Некоторые из процессуальных теорий мотивации

Теория ожиданий Виктора Врума подчеркивает важность трех взаимосвязей (рис.1).

Рис.1. Модель мотивации по Вруму

Ожидания в отношении затрат труда – результатов (З-Р). Если люди чувствуют, что прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами нет, то, согласно теории ожидания, мотивация будет ослабевать.

Ожидания в отношении результатов – вознаграждений (Р-В). Если сотруднику пообещают вознаграждение, но после успешного выполнения работы не выполнят обещание, то мотивация на выполнение будущих заданий упадет.

Валентность – это предполагаемая степень привлекательности достижения конкретного результата, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Если валентность низка, т.е. ценность получаемого вознаграждения для человека не слишком велика, то мотивация трудовой деятельности и в этом случае будет ослабевать.

Если значение любого из этих трех критически важных для определения мотивации факторов будет мало, то будет слабой мотивация и низки результаты труда.

Теория справедливости Дж.Адамса постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. Основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда.

Теория партисипативного управления. Она исходит из того, что люди, получая удовлетворение от участия в делах организации, не только работают с повышенной эффективностью, но и максимально раскрывают свои способности и возможности. В рамках этой концепции рядовые работники получают право самостоятельно принимать решения, касающиеся методов и средств выполнения поставленных перед ними задач; привлекаются к сбору и консультированию по специальным вопросам (кружки качества); участвуют в рационализаторстве и изобретательстве, получают возможность самостоятельно контролировать свою работу.

Теория подкрепления В.Скиннера рассматривает воздействие стимулов на поведение людей и показывает зависимость мотивации от прошлого опыта. Человек с учетом прошлого опыта, сохраняя либо корректируя поведение, стремится избежать отрицательных последствий и заслужить поощрение. В.Скиннер предложил следующие способы воздействия на людей:

· положительное подкрепление – поощряются действия, имеющие положительную направленность;

· отрицательное подкрепление – поощряется отсутствие действий с негативной направленностью, например, прогулов;

· гашение – отсутствие подкрепления тех или иных действий путем их игнорирования, и тогда они сами затухают;

· наказание – прямое пресечение негативного поведения и создание условий его недопущения в будущем (штрафы, снижение должности, зарплаты, создание атмосферы нетерпимости и т.д.).

Комплексная теория Портера-Лоулера включает элементы теории ожиданий и теории справедливости (рис.2).

Рис.2. Модель Портера-Лоулера

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: