Конституционные модели исполнительной власти

Механизм исполнительной власти, который в разных странах может облекаться в различные формы, обычно представляет со- бой относительно разветвленную систему государственных орга- нов, функционирующих на центральном и на местном уровнях и обладающих как общей, так и отраслевой компетенцией. Основ- ными элементами этой системы, как правило, являются глава го- сударства и правительство, характер взаимодействия которых между собой, а также с парламентом обычно определяет особен- ности формы правления того или иного государства. В самом об- щем виде можно выделить президентскую, полупрезидентскую (смешанную) и парламентарную модели исполнительной власти.

Роль главы государства в качестве главы исполнительной вла- сти может непосредственно и не фиксироваться в основном зако- не (например, в России президент формально не является главой исполнительной власти, воплощая, по замыслу творцов Конститу- ции 1993 г., прежде всего «единство государства и государствен- ной власти в целом, а не той или иной ветви власти»[496]. Анализ его реальных конституционных полномочий тем не менее сви- детельствует об участии главы государства в первую очередь в осуществлении именно исполнительной власти, да и логика кон- цепции разделения властей, получившей распространение в боль- шинстве стран современного мира, диктует включение главы го- сударства (если и не де-юре, по крайней мере де-факто), в си- стему исполнительной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: