Диалектика и софистика

Диалектику как метод можно интерпретировать социально различным образом: или как учение о внешней борьбе, которая достигает своего крайнего обострения и революционного разрешения, или как учение о внутренней борьбе, которую человек ведет с самим собой. Другими словами, диалектика как метод представляет широкие возможности для ее интерпретации.

Отличие диалектики от софистики дано Гегелем, но вряд ли кто-нибудь согласится, что он действует из необоснованной предпосылки, каждый будет считать свои мысли высшим разумным движением. Противники диалектики утверждают, что природа и общество не развиваются по триаде: тезис – антитезис – синтез. Ни семья, ни государство, не являются ни дуалистическими, ни триа-дическими по своей сущности, подчеркивал П. Сорокин. Наряду с борьбой существует сотрудничество и нейтральность. Тем более не основательны претензии диалектики на тождество с бытием.

О природе известно слишком мало и слишком несовершенны органы чувств и разум человека, чтобы делать столь широковещательные заявления. Остается признать, что имманентность метода означает его соответствие бытию данного человека не в меньшей степени, чем соответствие предмету исследования.

Диалектика претендует на гносеологический синтез конкретного и всеобщего. В естественных науках не учитывают индивидуальность предмета, так как становление его произошло давно и находится вне внимания исследователя. В истории наблюдают становление предмета в его индивидуальной полноте. Из-за различия в самом предмете методология социального познания отличается от методологии естествознания, во-первых, тем, что признает единичные факторы неравнозначными, а во-вторых, саморазрушающимся характером своих результатов («знание законов биржи разрушает эти законы» – Я. Винер). Социальное познание не только обобщает факты, но имеет дело с индивидуальными событиями большого значения, из которых проистекает и которыми объясняется объективный процесс. В гуманитарно-научном методе имеет место взаимодействие переживания и понятия, утверждал Диль-тей. Переживание столь важно именно потому, что сами понятия и закономерности исторического процесса производны от первоначального индивидуального переживания ситуации.

Исходный пункт исследования индивидуален, стало быть, ме-

299

 

тод тоже должен быть индивидуален, что не противоречит целесообразности частичного использования всеобщих приемов. Закономерности открываются на основе пристального изучения индивидуальности. От индивидуального через изучение связи между индивидуальным и закономерным к закономерному и от него опять к индивидуальному – таков метод исследования, отвечающий диалектике. Философ может начать с понятных всем обычных вещей, затем перейти к понятийному анализу, уйти в методологию науки и снова вернуться к действительности, давая ориентиры на будущее.

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Среди методов, отражающих специфические черты предмета философии, одно из важных мест занимает прагматический (от греческого «прагма» – «действие», «практика). Он исходит из того, что синтез познания и преобразования составляет характерную черту философствования. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»1. Данное стремление философии поставлено на передний план прагматизмом. В нем слово теряет свое первобытное магическое значение. «Из каждого слова мы должны извлечь его практическую наличную стоимость, должны заставить его отработать в потоке нашего опыта. Оно рассматривается не столько как решение, сколько как программа для дальнейшей работы, в частности, как указание на те методы, с помощью которых может быть изменена данная нам действительность»2.

Прагматизм и есть, по утверждению Джеймса, не что иное, как метод. «Прагматический метод... пытается истолковать каждое мнение, указывая на его практические следствия... если мы не в состоянии найти никакой практической разницы, то оба противоположных мнения означают, по существу, одно и то же»3. Все выводы проверяются экстраполяцией их на человека.

Принцип прагматизма его основоположник Ч. Пирс понимал очень широко. Под практическими следствиями он имел в виду всевозможные ощущения и реакции человека. При таком расши-

1           Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2, с. 4.

2           Джеймс У. Прагматизм. СПб., 1910, с. 38.

3           Там же, с. 33.

300

 

рении прагматическому методу, как и диалектическому, грозит вырождение в тривиальность.

Структурализм, системный подход, функциональный анализ, прагматизм, диалектика представляют собой методы исследования, которые при их возникновении в какой-то степени имманентны предмету. Затем метод, достигший успеха в сфере его формирования, начинает проникать в смежные области, действуя в них в качестве инструмента. В методологии тоже есть преемственность, сдвиги методов аналогичны сдвигам проблем, и здесь огромное поле деятельности для методологов.

МЕТОД И ПРИНЦИП

По существу, основные методы философствования скорее принципы, которые открывают в мире и мышлении и затем рекомендуют применять везде. Результаты познания сами в какой-то мере определяются исходными принципами. У каждой стройной философской системы свой принцип: у Гегеля – Абсолютная Идея, у Ницше – воля к власти и т.д. О роли принципа в философии В.С. Соловьев сказал так: «когда в умственном развитии должен проявляться какой-нибудь принцип, то для того, чтобы он всецело был выражен и вполне развит необходимо, чтобы носители этого принципа признавали его абсолютным, и, следовательно, безусловно отрицали значение всякого другого принципа»1.

Значение имеет также личность философа и внешние условия его работы. «Шопенгауэр никогда не хочет казаться: он пишет для себя, а никто не хочет быть обманутым, и тем более философ, который ставит себе закон: не обманывай никого, и даже самого себя! Условия, при которых философский гений в наше время может по крайней мере возникнуть, несмотря на вредные противодействия: свободная мужественность характера, раннее знание людей, отсутствие ученого воспитания, патриотической узости, нужды зарабатывать хлеб и связи с государством, – словом свобода и опять свобода: та дивная и опасная стихия, в которой должно было возникнуть греческим философам»2.

Подчеркнем еще раз, что главное в философии не набор знаний, а способность думать. Философия имеет свои методы: сократовскую майовтику, развившуюся в диалектику как метод мышления;

1           Соловье B.C. Собр. Соч. в 10 т. Т. 1, с. 63.

2           Ницше Ф. Поли. Собр. соч. в 15 т. Т. 11, с. 190.

301

 

совокупность рациональных правил – универсальный циркуль, которым измеряется бытие, и т.д. Использование этих методов необходимо, но не достаточно.

Здесь подходит аналогия с языком. Существуют фонетика, грамматика, лексика, которые можно знать, но не уметь говорить на данном языке. Точно так же можно выучить философию, но не уметь думать. Навык и тренировка требуются как для овладения умением говорить, так и для овладения умением мыслить. Это второй уровень овладения дисциплиной. Наконец, наивысший, третий уровень – творческий, когда удается сказать новое слово в буквальном и переносном смысле. Итак, три уровня: знание, умение, творчество.

Умение мыслить связано с критической оценкой происходящего, поскольку всякая самостоятельная мысль находится в противоречии с существующими стереотипами; с целостностью отношения к миру, поскольку одна мысль неизбежно тянет за собой другую. Человек или умеет говорить на другом языке и обо всем, или не знает языка вовсе. Так же или он имеет целостный взгляд на мир, или не дорос до философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: