Характеристика организмов Функциональная группа

Спецификация билетов

Номер задания Контролируемые элементы знаний
1 Строение, жизнедеятельность, химический состав и многообразие клеток; строение и функций органоидов клетки, строение клеток разных организмов, процессы, протекающие в них.
2 Многообразие, происхождение, строение, жизнедеятельность и размножение организмов различных царств живой природы их принадлежность к определенному систематическому таксону.
3 Строение и жизнедеятельность организма человека.
4 Проверка основных биологических знаний.
5 Установление соответствия особенностей строения и функционирования организмов разных царств.
6 Установление последовательности событий или соподчинённости организмов.
7 Проверка ключевых компетенций в рамках обязательного минимума содержания и программы основной школы.
8* Проверка ключевых компетенций в рамках углублённого изучения предмета биология.

Структура билетов

Каждый билет состоит из трёх частей и включает в себя 8 заданий. Задания в билете представлены в режиме последовательной нумерации (1-8).    

Часть 1 содержит 3 задания с выбором ответа (в билете они присутствуют под номерами 1-3). К каждому заданию этой части даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

В этих заданиях в основном проверяются знания строения и жизнедеятельности организмов, а также основные общебиологические понятия. Ответы на эти вопросы должны быть аргументированы.

Часть 2 состоит из 3 заданий (их порядковые номера 4-6). В задании № 4 предлагается выбрать 3 правильных ответа из предложенных. Эти задания предполагают выяснение основных биологических знаний. Задания №5 предполагают установление соответствия. В задании №6 необходимо установить последовательность событий или соподчинённость организмов.

Часть 3 включает задания, требующие полного развёрнутого ответа (его порядковый номер 7-8)  – это вопросы, ответ на который предполагает проверку ключевых компетенций в рамках обязательного минимума содержания и программы основной школы. Вопрос, помеченный «*», предполагает проверку знаний у учащихся классов с углублённым изучением предмета и является необязательным для учащихся общеобразовательных учреждений. При ответе учащиеся должны уметь аргументировать свой выбор варианта ответа, давая соответствующие определения или приводить примеры по данной теме.

 

Оценивание результатов экзамена

Ответы на задания части 1 оцениваются следующим образом: ответ на задание №1, №2, №3 оценивается в 1 балл (правильный ответ) или 0 баллов (неправильный ответ, отсутствие ответа). Максимальное количество баллов за часть 1 – 3 балла.

Ответ на задание части 2 оценивается следующим образом: ответ на задание №4 - в 3 балла (правильный ответ), 2 балла, 1 балл (в зависимости от полноты ответа) или 0 баллов (неправильный ответ, отсутствие ответа);ответ на задание №5 максимально оценивается в 5 баллов. Меньшее количество баллов выставляется за неполный ответ. 0 баллов выставляется за отсутствие ответа или полностью неправильный ответ; ответ на задание №6 максимально оценивается в 3 балла. Меньшее количество баллов выставляется за неточности и неполноту ответа.

Ответ на задание №7 части 3 оценивается в 5 баллов (правильный ответ) или 0 баллов (неправильный ответ, отсутствие ответа). Также оценивается и дополнительный вопрос для учащихся классов с углублённым изучением предмета №8* в 5 баллов (правильный ответ) или 0 баллов (неправильный ответ, отсутствие ответа). 

   Таким образом, максимальное количество баллов за выполнение семи заданий (базовый уровень) – 19.Максимальное количество баллов за восемь заданий (для учащихся классов с углублённым изучением предмета) соответственно – 24.

 

 

Таблица1.

Базовый уровень

  № задания количество баллов за каждое задание сумма баллов
часть 1 № 1-3 1 3
часть 2   №4 №5 №6 3 до 0 5 до 0 3 до 0 11
часть 3 № 7 от 5 до 0 5

итого максимальное количество баллов

19

 

Таблица 2.

Углублённый уровень

  № задания количество баллов за каждое задание сумма баллов
часть 1   № 1-3 1 3
часть 2   №4 №5 №6 3 до 0 5 до 0 3 до 0 11
часть 3 № 7  № 8* от 5 до 0 от 5 до 0 10

итого максимальное количество баллов

24

 

Примерная шкала перевода полученной суммы баллов в традиционную оценку:

Базовый уровень

Оценка Сумма баллов Проценты
«5» 19-16 100-85
«4» 15-12 80-65
«3» 11-9 60-50
«2» 8-0 45-0

 

Углублённый уровень

Оценка Сумма баллов Проценты
«5» 24-20 100-85
«4» 19-16 80-65
«3» 15-12 60-50
«2» 11-0 45-0

Билет № 1

Часть 1.

1.Главный строительный материал клетки человека:

1) жиры;   2) углеводы;  3) белки;  4) хлорид калия.

2. Самые древние растения на Земле:

1) мхи;   2) хвощи;  3) водоросли;  4) плауны.

3. Красный костный мозг, расположенный в губчатом веществе костей, участвует в формировании клеток:

1) мышечной ткани; 2) нервной ткани;          3) крови;       4) железистого эпителия.  

Часть 2.

При выполнении задания 4 выберите три правильных ответа, в задании 5 установите соответствие, в задании 6 установите последовательность событий.                                                          4. Чем молекула ДНК отличается от молекулы РНК?  

1) молекула свёрнута в двойную спираль;

2) не может самоудваиваться;

3) состоит из одной полинуклеотидной цепи;

4) состоит из двух полинуклеотидных цепей;

5) обладает способностью самоудваиваться;

6) переносит информацию из ядра в рибосомы.

5. Установите соответствия между системами органов и их функциями:

Системы органов                                          Функции

А. Нервная                                                         1. Газообмен

Б. Эндокринная                                                 2. Регуляция процессов через жидкую среду

В. Дыхательная                                                 3. Взаимосвязь организма со средой обитания

Г. Репродуктивная                                            4. Размножение

Д. Выделительная                                             5. Удаление продуктов обмена из организма

Е. Покровных органов                                     6. Защитная.

6. Установите хронологическую последовательность появления в процессе эволюции перечисленных типов нервной системы:

1) диффузная нервная система;

2) узловая нервная система;

3) стволовая нервная система;

4)головной и спинной мозг;

5) нервная трубка;

Часть 3.

Ответьте на вопрос.

7. Какова роль наследственности и изменчивости в развитии жизни на Земле?

8*. Как осуществляется регуляция деятельности сердца?

 

Билет №2

Часть 1.

1.Роль клеточной теории заключается:

1) в открытии органоидов клетки;           

2) в открытии клетки;        

3) в обобщении знаний об элементарном строении организмов;

4) в объяснении механизма фотосинтеза у растений.

2. Покрытосеменные растения произошли:

1) от водорослей;                                          3) от древних голосеменных;

2) от древних папоротникообразных;        4) от мхов

3. Больные малокровием употребляют железосодержащие препараты, так как железо входит в состав:

1) гемоглобина;    2) лимфоцитов;  3) тромбоцитов; 4) фибриногена.

 

Часть 2.

При выполнении задания 4 выберите три правильных ответа, в задании 5 установите соответствие, в задании 6 установите последовательность событий.                                                          4. Из мезодермы у человека развиваются:

а) хрящевая ткань и дерма кожи;                          г) семенники и костная ткань;

б) сальные железы и волосы;                                д) ногти и эпителий кожи;

 в) сердце и почки;                                                  е) млечные железы и рецепторы кожи.

5. Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью к функциональной группе:

Характеристика организмов                              Функциональная группа

А. Синтезируют органические вещества из неорганических     1. Продуценты

Б. Используют готовые органические вещества                           2. Консументы

В. Используют неорганические вещества почвы                                                    

Г. Растительноядные и плотоядные животные                                 

Д. Аккумулируют солнечную энергию

Е. В качестве источника энергии используют животную и растительную пищу.

6. Расположите животных в последовательности, которая отражает усложнение строения их сердца в процессе эволюции:

1) окунь;   2) собака;  3) ящерица;  4) крокодил;    5) лягушка.

Часть 3.

Ответьте на вопрос.

7. Каковы основные признаки царства растений?

8*. Каково значение двойной иннервации внутренних органов?

 

Билет № 3

Часть 1.

1. Мономерами нуклеиновых кислот являются:

1) аминокислоты;   2) глюкоза;      3) нуклеотиды;  4) азотистые основания.

2. Из перечисленных грибов к плесневым относятся:

1) дрожжи;   2) пеницилл;  3) мухомор;  4) трутовик.

3. Поваренная соль, обогащённая йодом, полезна, так как йод:

1) влияет на состав форменных элементов крови;                          

2) способствует синтезу витамина А;    

3) предупреждает заболевание гриппом;

4) регулирует деятельность щитовидной железы.

Часть 2.

При выполнении задания 4 выберите три правильных ответа, в задании 5 установите соответствие, в задании 6 установите последовательность событий.                                                              4. Выберите три признака, относящиеся к движущим силам эволюции:

1) наследственность;                           4) индивидуальная изменчивость;

2) естественный отбор;                     5) модификационная изменчивость;

3) искуственныйотбор;                    6) географическое распространение.

5. Установите соответствие между характеристикой клеток крови и их принадлежностью к определённой группе:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: