Афористичная образная речь «Моления» Даниила Заточника обеспечила ему большую
популярность в древнерусской литературе.
билет 20
Повести о Куликовской битве("Сказание о Мамаевом побоище", "Задонщина")
1380г- Куликовская битва, был нанесен сильный удар татарам коалицией русских князей;
войско возглавлял московский князь Дмитрий Иванович. Исход Куликовской битвы- был
важным политическим событием в истории Руси. 1 - победа русских - первая серьезная
попытка освобождения Руси от татарского ига (длится более 150л); 2 - победа возвысила и
укрепила власть московского князя(главный организатор победы).
Мамаево побоище - на Русь пришел царь Мамай, его поддерживал изменник - рязанский
князь Олег Иванович и литовский князь Ягайл. Дмитрий Иванович, стоящий во главе
коалиции, выдвигается против татар. Перед выходом молится богу(как благочестивый
человек) и просит благословления у епископа Герасима.
В стиле воинских повестей описывается столкновение русских с татарами 8 сентября (день
|
|
рождения богородицы) и поражение татар на реке Непрядве. Мамай позже терпит так же
поражение от хана Тохтамыша и сбегает в Каффу(Феодосия совр.), там и умер поганец. А
Дмитрий Иванович возвращается с добычей. Узнав о предательстве Олега Рязанского,
собирается послать на него войско. Рязанские бояре бьют ему челом, и он сажает в Рязани
своих наместников.
«Задонщина», конец 14 - начало 15 века. Автор - Софоний, брянский боярин, ставший
позднее священником в Рязани. "Задонщина" близка к «Слову о полку Игореве» своей
поэтикой, лексическими оборотами, композицией. Эмоциональная оценка для автора
важнее подробностей.
Характерные черты:
Приземлённый стиль
Больше перечислений
Документальность (цифровые обозначения)
Историзм
Софоний сопоставлял события прошлого с событиями современными: «Слово» - призывало
русских князей к единению для борьбы с врагами; «Задонщина» - прославляла единение
русских князей, благодаря которому и была одержана победа.
Поэтический план: две основные части: «Жалость» и «похвала».
Композиция:
Вступление: настраивает слушателя на высокий торжественный лад, даёт похвалу
Дмитрию Ивановичу. «Задонщина» устанавливает генеалогическую связь московских
князей с киевскими, подчёркивая, что новый политический центр Руси - Москва.
I часть: посвящена описанию русских войск, их выступлению в поход, первой битве и
поражению. Павших воинов оплакивают их жёны - княгини и боярыни. Плачи жён
построены по схеме плача Ярославны.
II часть: Прославление победы, одержанной русскими во второй битве.
Стиль:
|
|
Мажорный, радостный. Усилён христианский элемент, вовсе отсутствуют языческие
мифологические образы. Сложные метафорические образы.
Широко используются некоторые приёмы устной народной поэзии: отрицательные
сравнения, символические образы народной поэзии: гуси, лебеди, соколы, волки, орлы.
Основная идея: весь свой пафос, лирически взволнованный и патетический тон
повествования Софоний направлял на пропаганду идеи сплочения, единения всех сил
Русской земли вокруг Москвы и Московского князя.
билет 21
Московская литература. Эволюция жанра жития в XV в. Епифаний Мудрый. "Житие Стефана
Пермского" Стиль "плетения словес".
Московская литература:
Литература Москвы на первых же порах своего существования отражала все возраставшие
объединительные тенденции Московского княжества. Большую роль встречало духовенство.
В области житийной литертуры московская культура выдвинула такого талантливого и
искусного автора, каким был Епифний (умер в 1420 году). За его исключительный ум
современники прозвали его Премудрым.
Им написано Сергея Радонежского и житие Сергея Радонежского с похвальным словом ему.
Оба они были связаны с московскими политическими интересами и очень почитались в
Москве.
Московское летописание:
С конца 14 века в Москве расцвет летописного дела. Московские летописи становятся
общерусскими. Существенным шагом вперёд для его развития – составление
Владимирского полихрона (1423/1418) – свода с огромным количеством привлеченного
летописного и внелетописного русского и переводного материала.
- выдвижение Москвы как организующего государственного центр, но интересы других
областных центров ей не были подчинены.
- выдвижение народных масс как активной исторической силы.
Житие Стефана Пермского.
Епифаний лично знал Стефана Пермского. Пишет о нем в житие – благочестивое детство,
любовь к чтению божественных книг, усердное подвижничесвто, ревность к проповеди
христианской веры и, наконец, блаженная кончина. Глвный подвик Стефана – обращение
язычников-зырян в православие как путёл личной проповеди, так и главным образом при
помощи переводов на зырянский язык книг священного писания, для чего тот изобрёл
зырянскую азбуку.
Содержание Жития: