Советская и постсоветская философия

Идеологичность советской философии возвращает к понятию благодати, важному для русской философии, но к благодати не божественной, а атеистической. Это благодать объективных законов развития, которые на нашей (т.е. советской) стороне, замена традиционного русского «С нами Бог!» на «С нами объективные законы!». Эта

273

 

безбожная философия в основе своей также религиозна, но с точностью до наоборот. Коммунистическая идеология – это религия со знаком минус; соответственно марксистско-ленинская философия – это атеистическая философия, по структуре совпадающая с религией.

Русская философия – философия благодати, которая диалектически сочетается с законом. Особенно подкупает, когда закон объявляется ведущим к благодати. За это в России так благожелательно был принят марксизм. Именно в СССР в наибольшей степени философия стала служанкой идеологии.

Во второй половине XX века в русской философии возобладала социальная направленность, но не утопическо-коммунистичес-кая, как было в СССР в первой половине века, а критическо-ком-мунистическая. Вместо того, чтобы писать в ленинско-сталин-ском духе, каким будет коммунизм, стало модно анализировать, каков на самом деле образовавшийся после революции 1917 года «реальный коммунизм». Так и называется книга A.A. Зиновьева (1922-2006), хотя этот термин не совсем точен, поскольку коммунизм остался заявленным в программе КПСС на 1980 год, но не построенным. Точнее говорить о реальном социализме, как его и называли официально. Этот реальный социальный строй в период, названный застоем, подвергся уничтожающей критике (в частности, Зиновьевым в «Зияющих высотах»), хотя позже назван был тем же Зиновьевым самым выдающимся периодом в истории России. Сопоставляя социально-философскую критику и ее результаты, Зиновьев ввел в оборот меткий афоризм, часто повторяемый ныне: «Метили в коммунизм, попали в Россию».

Зиновьевым были описаны законы «реального коммунизма». В своем первом философско-социологическом произведении, написанном им в 54 года, Зиновьев нашел адекватную форму изложения в условиях, когда цензура не давала возможности свободного исследования в традиционном философском виде. Его произведения в определенной мере возвращают к формам платоновского диалога, совмещенного с аристотелевским трактатом.

ЗНАЧЕНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Русская философия стоит особняком по отношению к западной философии и границей водораздела стала философия Канта. Русская философия не пошла по пути обоснования науки посредством противопоставления явления и вещи в себе. В ней сильнее оказалось религиозное начало и стремление к поиску абсолютной истины.

274

 

Русскую философию можно назвать преимущественно религиозно-социальной. Н.О. Лосский отмечает, что русской философии присуще острое чувство реальности и интуитивизм в гносеологии. Другая черта – это стремление к целостности познания и поведения человека, основанной на единстве рацмонального мышления, чувственного опыта, эстетического вкуса, религиозных и нравственных представлений и мистической интуиции. Все это указывает на синтетический характер русской философии, которая помимо отмеченных, имеет еще один аспект, связанный с промежуточным положением России между европейскими и восточными цивилизациями, – синтез западных и восточных представлений.

Русская мысль разрабатывала фундаментальные философские темы и в то же время внесла в философию свою специфику, вытекающую из особенностей национального характера. На шкале интуиция – рационализация русской философии, как и подобает религиозной философии, будет ближе к левой части. Без русской философии невозможна философия как целостное постижение мира, поскольку ей присуща в качестве основной синтетическая функция. Этим путем синтеза определяется и ее будущее.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 12

/. Каковы особенности русской философии?

2. Как соотносится «Слово о законе и благодати» Илариона с «Государ
ством и революцией» В.И. Ленина?


Какие этапы развития прошла русская идея?

Каковы перспективы дальнейшего развития русской идеи?

5. Каковы основные черты программы развития русской философии
И.В. Киреевского?


Каковы главные особенности философии В.С. Соловьева?

Каковы главные особенности философии Н.А. Бердяева?

Каковы основные направления развития советской философии?

В нем значение русской философии?

10. Каких современных русских философов вы знаете?

ЛИТЕРАТУРА

Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. М., 1991. Киреевский И.В. Избр. статьи. М., 1984. Соловьев B.C. Соч. В 2-х т. М., 1988. Бердяев H.A. Русская идея в 2-х т. М., 1994. Русская идея. М., 1992.

275

 

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ

Глава 13.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

Я утверждаю, что последовательность

систем философии в истории та же, что и

последовательность в выведении логических

определений идеи. Я утверждаю, что если

совершенно освободить основные понятия

появлявшихся в истории философии систем

от того, что относится к их внешней форме,

к их применению к частным случаям и т.п.,

то получатся различные ступени определения

самой идеи в ее логическом понятии.

Гегель

Подводя главный итог философии к концу 2-го тысячелетия к тому, что сделано за почти 2,5 тыс. лет ее истории и почти столько же ее предыстории, попытаемся выделить и сформулировать в этой главе закономерности, присущие «скелету» философии, иными словами, закономерности развития систем философии.

Конечно, в любой период истории философии можно найти самые различные направления исследований. Но одни из них преобладают, другие располагаются на втором плане, что и позволяет установить закономерности. Каковы они?

Существуют два подхода к произведениям человеческого духа, различающиеся тем, признаются ли они зависящими от особенностей самой личности, их создавшей, или нет. Особенно четко их разделил Гегель. Вся история философии, по Гегелю, состоит в постепенном разворачивании царства духа, метафизики – от ионийских философов, которые рассматривали сущность вещей как нечто материальное, Пифагора, который в основе чувственного мира видел число (правда, неотделимое от этого мира) и элеатов, задумавшихся о чистом бытии, до новейшей философии. Недавняя

276

 

советская философия, ведущая через Маркса свое происхождение от Гегеля, была насыщена такими остатками гегельянской терминологии, как, например, словосочетание «историко-философский процесс». За ним скрывается представление о некоем мифическом существе, поступательно движущемся к цели.

УЛ. Фейербаха, от которого идет прагматистское толкование У. Джеймсом истории философии как борьбы темпераментов, находим последовательную критику позиции Гегеля. «Гегель воспроизводит все, располагая в последовательном ряде развития, так поступает он и в «Истории философии». Поэтому он подчиняет одну систему другой, а ведь системы могут быть не только одновременными, но и равноправными. Так, Гераклита он ставит выше Парменида; но первый не выше второго; оба стоят на одном уровне, оба созерцают тот же предмет, но облекают его в разные формы или, вернее, смотрят на него разными глазами. Остановимся хотя бы на общеизвестном «потоке» Гераклита. Парменид так же хорошо, как Гераклит, видит поток жизни и вещей; но он говорит: всегда то же самое следует за тем же самым, волна за волной, при этом все та же песня, существенного отличия нет, отличие только для глаза, но не для моего рассудка; в самом деле, при этом движении мой рассудок пребывает в покое, заметным образом движение не колеблет, не возбуждает его, он скучает; итак, это только видимое, а не существенное, не подлинное движение. Если воду, которая здесь непрерывно течет, разлить по равнине, то получилось бы абсолютно однообразное, однотонное впечатление. Что мне сейчас кажется иным, отличным, поскольку я наблюдаю его сменяющимся, представилось бы мне как нечто тождественное, если бы я смог это охватить единым взглядом. Гераклит же абстрагируется от тождества содержания и обращает внимание только на форму текучести и гибели, на непрекращающееся чувственное движение, в то время как субстрат движения, волна, то исчезает, то появляется. Для Гераклита сам поток есть нечто неизменное, постоянно пребывающее, для Парменида – то, что течет. Между тем можно оправдать оба взгляда, которые коренятся как в природе предмета, так и в природе человека; оба взгляда повторяются на тысячи ладов в жизни и мышлении человека... Первый взгляд есть взгляд спокойного, сосредоточенного человека рассудочного типа; второй взгляд свойствен чувственному, горячему человеку»1.

1 Фейербах Л. История философии в 3 -х т. М., 1974, т. 3, с. 380 - 381.

277

 

Существует ли преемственность философских проблем? Мы видим, что некоторые темы, характерные, например, для античной философии, перешли после знакомства с нею в философию современную. Были ли они внутренне присущи западной философии или являлись следствием давления античной культуры? Другими словами, справедливо ли гегелевское представление о поступательном саморазвитии философской мысли или шпенглеровское мнение об автономности философских взглядов каждой культуры?

У каждой культуры, по Шпенглеру, свой философский цикл от подъема до упадка, причем в последний, цивилизационный период, философия преимущественно этическая и в высшей мере систематизирована и логицирована. «Вечных вопросов нет, есть только вопросы, почувствованные и выдвинутые из бытия исторически-индивидуального человечества, из бытия какой-нибудь отдельной культуры... У каждой эпохи имеется своя тема, обладающая значением только для нее, и ни для какой другой. Не ошибиться в выборе темы – вот признак прирожденного философа»1.

Можно согласиться со Шпенглером, что каждая эпоха и культура имеют свой дух (мы говорим: эпоха Возрождения, эпоха Просвещения, но под своеобразием эпохи можно обнаружить преломление некоторых извечных структур. Выявить эти постоянные структуры, непреходящий перечень вопросов к бытию, и есть задача историка философии.

Одной из таких постоянных проблем истории философии был поиск первоначала, принципа развития и движущих сил бытия. Двумя главными направлениями в развитии философии признавались материализм и идеализм. Но одно невозможно без другого. Materia происходит от mater, но кто оплодотворил мать-природу? Гегель пишет, что «каждое подлинно философское учение есть... идеализм»2, и это потому, что такое учение оказывается философски богатым и плодотворным.

Помимо дилеммы идеализма и материализма в онтологии, существует дилемма рационализма и эмпиризма в гносеологии, которая проходит через всю историю философии: от элеатов к Декарту, от Гераклита к Локку и Юму. Великие системы Платона и Канта вносили ясность и на время закрывали остроту противоречий, но затем борьба возобновлялась с новой силой под воздействием на-

1 Шпенглер О. Закат Европы. М.-СПб., 1923, с. 392 - 393.

2 Гегель Г. Энциклопедия философских наук в 3 -х т. М., 1973, т. 1, с. 236.

278

 

учных достижений и прогресса философии самого по себе – углубления в проблему без какого-либо постороннего импульса.

Все феномены культуры следует изучать в исторической последовательности. Только тогда может появиться целостное представление об их эволюции и обо всей истории человечества. Обычно же хватаются за соломинки отдельных фактов культуры, вместо того, чтобы наслаждаться под ее тенистой кроной. Беспорядочное чтение преимущественно текущей литературы мало что дает. Сказанное веками назад порой современнее самых свежих публикаций. Нужно интересоваться новыми авторами, но предпочитать знаменитых. Разум должен быть ориентирован на восприятие великого. В этом случае целостность предмета не ускользнет от внимания.

Названия второй и третьей глав пособия отражают их содержание. Как дисциплина, философия зародилась в Древней Греции с появлением формальных принципов и метода исследований, но основная проблематика будущей дисциплины сформировалась в Древней Индии и Древнем Китае как нравственно-философская мысль. Религиозная философия средних веков и научная философия Нового времени развивалась на основе античной философии, которая во всех смыслах была фундаментом. Больше никогда не повторился тот идеальный подбор условий, как в Древней Греции. И нигде больше философия не достигла такого расцвета.

Если прав Гегель, что философия – «познание в понятиях», то началась она с Сократа. Скрытая в нем творческая пружина, развернувшись, дала Платона и Аристотеля, несколько боковых линий и создала структуру философии как таковой. В греческом мире – мире понятий и пластических форм – сформировалось представление об идее. Платоновский «мир идей» был синтезом сократовых понятий и демокритовых атомов-идей. Соединенный Аристотелем с гераклитовым «потоком» становления бытия, он превратился в иную оригинальную систему.

В истории философии новое часто появляется как синтез двух учений, которые, однако, не обязательно должны существовать как тезис и антитезис, а могут, как учение об идеях и становлении бытия, быть рядоположены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: