Межличностные стили разрешения конфликтов

Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта, т.е. старается не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями.

Сглаживание. Этот стиль характеризуется поведением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что «мы все — одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку», но при этом совсем забывают про проблему, лежащую в основе конфликта и требующую решения. В результате напряженность растет и в конечном счете может произойти взрыв.

Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важному решению может помешать диагнозу проблемы.

Решение проблемы. Данныйстиль −признание различиявомненияхиготовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации.

 

Лидерские стили

Руководитель – это лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных его полномочиями, выполнять все его требования. Руководство – деятельность по управлению совместным трудом людей, их поведением, обеспечивающая достижение целей организации. Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей. Эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными управляющими. Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он или она влияют на других. Иногда эффективное лидерство может и мешать формальной организации. Руководство – это социальный феномен; руководитель призван осуществлять регулирование официальных отношений. Лидерство – это психологический феномен: лидер осуществляет регулирование межличностных отношений (неформальных) в группе. Идеальной ситуацией было бы совпадение в одном лице в организации лидера и руководителя, чтобы его целью было – влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.

Основные подходы к лидерству

1. Подход с позиции личных качеств утверждает, что лучшие из руководителей обладают определенным набором личных качеств, например, уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе. То есть, выявив эти качества, людей можно было бы воспитать и обучить быть эффективными руководителями. Но попытки подтвердить эту идею исследованиями не увенчались успехом. В разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества, что привело к выводу: человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств.

2. Поведенческий подход считает, что эффективность руководителя определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. Основной недостаток поведенческого подхода – в предположении, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства, что противоречить практике управления.

Стиль управления – система методов, приемов и форм деятельности всех управленческих работников в связи с осуществлением их функций. Его элементом является стиль руководства − качественная характеристика деятельности руководителя, способов его воздействий на подчиненных

3. Ситуационный подход считает, что личные качества и манера поведения руководителя, необходимо дополнить такими ситуационные факторами, как потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования среды, а также имеющуюся у руководителя полномочия и информацию. Эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, должен меняться и соответствующий стиль. Это означает, что либо руководителя надо подбирать под ситуацию, либо он должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

Стили управления с точки зрения поведенческого подхода




double arrow
Сейчас читают про: