Типы и этапы контроля

Актуальность контроля обусловлена следующими факторами:

1) неопределенность процессов внешней и внутренней среды;

2) необходимость  предупреждение возникновения кризисных ситуаций;

3) поддержание ранее достигнутого успеха.

4) укрепление дисциплины и соблюдению законности.

Контроль – это критически важная функция управления, так как только она обеспечивает обратную связь в системе управления. Остальные функции (планирование, организация, мотивация) являются прямой связью с объектом управления. Контроль можно считать элементом обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов.

Главный смысл и предназначение контроля заключается в предупреждении возможных отклонений, создании гарантий выполнения планов, повышении эффективности управленческого процесса. Контроль ‑ это сопоставление запланированных и фактических результатов деятельности. Объектами контроля выступают предприятия, организации и их элементы. Предметами контроля являются процессы, проходящие в организации, или ее элементы: производственный процесс, нормы расходования материальных и финансовых средств, состояние оборудования, качество продукции и т.д.

Субъектами контроля выступают менеджеры фирмы, отделы технического контроля, государственные органы. Главные инструменты выполнения функции контроля – наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.

Некоторые виды контроля

· по стадии производственного процесса различают: входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хранения;

· в зависимости от субъекта контроля выделяют самоконтроль; контроль, выполняемый менеджером, контрольным мастером, отделом технического контроля (ОТК); инспекционный контроль; государственный и международный контроль;

· по степени охвата объекта контролем: сплошной и выборочный;

· по режиму контроля: усиленный и нормальный;

· по степени механизации: ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический;

· по периодичности выполнения контрольных операций: непрерывный и периодический;

· по времени контроля: предварительный, текущий, заключительный.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы. Это входной контроль всех видов ресурсов, его цель — обеспечение необходимых условий для бесперебойной и качественной работы организации.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Задача этого вида контроля — своевременно выявить и по возможности устранить отклонения, возникающие в ходе работы, от заданных параметров. Текущий контроль дает возможность своевременно реагировать на меняющиеся внутренние и внешние факторы. Инструментом текущего контроля является мониторинг – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.

Заключительный контроль осуществляется после выполнения работы. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми. Заключительный контроль имеет две важные функции:

1) дает руководству организации информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем;

2) способствует мотивации. Измерять результативность и давать соответствующие вознаграждения необходимо «для того, чтобы сформулировать будущие ожидания о существовании тесной связи между фактическими результатами и вознаграждением»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: