Лекция № 3
Планом скоростей (ускорений) называют рисунок, на котором в масштабе изображены векторы, равные по модулю и направлению скоростям (ускорениям) различных точек механизма в данный момент времени.
Планы скоростей и ускорений строятся по векторным уравнениям, которые составляются отдельно для каждой группы Ассура в порядке присоединения их к ведущему звену и к другим звеньям механизма.
Построение планов скоростей и ускорений рассмотрим на примере шарнирного четырехзвенника (рис.1, а).

Рис. 1. Построение планов скоростей и ускорений для шарнирного четырехзвенного механизма
Известными являются:
а) размеры звеньев 
,
,
;
б) положение механизма;
в) закон движения ведущего звена
.
Построение планов ведется в порядке построения механизма.
Для ведущего звена определяем величину скорости в точке
:
. (3.1)
Вектор
перпендикулярен радиусу, т.е. отрезку
, и направлен в сторону, определяемую направлением
.
Задаемся масштабом плана скоростей
и вычисляем отрезок
, изображающий в выбранном масштабе вектор
,
.
Из произвольной точки
, называемой полюсом плана скоростей, откладываем в указанном направлении отрезок
(рис. 1, б).
Составим векторные уравнения для группы Ассура
. Точка
принадлежит звеньям
и
, поэтому
, (3.2)
.(3.3)
В нашем случае уравнение (3.2) превращается в тождество, т.к. скорость точки
равна нулю
, поэтому обходимся одним уравнением (3.2).
Скорость точки
известна по направлению: так как точка
движется по окружности радиусом
, то она перпендикулярна радиусу –
, величина ее нам неизвестна. Скорость точки
относительно точки 
также известна по направлению –
. Величина ее нам неизвестна.
Решая векторное уравнение графическим способом, получим план скоростей, т.к. векторное уравнение эквивалентно двум скалярным уравнениям.
В соответствии с векторным уравнением (3.2) через конец вектора
(точку
) проводим направление вектора 
, а через полюс
– направление вектора 
. Пересечение этих направлений (точка
) определяет отрезки
] и
, изображающие в выбранном масштабе скорости соответственно
и
. Величины этих скоростей равны:
;
.
Пользуясь построенным планом скоростей, можно определить угловые скорости звеньев
и
:
;
.
Для определения направления
переносим вектор
в точку
механизма и рассматриваем движение этой точки относительно точки
по направлению скорости
. Из рисунка видно, что
направлена против часовой стрелки.
Аналогично определяем направление угловой скорости
. Перенеся вектор
в точку
, видно, что
направлена по часовой стрелке.
Построим план ускорений. Ускорение точки
состоит только из нормального ускорения, т.к. звено
движется равномерно и оно равно

= 
=
(3.4)
Вектор
направлен по радиусу к центру – от точки
к точке
.
Задаемся масштабом плана ускорений
и вычисляем длину отрезка
, изображающего вектор
в этом масштабе.
.
Из произвольной точки
, называемой полюсом плана ускорений, в направлении вектора
откладываем отрезок
(рис.
,
).
Переходим к группе Ассура
.
Векторные уравнения для точки
группы имеют вид:
=
+
, (3.5)
=
+
. (3.6)
Так как точка
неподвижна, то ее ускорение равно нулю и уравнение (3.6) превращается в тождество. Поэтому можно ограничиться только уравнением (3.5).
Ускорения
и
слагаются из нормальных и касательных составляющих:
=
+
,
(3.7)
=
+
(3.8)
Подставляя значения
и
в уравнение (3.5), получим
+
=
+
+
(3.9)
В уравнении (3.9) три вектора известны полностью – и по величине и по направлению, а два – только по направлению:
ускорение
по величине равно
=
¤
, (3.10)
вектор
направлен вдоль звена
от точки
к точке
– оси вращения звена;
вектор
направлен перпендикулярно звену
;
ускорение
известно полностью;
ускорение
по величине равно

=
/
, (3.11)
направлен вектор
вдоль звена АВ от точки
к точке
;
вектор
направлен перпендикулярно звену
.
Построим план ускорений. Согласно правой части уравнения (3.9), из конца вектора
, (отрезка
) откладываем в масштабе в указанном выше направлении вектор
, представляемый отрезком
, который вычисляется по формуле
=
/
.
Из конца вектора
(точки
) проводим направление вектора
(
).
Согласно левой части уравнения (3.9) из полюса плана ускорений
откладываем в указанном ранее направлении вектор
, изображаемый отрезком
, который вычисляется по формуле
=
/ mа.
Из конца вектора
(точки
) проводим направление вектора
(^
). Пересечение направлений
и
(точка
) дает решение векторного уравнения: отрезок
изображает вектор
, а отрезок
- вектор
. Величины этих ускорений равны:
=
×mа;
=
× mа.
Складывая векторы
и
, т.е. соединяя точку
с точкой
, получим отрезок
, который изображает вектор полного ускорения точки
-
.
Складывая векторы
и
, т.е. соединяя точки
и
, получим отрезок
, который изображает вектор ускорения точки
-
.
Величины этих ускорений равны:
=
× mа;
=
× mа.
Определяем угловые ускорения звеньев
и
:
e2 =
/
; e3 =
/
.(3.12)
Для определения направления этих ускорений переносим векторы
и
в точку
механизма. Рассматривая движение точки
относительно точки
в направлении ускорения
, устанавливаем, что e2 направлено против часовой стрелки. Рассматривая движение точки
относительно точки
в направлении
, устанавливаем, что e3 также направлено против часовой стрелки.
Векторы абсолютных скоростей и ускорений точек всегда направлены от полюса к данным точкам.
Векторы относительных скоростей и ускорений каких – либо точек всегда соединяют концы векторов соответствующих абсолютных скоростей и ускорений и также направлены к данной точке.