Философия и идеология

Главное достижение философии – развитие представления об идее. Но когда от идеи как таковой переходят к конкретным идеям, которые пытаются внушить всем – это идеология. В своей навязчивости и безапелляционности идеология – «ложное сознание», в своей проблематичности – социально-политическая конкретизация философии.

Можно провести следующее различие между философией и идеологией. Философия не является идеологией, потому что ее положения должны быть рационально и фактически обоснованы. Идеология же, напротив, всегда выступает как выражение эффективных потребностей определенных общественных групп.

Для того, чтобы идеология появилась, необходимо, помимо преобладания экономических интересов, еще и развитие рассудочных средств их оправдания. Эти два фактора и обеспечили формирование идеологии. Традиционное марксистское понимание идеологии как системы ложного сознания может показаться удивительным в наше время, когда марксизм представляет собой не что иное, как идеологию, причем одну из наиболее развернутых и мощных. Тем не менее, основоположники марксизма трактовали идеологию именно так. «Идеология – это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с сознанием ложным..Истинные движущие силы, которые побуждают его к деятельности, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом. Он создает себе, следовательно, представления о ложных или кажущихся побудительных силах»1.

Идеология потому не есть «чистая» теория и не может ею быть, поскольку знание действительности само по себе не может никого побудить к действию; идеология содержит оценочные

1 Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв. М., 1979. Т. 3, с. 547 - 548.

418

 

или описательные суждения, которые или уже являются мистифицированным выражением веры в какие-нибудь ценности, или подчиняют свое содержание укреплению этой веры и этих ценностей.

Цель идеологии – надеть на всех одинаковую «жуткую маску» (по выражению Ницше). Философия призвана спасти от опасности унификации. «Где существовали могущественные общества, правительства, религии, общественные мнения, – словом, где была какого-либо рода тирания, там она ненавидела одинокого философа, ибо философия открывает человеку убежище, куда не может проникнуть никакая тирания, пещеру внутренней жизни, лабиринт сердца; и это досадно тиранам»1.

Философия обращается ко всем и несет общечеловеческие ценности вне различия классов и наций. Идеология обращается к определенным слоям населения и защищает их (чаще всего господствующие группировки, которые она выдает за носителей истины и прогресса).

Поскольку философия дает личную истину в обобщенной форме, ее легче всего использовать для идеологического подавления. Наука здесь не подходит, поскольку дает родовую истину, с которой все и так согласны (желание вынудить согласие всех приводит к тому, что идеология приписывает себе «научность»). Искусство также не подходит, потому что дает истину в личной форме (подлинное искусство, а не пропаганда под видом искусства) и каждый волен интерпретировать ее по-своему. Превращаясь в идеологию, философия омертвляется, теряет живой дух, и в этом ее судьба схожа с судьбой религии, когда та переходит из Откровения в учреждение.

Когда в моду входят идеологи, с философией как любовью к мудрости, способной критически относиться к претензиям на всезнание, покончено. Как только какие-то конкретные идеи начинают вдалбливаться как единственно верные – прощай диалектика и да здравствует идеология.

Истинная философия критически относится ко всем мифам, в том числе идеологическим, и разъясняет ложность их принципов (например, что «цель оправдывает средства»), В век засилья идеологий философ тем более должен способствовать осознанию людьми их высших личностных интересов и желаний.

1 Ницше Ф. Поли. собр. соч. в 15 т. Т. 11, с. 196.

419

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: