Этапы функции контроля

I. Установление стандартов и масштабов допустимых отклонений. Стандарты – это конкретные цели, степень достижения которых поддается измерению. Они должны иметь временные рамки, в которых должна быть выполнена работа, и конкретный критерий, по которому оценивается работа. Например, в качестве стандарта можно использовать цель: получить прибыль 1 млн. руб. за 2007 г. Конкретный критерий (в данном случае 1 млн. долл.) и определенный период времени (один год) называются показателями результативности.

Руководство должно устанавливать масштаб допустимых отклонений, в пределах которого отклонение полученных результатов от намеченных не должно вызывать тревоги. Определение масштаба допустимых отклонений — вопрос кардинально важный. Контроль должен быть экономически эффективным, т.е. преимущества системы контроля должны перевешивать затраты на ее функционирование. Экономичность контроля достигается использованием метода управления по принципу исключения. Суть его заключается в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов. Для этого руководство и устанавливает масштаб допустимых отклонений. Если обнаруживаются отклонения, не выходящие за рамки этого масштаба, то такие отклонения не вызывают тревоги.

II. Сопоставление реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе необходимо предпринять следующие действия:

• измерить результаты;

• оценить полученную информацию о достигнутых результатах;

• сравнить результаты работы с установленными стандартами и масштабами отклонений.


III. Определение действий, которые следует предпринимать:

• невмешательство в работу;

• устранение отклонений;

• изменение стандартов.

Невмешательство в работу. Если фактические результаты совпадают с установленными стандартами или имеющиеся отклонения не превышают масштаб допустимых отклонений, то лучше ничего не предпринимать.

Устранение отклонений. Вслучае обнаружения значительных отклонений, превышающих масштаб допустимых отклонений, следует установить причины отклонений и добиться возвращения к соответствующим этапам кольца управления.

Изменение стандартов. Бывает так, что в процессе реализации плана становится ясно, что планы составлены слишком оптимистично и требования стандартов выполнить практически невозможно. Бывают ситуации, когда в процессе контроля выявляется необходимость пересмотра стандартов в сторону повышения.


Поведенческие аспекты контроля

Люди являются неотъемлемым элементом контроля, поэтому при разработке контроля необходимо учитывать особенности их поведения.

1. Поведение, ориентированное на контроль. В некоторых исследованиях подтверждается тенденция сотрудников всячески подчеркивать работу в тех областях, где проводятся измерения, и пренебрегать той, где подобных измерений не проводится. Необходимо тщательно спроектировать систему контроля с учетом подобных эффектов, иначе она будет направлять сотрудников на то, чтобы хорошо выглядеть при проведении контрольных измерений, а вовсе не на то, чтобы достичь целей организации.

2. Выдача непригодной информации. Контроль может побуждать людей выдавать организации непригодную информацию, например, переоценить объем необходимых ресурсов и недооценить объем возникающих доходов, заниматься приписками в отчетах. Проблема, возникающая в этих случаях, состоит в том, что контролеры не знают, сколько и каких ресурсов надо затратить и каких целей организация может достичь на самом деле. Все это может привести к тому, что будут упущены важные возможности для развития организации.

Показатели оценки системы контроля

Чтобы система контроля была эффективной, ее необходимо периодически оценивать по следующим основным показателям:

1) выполнение задач контроля — контроль должен определять совпадения или отклонения в системе управления организацией; способствовать своевременному устранению отклонений, выработке эффективных решений; для оценки системы контроля по этому критерию необходимо дать ответ на следующие вопросы:

· спроектирована ли система контроля так, чтобы обеспечить существенные, а не тривиальные измерения?

· представляет ли система контроля менеджерам информацию, на основе которой можно действовать в разумных временных рамках;

2) экономичность контроля — следует оценить расходы, связанные с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; затраты на персонал и технику контроля;

3) эффект влияния на людей — необходимо выяснить, вызывает ли у работников применяемая система контроля положительные стимулы или негативные, стрессовые реакции.

Рекомендации по организации контроля

•устанавливать осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками;

• обсуждать с сотрудниками ожидаемые результаты;

• устанавливать жесткие, но достижимые стандарты;

• избегать чрезмерного контроля;

• вознаграждать за достижение стандартов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: