А. Эукариоты 1. Грибы
Б. Используются в хлебопекарной и 2. Бактерии
винодельческой промышленности
В. Одноклеточные и многоклеточные организмы
Г. В клетке одна хромосома
Д. Некоторые способны к хемо- и фотосинтезу
Е. Многие являются возбудителями заболеваний человека и животных
6. Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге слюноотделительного рефлекса у человека на звонок:
1) слуховой центр мозга; 4) вставочный нейрон;
2) чувствительный нейрон; 5) центр слюноотделения;
3) рецепторы слуха; 6) слюнные железы.
Часть 3.
Ответьте на вопрос.
7. Какие факторы неживой природы влияют на растительный и животный мир сообщества?
8*.Каковы основные физиологические свойства структур нервной ткани?
Билет № 16
Часть 1.
1.Регенерация – способность живого:
|
|
1) размножаться; 3) отвечать на воздействие внешней среды;
2) изменять форму тела; 4) восстанавливать повреждённые или утраченные части тела.
2.Возникновение опыления насекомыми у растений является примером эволюционного процесса:
1) ароморфоза; 3) конвергенции;
2) идиоадаптации; 4) морфологического прогресса.
3. Слуховые косточки среднего уха:
1) защищают внутреннее ухо; 3) поддерживают барабанную перепонку;
2) усиливают звуковые колебания; 4) связывают среднее ухо с носоглоткой.
Часть 2.
При выполнении задания 4 выберите три правильных ответа, в задании 5 установите соответствие, в задании 6 установите последовательность событий. 4. Среди экологических факторов укажите биотические:
1) наводнение; 4) хищничество;
2) конкуренция между особями вида; 5) недостаток света;
3) понижение температуры; 6) образование микоризы.
5.Установите соответствие между химическими веществами и их признаками:
Признаки Вещества
А. Основной строительный материал клетки 1. Нуклеиновые кислоты
Б. Большинство являются ферментами 2. Белки
В. Несут генетическую информацию
Г. Синтезируются в ядре клетки
|
|
Д. Синтезируются на рибосомах
Е. Состоят из нуклеотидов
6. Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза:
1) зрительный нерв; 4) хрусталик;
2) палочки и колбочки; 5) роговица;
3) сетчатка; 6) зрительная зона коры мозга.
Часть 3.
Ответьте на вопрос.
7. Какие приспособления выработались у организмов к обитанию в водной среде?
8*.Какие типы питания существуют в природе и в чём их принципиальное различие?
Билет № 17
Часть 1.
1. Взаимоотношения между особями популяции обостряются в результате:
1) наследственной изменчивости; 3) естественного отбора;
2) борьбы за существование; 4) видообразования.
2. В процессе эволюции неполная перегородка в желудочке сердца появилась:
1) у птиц; 2) у земноводных; 3) у млекопитающих; 4) у пресмыкающихся.
3. Изгибы позвоночника человека связаны:
1) с прямохождением; 3) с формированием грудной клетки;
2) с трудовой деятельностью; 4) с развитием большого пальца кисти.
Часть 2.
При выполнении задания 4 выберите три правильных ответа, в задании 5 установите соответствие, в задании 6 установите последовательность событий. 4. Устойчивое развитие биосферы обеспечивают меры, направленные:
1) на сохранение и восстановление численности отдельных видов;
2) на сокращение численности хищников в экосистемах;
3) на создание агроэкосистем;
4) на сохранение видового разнообразия;
5) на предотвращение загрязнения окружающей среды;
6) на внедрение новых видов в экосистемы.
5.Установите соответствие между процессами пищеварения и отделами пищеварительной системы, в которых они протекают:
Процессы пищеварения Место протекания
А. Всасывание глюкозы 1. Желудок
Б. Всасывание аминокислот 2. Тонкий кишечник
В. Расщепление и всасывание липидов
Г. Начало расщепления белков
Д. Обработка пищи соляной кислотой
Е. Обработка пищевого комка желчью
6. Установите предположительную последовательность появления на Земле следующих групп животных:
1) летающие насекомые; 4) кольчатые черви;
2) пресмыкающиеся; 5) плоские черви;
3) приматы; 6) кишечнополостные.
Часть 3.
Ответьте на вопрос.
7. Каковы особенности жизни организмов в наземно-воздушной среде?
8*.Каковы причины господства покрытосеменных растений на Земле?
Билет № 18
Часть 1.
1. Клеточного строения не имеют:
1) цианобактерии; 3) бактерии;
2) водоросли; 4) вирусы.
2. Какая особенность органов кровообращения сформировалась в процессе эволюции у птиц?
1) два круга кровообращения; 3) разветвлённая сеть капилляров;
2) четырёхкамерное сердце; 4) автоматия сердечной мышцы.
3. Кровь по малому кругу кровообращения возвращается в сердце:
1) по аорте; 3) по легочным артериям;
2) по легочным венам; 4) по верхней полой вене.
Часть 2.
При выполнении задания 4 выберите три правильных ответа, в задании 5 установите соответствие, в задании 6 установите последовательность событий. 4. К сокращению численности травянистых растений в лесу могут привести следующие антропогенные факторы:
|
|
1) увеличение численности лосей и зубров;
2) вытаптывание растений туристами;
3) увеличение нор грызунов;
4) сбор редких растений для букетов;
5) вырубка дуплистых растений;
6) загрязнение среды обитания растений.
5.Установите соответствие между признаком и типом кровеносных сосудов, для которого он характерен.
Признак Тип кровеносных сосудов
А. Кровь движется к сердцу1. Артерия
Б. Кровь движется от сердца2. Вена
В. Стенки образованы одним слоем плоских клеток 3.Капилляр
Г. Через стенки осуществляется газообмен
Д. Кровь в сосудах движется под самым высоким давлением
6. Установите последовательность событий, происходящих в процессе митоза:
1) распределение хромосом по экватору клетки;
2) деление цитоплазмы;
3) спирализация и утолщение хромосом;
4) расхождение хроматид к полюсам клетки;
5) образование новых ядер;
6) растворение ядерной мембраны.
Часть 3.
Ответьте на вопрос.
7. Из каких противоположных процессов состоит обмен веществ?
8*. Каковы отличия между условными рефлексами человека и условными рефлексами животных?
Билет № 19
Часть 1.
1. Восстановление диплоидного набора хромосом в зиготе происходит в результате:
1) мейоза; 2) конъюгации; 3) оплодотворения; 4) митоза.
2. Млекопитающие заселили области, недоступные для пресмыкающихся, благодаря:
|
|
1) непостоянной температуры тела и сухой коже без желёз;
2) наличию пищеварительной, кровеносной и других систем органов;
3) теплокровности и высокому уровню обмена веществ;
4) внутреннему скелету и развитой нервной системе.
3. Белки пищи в пищеварительной системе человека расщепляются:
1) до гликогена; 3) до простых углеводов;
2) до аминокислот; 4) до глицерина и жирных кислот.
Часть 2.
При выполнении задания 4 выберите три правильных ответа, в задании 5 установите соответствие, в задании 6 установите последовательность событий. 4. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем берёзовая роща, так как в смешанном лесу:
1) более плодородная почва;
2) больше видов;
3) более длинные и разветвлённые цепи питания;
4) есть продуценты, консументы и редуценты;
5) незамкнутый круговорот веществ;
6) более разнообразные связи между видами.
5.Установите соответствие между функциями пищеварительных желёз и железой, которая эту функцию осуществляет: