Утонченная форма соглашения, в которой ряд составляющих ее элементов не известен в
явном виде ни одной из сторон. элементами психологического контракта являются
взаимоотношения и ожидаемое поведение, которое осознанно или неосознанно
поддерживается каждой из сторон.
· Психологический контракт никогда не формулируется и, тем более, не записывается письменно.
· Является взаимным и динамичным. Если возникает разбалансирование, существуют силы, способные восстановить равновесие. Однако оно не может претерпеть
существенного изменения в результате одностороннего воздействия.
· Нарушение психологического контракта вызывает сильную эмоциональную
реакцию.
Психологический контракт – «незаписанные, невысказанные надежды и динамика
психологических отношений между работодателем и работником»
(Торноу, 1988)
Роли, выполняемые менеджерами в организации.
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль…
|
|
Уильям Шекспир
Роли, исполняемые кем-либо, могут быть определены как совокупность ожиданий
исполнителя роли и взаимодействующих с ним людей по поводу вклада, который он (она) должен внести в конкретную ситуацию, и поведения, соответствующего этой ситуации.
Генри Минцберг выделил 10 управленческих ролей и сгруппировал их в три категории:
· Роли межличностного общения
· Информационные роли
· Роли, связанные с принятием решений.
Важнейшими являются информационные роли – менеджер определяет приоритетность
информации. Роли межличностного общения вытекают из полномочий и статуса менеджера. принимая на себя межличностные и информационные роли, менеджер способен играть
роли, связанные с принятием решений.
Роли межличностного общения
· глава – представляет свою организацию (подразделение) в следствие формального авторитета и символического положения перед другими людьми как внутри
организации, так и за ее пределами
· лидер – вдохновляет людей и ведет их к намеченным целям, совмещая потребности (цели) людей и организации
· связующее звено – обеспечивает и поддерживает горизонтальные связи и
взаимодействия, необходимые для работы как внутри, так и вне организации
Информационные роли
· собиратель – собирает и оценивает необходимую информацию о том, что происходит в организации и за ее пределами
· распространитель – обеспечивает информационные потоки внутри организации и за ее пределами
· представитель – передает информацию за пределы организации или подразделения в целях обеспечения взаимодействия с внешним окружением
|
|
Роли, связанные с принятием решений
· инициатор - принимает решения о целесообразных изменениях и о путях их внедрения;
· устранитель проблем – разрешает непредвиденно возникающие проблемы и препятствия
· ведущий переговоры – ведет переговоры для принятия эффективных решений
с учетом различных точек зрения
· распределитель ресурсов – принимает решения о распределении ресурсов, в том
числе, времени, денег, людей и оборудования
(Г. Минцберг, 1973)
Источники ролевого поведения