Формы трудовой деятельности: физический и умственный труд

Классификация основных форм деятельности.

БЖД определяется характером труда, его организацией, организацией раб. мест, наличием опасных и вредных факторов в среде обитания. Цепь «человек – коллектив - общество-орудия труда - производственная среда» находится в полной зависимости.

Характер и организация трудовой деятельности оказывает существенное влияние на изменение функц. состояния организма человека и определяется:

1. физическими перегрузками, в том числе статическими и динамическими, то есть это подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на ноги и суставы, мышцы и кости.

2. физиол недост двигател активностью нервно-психическими перегрузками (умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов)

Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную). Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий:

- соц неэффективность, связанная с низкой производительностью

- необходимость напряжения физических сил и потребность в отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации и треб преим напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активации процессов мышления, эмоциональной среды.

Отрицательным последствием может быть гипокинезия (гиподинамия), то есть значительное снижение двигательной активности, приводит к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.

Длительная, плохо организованная умственная нагрузка является одним из главных факторов формирования сердечно-сосудистой патологии.

В соответствии с существующей классификацией трудовой деятельности различают следующие формы труда:

1. требующий значительной мышечной активности

2. механизированная форма труда

3. групповые формы труда (конвейер)

4. форма труда, связанная с полуавтоматическим и автоматическим производством

5. формы труда, связанные с дистанционным управлением

6. формы интеллектуального (умственного) труда

(1) форма труда, требующая значительной физической и мышечной нагрузки, связанной с повышенными энергозатратами (4-6 тыс ккал в сутки и более)

(2) в условиях механизированного производства ниже объем мышечной деятельности, однообразие простых, локальных действий, малый объем информации приводит к монотонности труда, при этом уменьшается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, скорость р-й и быстро наступает утомление.

(3) Характеризуется дроблением труда на операции, заданные режимом, строгой последовательностью выполнения операций. При этом чем интервал времени, затраченный работником на операцию, тем монотонней работа, проще, но это приводит к преждевременной усталости быстрому нервному истощению.

(4) Человек исключается из процесса обр-ки предмета труда, который целиком выполн механизм. Задача человека сводится к простым операциям по обслуживанию станка, т е подать материал для обработки, запустить механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты такой работы – монотонность, повышенный темп работы и утрата творчества.

(5) Человек становится необходимым оперативным звеном производственного процесса и должен быть постоянно готовым к принятию решения в случае непредвиденной ситуации.

(6) а) управленческие

б) творческие

в) труд медицинских работников, преподавателей, учащихся, студентов.

Указанные виды труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Труд оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Пример: труд авиадиспетчера.

Труд руководителя предприятия – чрезмерным ростом объема информации, дефицитом времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятое решение, вероятностью возникновения конфликтов.

Труд медицинских работников, преподавателей – постоянным контактом с людьми разного роста, дефицитом времени и информации для принятия правильного решения. Поэтому это обуславливает высшую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов – повышенным напряжением психических функций, т е память, внимание, восприятие и наличие стрессовых ситуации.

Творческий труд – наиболее сложная форма, требующая внимания, памяти, напряжения. Это труд научных работников, конструкторов, изобретателей, писателей, архитекторов, композиторов, художников.

При нервно-эмоциональном напряжении наблюдается тахикардия – повышение частоты сердечных сокращений до 100-180 ударов в минуту.

Коррективн эргономика занимается совершенствованием существующих технических средств и оптимизацией деятельности оператора в системе «человек - машина» по отдельным факторам. Проективная предполагает оптимизацию деятельности БЖД оператора в системе «человек - машина» с учетом суммы всех факторов и взаимосвязи между ними.

Инженерная психология – раздел эргономики, где исследуются псхофизиологические возможности человека в процессе его взаимоотношения с «психическими» устройствами в автоматизированных системах управления (АСУ)

В инженерной психологии решается согласование устройств отображения и органов управления с возможностями человека по приему и переработке информации и осуществление этих управляющих воздействий.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряжённости выполняемой работы, необходимой для оптимизации условий труда и рациональной организации.

Тяжесть и напряжённость труда характеризуется степенью функционального напряжения организма, причём это напряжение может быть энергетическим и эмоциональным.

Физическая тяжесть труда - нагрузка на организм с использованием мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения.

Классификация по тяжести труда производится по мощности производимой работы с учётом вида нагрузок (статических и/или динамических), а также с учётом нагружаемых мышц.

Статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с приданием человеку рабочей позы. Если работа требует нахождения в статической позе 10-25% рабочего времени, характеризуется как работа средней тяжести. Если более 50%-тжёлая.

Динамическая работа связана с сокращением мышц, при этом расходуется как на поддержание напряжения в мышцах, так и на механическую часть работы.

Напряжённость труда характеризуется эмоциональной нагрузкой, требуя интенсивной работы мозга и всей ЦНС по получению и переработке информации. Кроме того, учитываются эргономические показатели: сменность труда, поза, число движений, монотонность, артериальное напряжение…

Если один и тот же вид труда по разным критериям попадает в разные категории, то окончательная оценка усредняется по одному обязательному и двум дополнительным критериям. К обязательным критериям относится: по тяжести труда – мощность работы и величина статического усилия: по напряженности труда – внимание, плотность сигнала и эмоциональное напряжение. Таким образом, оба показателя (и тяжесть и напряженность) оцениваются по отдельности, а результат оценки представляется в виде разделения указателя категории тяжести и категории напряженности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: