Описание предметных функций управления

Планирование заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций в деятельности предприятия в соответствии с установленными целями, возможностями ресурсного обеспечения и спросом на рынке. В ходе плановых расчетов:

· обеспечиваются детализация установленных целей деятельности организации и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей,

· устанавливается состав реализуемых проектов,

· распределяются задания, определяется состав необходимых ресурсов,

· согласовываются очередность и сроки реализации отдельных работ,

· обеспечивается выполнение заданий, установленных на каждый период времени.

Функция организации производственных процессов заключается в обеспечении выполнения установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития предприятия. Организация в менеджменте обеспечивает рациональное сочетание во времени и пространстве всех элементов производственного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений. Это осуществляется путем создания организационной структуры предприятия, установления характера взаимоотношений между ее элементами и регулирования порядка и условий их функционирования.

Контроль и регулирование состоит в обеспечении выполнения установленных плановых заданий, направленных на достижение принятых целей развития в заданных организационных условиях. Задачами контроля и регулирования являются:

· сбор и систематизация информации о состоянии деятельности и ее результатах;

· оценка состояния и полученных результатов деятельности;

· анализ причин отклонений и факторов, влияющих на результаты деятельности;

· подготовка и реализация решений, направленных на достижение целей.

Процессуальные функции управления

Включают в себя два вида деятельности, составляющих содержание труда менеджера любого уровня иерархии, — принятие решений и коммуникации. По существу процессуальные функции менеджмента являются основными средствами реализации предметных и социально-психологических его функций.

Социально-психологические функции управления

Включают в себя управленческие процессы и инструменты, способствующие созданию и поддержанию благоприятного производственного и психологического климата в организации. Это достигается рациональным делегированием полномочий и мотивацией труда исполнителей.

Делегирование подразумевает комплекс управленческих решений, направленных на рациональное распределение работ по управлению деловыми процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления.

Мотивация предусматривает создание системы моральных и материальных стимулов для эффективного и производительного индивидуального и коллективного труда сотрудников организации, а также планирование, организацию и обеспечение повышения профессионального уровня и возможности карьерного роста сотрудников организации.

Источник: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. – М.: «Гардарика», 2004.

 

 

Формирование целей организации

«Цель – это мечта, которая должна сбыться к установленному сроку».

Цель в менеджменте – это требуемое или желаемое состояние организационной системы
в планируемом периоде, выраженное совокупностью характеристик.

Цель организации является, с одной стороны, результатом прогнозов и оценки ситуации, а с другой — ограничением для планируемых мероприятий. Наличие целей позволяет организации:

· придать смысл деятельности (зачем выполняется та или иная работа);

· получать заданные результаты в конкретных областях деятельности;

· повышать качество работы сотрудников организации (цель трансформируется
в действия, которые создают предпосылки для обратной связи и, как следствие,
возможность оценить качество работы);

· развивать навыки и способности персонала (достижение целей требует от людей
определенных усилий, реализации их потенциала).

Необходимо рассматривать систему целей - как фактор, влияющий на структуру организации и обеспечивающий ее эффективное функционирование и долгосрочное развитие. Разделяют стратегические цели, оперативные (тактические) цели и задачи.

 





Метод управления по целям (МВО)

Управление по целям (Management by objectivities – MBO) – метод, который предназначен для реализации руководства выполнением согласованных целей.

Суть метода в том, что менеджеры должны ставить перед подчиненными задачи, указывая
цели и показатели выполнения работы, вместо того, чтобы давать точные указания о том, каким образом сотрудникам следует выполнять работу.

В основе метода лежит условие, что цели и показатели работы должны обладать
характеристиками SMART (с англ. – «разумный»):

Specific                             – конкретны;
(Что конкретно должно быть достигнуто?)

Measurable                             – измеримы;
(Как мы узнаем, что достигли цели, по каким признакам, измеримым показателям?)

Achievable                        – достижимы;
(Насколько поставленная цель согласована с целями менеджеров смежных подразделений предприятия при выполнении задачи/проекта?)

Realistic (Relevant)           – реалистичны
(Уместны в контексте деятельности фирмы – насколько поставленная цель соотносится
с целями более высокого уровня? Какие ресурсы нам понадобятся для достижения цели?)

Timed ( Time – bound)      – ограничены во времени.
(Когда цель должны быть достигнута?)

 

ПРИМЕРЫ ЦЕЛЕЙ

  • Обеспечить средний объем поставок нового специального оборудования в производственные подразделения компании в 2016 г. не менее 95% от объема 2015 г.
  • Снизить текучесть кадров на 5% в отделах продаж компании до 15.12.16.
  • Снизить объем сверхурочных работ в производственных подразделениях компании
    на 10% до 30.06.16 г.

 

Предприятие работает так, как им управляют

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется
для достижения цели или целей.

 













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: