double arrow

Темы практических занятий. Антиох Кантемир. Две сатиры (по выбору студента)


Тексты для чтения к разделу 4

Тексты для чтения к разделу 3

Антиох Кантемир. Две сатиры (по выбору студента).

Василий Тредиаковский. Несколько произведений малых жанров.

Михаил Ломоносов. Две торжественные оды ( по выбору студента). Ода, выбранная из Иова. Вечернее размышление о божьем величестве.

Утреннее размышление о божьем величестве. О пользе книг церковных в российском языке. Риторика.

Гавриил Державин. Две торжественные оды по выбору студента. Бог. Водопад. Евгению. Жизнь званская. Приглашение к обеду.

Александр Сумароков. Две трагедии разных периодов (по выбору студента). Наставление хотящим быть писателями.

Яков Княжнин. Вадим Новгородский.

Раздел 4. Литература последней трети века. Разрушение русского классицизма.

Тема 1.Журнальная сатира 60 – 70-х гг.

Журнальная сатира как явление политическое и художественное. Причины ее появления. Разнообразие издаваемых журналов. Журналы Н.И.Новикова. Просветительский идеал и масонские идеи в них. Разнообразие малых сатирических жанров в изданиях Новикова. Полемика о сатире между «Трутнем» и «Всякой всячиной». Роль сатирических журналов в становлении гражданского общества.




Тема 2. Жанрово-композиционное своеобразие « Путешествия из Петербурга в Москву» А.Радищева.

Мировоззрение Радищева и его отражение в произведениях различных жанров. Связи между малыми жанрами в творчестве писателя и его главным сочинением. «Путешествие…» как цельное произведение. Споры о творческом методе писатели и о жанре его главного произведения. Структура произведения. Роль вставных элементов. Система персонажей, их соотношение с образом путешественника – повествователя.

Тема 3.Комедия и комическая опера последней трети века. Серьезное и смешное в пьесах Д.Фонвизина и И.Крылова.

Комедии Сумарокова как первые образцы русской комедии.

Причины распространения комических и легких жанров.Развитие жанра комедии к концу века.Понятие о комической опере.Герои комических опер.

Фольклорное элементы. Сосуществование в рамках произведений этого жанра нравоучительного и собственно комедийного начала. Социальная направленность «Несчастья от кареты» Княжнина и «Ябеды» Капниста.

Тема 4. «Бригадир» и «Недоросль» Фонвизина как вершинные достижения русской драматургии 18 века. Проблематика этих произведений. Система персонажей. Характеры. Приемы создания комического. «Душеполезное» в комедиях Фонвизина.

«Подщипа» Крылова в ряду других его драматических сочинений. Сосуществование в ней обличительного и пародийного начал. Связь драматических сочинений Крылова с его лирикой, журналами и прозой. Журнал как особый жанр в его творчестве. «Почта духов»; проблематика, композиция. Раннее творчество Крылова как предтеча «басенного» периода.



Тема 5.Русский сентиментализм.

Споры о русском сентиментализме. Сентиментализм как творческий метод.

Н.Карамзин как основоположник русского сентиментализма. Соотношение лирического и эпического в его творчестве. «Бедная Лиза» как образец русского сентиментализма. Романтические элементы в других повестях писателя.

Басни, сказки и песни И.Дмитриева в связи с проблемой русского сентиментализма.

Самостоятельно изучается тема«Демократическая проза»: жанры, герои (М.Чулков, Ф.Эмин).

Для тем 1 – 5 форма подачи лекционная. К разделу 4 относится также практическое занятие 3 «Поэзия последней трети века» (см. темы практических занятий).

Александр Сумароков. Две комедии разных периодов по выбору студента.

Материалы из журналов Николая Новикова.

Иван Богданович. Душенька.

Василий Майков. Елисей, или раздраженный Вакх.

Михаил Херасков. Россиада.

Василий Капнист. Ябеда.

Яков Княжнин. Несчастье от кареты.

Одну из комических опер на выбор – кроме перечисленных выше (лучше всего взять образцы Попова, Аблесимова или Матинского).



Денис Фонвизин. Послание к слугам моим. Лисица – казнодей. Бригадир.

Недоросль. Вопросы. Всеобщая придворная грамматика.

Образцы малых жанров поэтов последней трети века.

Николай Карамзин. Бедная Лиза. Одна из романтических повестей. Лирика.

Иван Дмитриев. Басни. Песни. Модная жена.

Александр Радищев. Житие Ушакова. Дневник одной недели. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. Поздняя лирика.

Иван Крылов. Материалы из журнала «Почта духов». Каиб. Подщипа.

Философская лирика.

РАЗДЕЛ 5. Русская литература 18 века как трамплин. Значение литературы периода для дальнейшего развития русской литературы. Лекция.

Занятие итоговое, в этом модуле не предполагается ни практических занятий, заданий рубежного контроля, ни специальной литературы.







Сейчас читают про: