каким был Епифний (умер в 1420 году). За его исключительный ум

современники прозвали его Премудрым.

Им написано Сергея Радонежского и житие Сергея Радонежского с похвальным словом ему.

Оба они были связаны с московскими политическими интересами и очень почитались в

Москве.

Московское летописание:

С конца 14 века в Москве расцвет летописного дела. Московские летописи становятся

общерусскими. Существенным шагом вперёд для его развития – составление

Владимирского полихрона (1423/1418) – свода с огромным количеством привлеченного

летописного и внелетописного русского и переводного материала.

- выдвижение Москвы как организующего государственного центр, но интересы других

областных центров ей не были подчинены.

- выдвижение народных масс как активной исторической силы.

Житие Стефана Пермского.

Епифаний лично знал Стефана Пермского. Пишет о нем в житие – благочестивое детство,

любовь к чтению божественных книг, усердное подвижничесвто, ревность к проповеди

христианской веры и, наконец, блаженная кончина. Глвный подвик Стефана – обращение

язычников-зырян в православие как путёл личной проповеди, так и главным образом при

помощи переводов на зырянский язык книг священного писания, для чего тот изобрёл

зырянскую азбуку.

Содержание Жития:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: