Глава 2. Русь и Хазария

Название страны Берзилия связано с именем средневекового племени барсилы, именно барсилы являются далекими родственниками хазар и булгар. Ещё византийские историки Феофан и Никифор говорили, о том что хазары вышли из страны Берзилия после распада Великой Болгарии и стали господствовать по всей земле вплоть до Понтийского моря [25].

Само имя хазары большинством исследователей соотносится с традиционными тюркскими этнонимом каз, которое обозначает кочевник или кочевание [4,с.114—115]. Историческая судьба хазар была очень трудной.

С 6 века хазары входили в состав Тюрского каганата, а приблизительно к середине 7 века хазарам удаётся создать свое собственное независимое государство, которое известно под названием Хазарский каганат. Столицей Хазарского каганата становится средневековый город Семендер, который находился на территории прикаспийского Дагестана. К концу 7 века хазарам удалось захватить территорию Северного Кавказа, Крыма, Северного Причерноморья. Под властью хазар оказались такие города Дербент и Херсонес. Население Хазарского Каганата составляли тюрки-болгары и другие тюрко-язычные племена, ирано-язычные аланы и угорские племена, в том числе предки венгров. Вскоре геополитическая ситуация в Средиземноморье и Закавказье коренным образом изменилась, началась эпоха арабских завоеваний.

Под сильным натиском арабов-мусульман пал сасанидский Иран, позже арабские завоеватели захватывают Дербент и важным перевалом – Дарьяльским ущельем, также арабам удаётся захватить целую область Табарсаран(провинция на территории Южного Дагестана, историческая область расселения табасаран). С 652 по 653 год арабский правитель Дербента попытался захватить хазарский город Баланджар но вскоре был убит, после чего началась длительная эпоха арабо-хазарских войн и завершившихся поражением хазар. Но в 721 году арабы во главе с Джерархом вытеснили хазар из Баланджара захватили его. Об арабском завоевании свидетельствуют археологические раскопки в результате которых были обнаружены три типа погребальных сооружений, приписываемых разным этническим группам, населявшим хазарскую столицу в Дагестане: простые ямные погребения принадлежали болгарам, могилы с катакомбами — аланам, катакомбные гробницы под курганами принадлежавшие самим хазарам; все могилы были разграблены завоевателями, об их богатстве могут свидетельствовать лишь случайно уцелевшие золотые бляшки от поясных наборов, костяные накладки на луку седла с искусным изображением воина-всадника с волосами, заплетенными в косы, и т. п. [51]. Полный разгром хазар завершился в 737 году в результате похода арабского полководца Мервана Ибн-Муххамеда через земли аланов в волго-донскую степь. Объединение племен, возглавляемое хазарами на Северном Кавказе, оказалось под угрозой распада. Дальнейшие войны с арабами привели к дальнейшему расселению племен, подвластных Хазарии, в причерноморских степях. Новые переселенцы мигрировали по Волге к северу до Волжско-Камского междуречья, до земель будущей Волжской Болгарии: помимо болгар там оказались, как считают многие историки, часть сувар и барсилов. Аланы стали оседать в бассейне Дона и Верхнего Донца, болгары – в низовьях Дона, сами же хазары, барсилы и другие племена – в Нижнем Поволжье и калмыцких степях. В Нижнем Поволжье хазары основали новый городской центр Хазарии - Итиль. Сформировавшийся в постоянной борьбе против Византии и Арабского халифата, Хазарский каганат простирался от предгорий Кавказа и Нижнего Поволжья до Среднего Поднепровья, где хазарам обязаны были платить дань славяне [см.Прилож.Б]. Для экономики Хазарского Каганата было характерно земледелие и скотоводство, а с развитием отгонного скотоводства, когда стада отгонялись летом из степей на горные пастбища, все шире стало распространяться садоводство. Процесс массового заселения кочевников отражают многочисленные поселения и могильники так называемой салтово-маяцкой культуры, включающей в себя следы постоянных неукрепленных поселений, городищ с земляными валами, замков с остатками каменных стен, городов-крепостей и, наконец, причерноморских городов, возродившихся под властью Хазарии, в том числе Фанагории и Тмутаракани [51].

Локальные варианты салтово-маяцкой культуры, были выделены                                                        благодаря исследованиям М. И. Артамонова, И. И. Ляпушкина, С. А. Плетневой и другими исследователями которые характеризуют этническую характеристику тех групп населения Хазарии, которые занимали те или иные регионы причерноморской степей и лесостепей. Так например в верховьях Дона и Северного Донца в ходе археологических раскопок были найдены поселения с полуземлянками и юртообразными жилищами расположенные гнездами вокруг городищ с белокаменными стенами. Городища располагались на высоких гористых берегах рек, так чтоб противоположных берегах могли раскинуться равнинные пастбища, которые были похожими на географические условия Северного Кавказа. Могильники состояли в основном из катакомбных погребений, что в совокупности с данными антропологии позволяет относить население, оставившее эти памятники, к аланам. В бассейне Северного Донца, западные аланы ассимилировали местное население – носителей предполагаемой пеньковской культуры, которая приписывается обычно славянам-антам, но была распространена значительно шире, чем территория, отводимая антам в древних источниках. Кроме того, во второй половине 9 века в Подонье появилась группа кочевого населения, практиковавшая обряд трупосожжения с захоронением серебряных накладок на пояса и конскую сбрую и других частей погребального инвентаря в специальных тайниках; обряд и женские украшения, найденные в этих погребениях, указывают на связь их носителей с угорским населением Зауралья[см.Прилож.Р]. В донских степях также были обнаружены на больших селища и городища, укрепленные земляными валами, с полуземлянками и юртообразными жилищами. Большое число амфор и пифосов свидетельствует о занятии виноградством, ставшим традиционными для этого региона России. Хоронили умерших в простых могилах, рядом с могилами воинов но при этом совершали обряд захоронения коня. Этот вариант салтово-маяцкой культуры, как и близкий ему приазовский, приписывается болгарам: для Приазовья характерна специфическая строительная техника – жилища и стены городищ строились из кирпича-сырца на каменном цоколе, жилища были двухкамерными — с сенями, которые зимой можно было использовать в качестве хлева для содержания молодняка. В Крыму такие жилища строили из камня, в соответствии с древней традицией каменного строительства. Наряду с этими локальными вариантами в причерноморской степях были известны и одиночные курганные погребения с богатым воинским инвентарём и конями, которые также относят к хазарам, которая была лидирующей в каганате племенной группировкой [см.Прилож.П].

Наиболее плодородные земли в донской части каганата контролировались системой белокаменных городов-крепостей от Маяцкого городища в верховьях Дона до Правобережного Цимлянского в его низовьях и Семикаракорского на реке Сал, контролировавших путь из Северного Кавказа на Дон. Техника кладки стен Цимлянского городища была сделана из отесанных каменных блоков и тщательно выполненной внутренней забутовкой и напоминающей технику строительства в Дунайской Болгарии, городища в Семикаракорах чем то напоминали дагестанские крепости. Наконец, уже в 30-х годах 9 века византийские инженеры построили для хазар на Дону кирпичную крепость Саркел[см.Прилож.Н,Т]. Локальное разнообразие не заслоняет определенного единства салтово-маяцкой культуры, в которой обнаруживаются элементы строительной техники, массовый бытовой инвентарь, в том числе характерная керамика, амулеты и т. п.Повсюду получила распространение тюркская руническая письменность[см.Прилож.С]. Известный современный историк и археолог, доктор исторических наук Светлана Александровна Плетнева [51] показала, что салтово-маяцкая культура характеризует государственную культуру Хазарского каганата. Существенно, что ареал салтово-маяцкой культуры совпадает с той территорией Хазарского государства, которую описал хазарский царь Иосиф в письме сановнику кордовского халифа Хасдаю Ибн-Шапруту.

Также хазарский царь Иосиф упоминает имена народов, которые по каким-либо причинам были вынуждены платить дань хазарам. Первые кого упоминает царь Иосиф это буртасы (Бур-т-с), имя которых напоминает уже упомянутый в связи с описанием этнического состава «державы Германариха» этникон морденс – мордва. Этникон буртасы имеет иранское(аланское) происхождение и отражает аланский этноним фурдас (фурд/форд 'большая река' и суффикс «ас»), распространенный аланский этникон. Как и многие древние этниконы, имя буртасы могло переноситься в источниках на разные этнические общности: в частности, так в Средние века могли именовать тюркоязычных соседей мордвы - чувашей, а топонимы Буртас, Буртасы известны нам как современные территории Мордовии и Чувашии [64,c. 247-248]. В контексте письма царя Иосифа есть упоминание о болгарах (в списке Иосифа – Бул-г-р,), а далее – С-вар, название, которое увязывается с городом Сувар в Волжской Болгарии и с уже упоминающимся именем савиров, одного из гуннско-хазарских племен. Следующий этникон арису сопоставляется с самоназванием этнографической группы мордвы эрзя (соответственно в буртасах иногда видят другую группу мордвы – мокшу). Имя Ц-р-м-с перекликается с древнерусского источника как чермис: слово черемисы, произошло от средневекового названия марийцев, финского народа живущего в Среднем Поволжье. Об отношениях Хазарии с Волжской Болгарией еще будет говориться специально, но сейчас нужно отметить, что в 60-е гг. 10 века, когда составлялось письмо для царя Иосифа, едва ли была возможна какая-нибудь зависимость народов Среднего Поволжья от гибнущего каганата.

Следующая группа народов, в которой усматривают славянских данников Хазарии. обычно видят имя вятичей/вентичей, которые, по русской летописи, платили дань хазарам до их освобождения князем Святославом во время похода на Хазарию в 965 году. Уже упоминающийся город Вантит «у пределов страны славян», видимо, отражает сходный этноним: предположительно, что этот «город» располагался на пути из столицы Волжско-Камской Булгарии (современный город Болгар (Татарстан) к Киеву, описанном в позднее в 12 веке в сочинении ал-Идриси,и даже есть отождествление «Вантита» с «гнездом» боршевских, вятичских поселений на Дону у Воронежа и критику этих построений. Наш следующий этникон – С-в-р – определенно означает северян, которые были освобождены от Хазарской дани еще князем Олегом, когда русские князья обосновались в Среднем Поднепровье (882 г. по летописной датировке).

   Термин С-л-виюн относящийся к общему названию славян: видимо, здесь можно подразумевать радимичей и полян, плативших дань хазарам до появления русов в Среднем Поднепровье в 860-х гг., а также славян которые являются носителями так называемой боршевской культуры, достигших Подонья. Существенно, что по арабским источникам 10 века, еще в 737 году во время походов в хазарские степи полководца Марвана, который пленил не только хазар, но и ас-сакалиба – так арабы называли славян; Танаис (Дон) в арабской географической традиции назывался «рекой Славян», но контролировалась эта река хазарскими крепостями. В целом список данников, таким образом, относится примерно ко второй половине 8 – первой половине 9 века, времени расцвета Хазарского каганата. Этот список у Иосифа подчинен определенной системе: он начинается с народов Поволжья, включает вятичей на Оке, северян на Десне, видимо, приднепровских славян, и завершается на Дону. Отметим заранее, что тот же маршрут повторил в 965 г. Святослав, разгромивший Хазарию. Происхождение хазар царь Иосиф связывает, таким образом, с группой тюркских народов.

При всей непрочности внутренней этнополитической структуры Хазарского каганата, когда подвластные ему народы сохраняли «автономию», имея собственных правителей, и противоречивости геополитической ситуации в Евразии, в современной историографии принято считать, что именно принятие иудаизма, чуждого подавляющему большинству языческого населения Хазарии, привело каганат к кризису, от которого он не смог оправиться. В кембриджском документе говорится, что «мудрые люди» опасались «возмущения народов» вокруг Хазарии. Константин Багрянородный рассказывает о восстании каваров из рода хазар (имя кавар, возможно, и означает «восставший»), которые были разбиты хазарскими верхами и присоединились к венграм (которых научили языку хазар) в землях пачинакитов-печенегов; считается, что их восстание было реакцией на введение ортодоксального раввинистического иудаизма при Обадии.[1]

Усобицы в «кочевых империях» были неизбежны и в силу эфемерности самых ранних государственных объединений, когда центральная власть не в состоянии была контролировать сепаратистские устремления племенной знати, и в силу внутренней слабости самой этой власти, распрей внутри правящего рода, и по причине вмешательства «мировых держав», стремившихся ослабить «варварские» государства. Правда, Византии удалось даже укрепить положение хазар в 840-м году, при этом построив крепость Саркел, но Кембриджский документ свидетельствует, что уже в правление царя Вениамина, деда Иосифа, царь Македона обложил Хазарию с помощью правителей Асии, турок, а также неких БМ и Пиниил. Верным хазарам остались традиционные союзники аланы, так как часть из них, как утверждается в документе, исповедовала закон евреев. Состав антихазарской коалиции определить достаточно трудно: под Асией можно понимать асов – объединение донских алан, так как кавказские аланы были союзниками хазар, но может быть, это были и узы-огузы. Турками, как уже говорилось, могли именоваться и венгры, и тюркоязычные кочевники, под БМ усматривают черных – кубанских – болгар, наконец, в Пиниил видят печенегов[53]. Тогда царь алан разгромил антихазарскую коалицию. Однако ситуация изменилась уже при царе Аароне в первой половине 10 века, и аланский царь, подстрекаемый той же Византией, в 930-м году, напал на Хазарию, Аарон же нанял царя турок. Аланский правитель был разбит и взят в плен, но Аарон предпочел сохранить с ним союз, женил сына Иосифа на его дочери, а самого отпустил в его землю. Эти конфликты Хазарии с подвластными народами, прежде всего с донскими и северокавказскими аланами, по гипотезе М. И. Артамонова [4,с.356.], привели к гибели салтово-маяцкой культуры уже в начале 10 века. По уточненным датировкам, эта культура, в том числе культура донских аланов, продолжала существовать до середины 10 века. Очевидно, что многие поселения салтово-маяцкой культуры – и славянской роменской культуры – прекратили существование в начале 10 века из-за нашествия печенегов. Но конец салтово-маяцкой культуры, видимо, связан не только с приходом новой волны кочевников. Её центральный регион — междуречье Волги и Дона с Итилем и Саркелом – был подвергнут разгрому ратью Святослава в 960-м году.

Русь оставалась главным соперником каганата в Восточной Европе, и Византия использовала это соперничество. Когда уже в царствование Иосифа вспыхнул очередной конфликт с Византией, император Роман I Лакапин стал преследовать иудеев, а хазарский царь – стал тем временем преследовать христиан, Византия преднамеренно спровоцировала поход некоего «царя» Руси Хельгу (Олега) против хазарских владений в Причерноморье. И хотя русские были разбиты хазарским полководцем Песахом и вынуждены были направить оружие против самой Византии (поход 941 года), соперничество Хазарии с Русью и Византией, натиск печенегов с запада и узов-огузов с востока, наряду с внутренними распрями, обрекли Хазарский каганат на гибель; есть краткие известия восточных авторов о том, что в поисках союзников против огузов хазары обратились к Хорезму и вынуждены были принять ислам [40,с.194].

Царь Иосиф, преувеличивавший могущество своей державы в письме к Хасдаю Ибн Шапруту в начале 960-х годов, писал о своем домене в устье Волги: «Я охраняю устье реки и не пускаю русов, приходящих на кораблях, приходить морем, чтобы идти на исмаильтян, и (точно также) всех врагов (их) на суше приходить к «Воротам» (Дербенту). Я веду с ними войну. Если бы я их оставил (в покое) на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада и до страны...» [74,с.102]. В тексте неясно, до какой страны дошли бы враги исмаильтян, но история продемонстрировала справедливость слов Иосифа: рать Святослава, расправившись с соперником на востоке, повернула на Запад, к Дунаю, угрожая Византии, огузы двинулись в Переднюю Азию и Закавказье.

После разгрома Хазарии Святославом хазары еще упоминаются в русских источниках в конце 11 века в принадлежащей Руси Тмутаракани, хороним Хазария еще встречается в византийских документах, обозначающих область Тамани, но сам этнос, господствовавший на протяжении трех столетий на юге Восточной Европы, растворился среди многочисленных народов и этнических групп, некогда входивших в состав каганата. К хазарам иногда стремятся возвести свое происхождение некоторые представители тех народов, которые исповедовали иудаизм: горские евреи (таты) Дагестана и караимы (последователи того течения в иудаизме, которое почитает лишь Библию, но не признает Талмуда), но прямых оснований для этого в источниках нет.

В 1970-е гг. писатель Артур Кестлер в полулярной книге «Тринадцатое колено» попытался отыскать тюркско-хазарские истоки европейского (ашкеназского) еврейства [53]. Кестлер не скрывал, что его целью было доказать безосновательность антисемитизма, так как европейские евреи не были семитами – они были тюрками по происхождению, относились к тринадцатому колену, а не к одному из двенадцати колен Израилевых. Эта концепция практически возрождает мифологизированную генеалогию, принятую в письме царя Иосифа, который возводил свой род в колену Тогармы. Судьбы еврейских общин Хазарии неясны, едва ли они были многочисленны вне традиционных причерноморских центров еврейской диаспоры, и никаких оснований связывать с ними европейских ашкеназов, составлявших самостоятельные общины в городах Западной Европы в раннем Средневековье, нет.

Делая вывод по данной главе можно сказать следующее, Хазарский каганат был гигантским государством, занимавшим все Северное Причерноморье, большую часть Крыма Приазовье, Северный Кавказ Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. В результате многочисленных военных сражений Хазария превратилась в одну из могущественнейших держав того времени. Во власти хазар оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы: Великий Волжский путь, путь «из Варяг в греки», Великий шелковый путь из Азии в Европу. Огромная дань, собираемая с многочисленных покоренных народов, обеспечивала процветание и благополучие этого государства. Этнически Хазария представляла из себя конгломерат тюркских и финно-угорских народов, ведших полукочевой образ жизни. Зимой хазары проживали в городах, в теплое же время года кочевали и обрабатывали землю, а также устраивали регулярные набеги на соседей.

Однако впервые хазары и славяне столкнулись во второй половине 7 века. Это было встречное движение – хазары расширяли свои владения на запад преследуя отступавших протоболгар хана Аспаруха, а славяне колонизировали Подонье. В результате этого столкновения, довольно мирного, если судить по данным археологии, часть славянских племен начала платить хазарам дань. В числе данников были поляне, северяне, радимичи, вятичи и упоминаемое хазарами таинственное племя «с-л-виюн», которым, возможно, были славяне, жившие в Подонье.

Первое же соприкосновение хазар и русов приходится на начало 9 века. Позднейший источник – «Житие Стефана Сурожского» – фиксирует поход «князя русов Бравлина» на крымское побережье. Поскольку путь «из варяг в греки» еще не функционировал, вероятнее всего Бравлин прошел по установившемуся тогда пути «из варяг в хазары» – через Ладогу, Белоозеро, Волгу и переволоку на Дон. Хазары, занятые в тот момент гражданской войной, вынуждены были пропустить русов. В дальнейшем русы и хазары начинают соперничать за контроль над трансевразийским торговым путем, проходившим через хазарскую столицу Итиль и Киев. В основном по нему курсировали еврейские купцы, которых называли «раданитами» («знающими пути»). Посольство русов, воспользовавшись тем, что в Хазарии полыхала гражданская война, уже около 838 года прибыло в Константинополь и предложило союз императору Византии Феофилу правившему в 829 – 842 годах. Однако византийцы предпочли сохранить союз с хазарами, построив для них крепость Саркел, контролировавшую путь по Дону и волго-донской волок. Около 860 года из-под хазарского влияния выходит Киев, где обосновываются русско-варяжский князь Аскольд (Хаскульд) и его соправитель Дир. По сохранившимся в летописях глухим упоминаниям можно установить, что это обошлось Аскольду и Диру недешево – почти 15 лет хазары, используя наемные войска, состоявшие из печенегов и так называемых «черных болгар», живших на Кубани, пытались вернуть Киев. Но он оказался потерянным ими навсегда. Примерно в 882 году пришедший с севера князь Олег убивает Аскольда и Дира и захватывает Киев. Обосновавшись на новом месте, он немедленно начинает борьбу за подчинение бывших хазарских данников. В следующем, 885 году, Олег подчиняет Киеву радимичей, запрещая им платить дань хазарам. Хазары отвечают на это самой настоящей экономической блокадой. Клады арабских монет, в изобилии встречающиеся на территории бывшей Киевской Руси, свидетельствуют – примерно в середине 80-х годов 9 века арабское серебро перестает поступать на Русь. Новые клады появляются лишь около 920 года. В ответ русы и подчиненные им славянские купцы вынуждены переориентироваться на Константинополь. После удачного похода Олега на Византию в 907 году заключается мир и договор о дружбе. Отныне караваны русских купцов ежегодно прибывают в столицу Византии. Рождается путь «из варяг в греки», становящийся основным для торговых отношений. Кроме того, расцветает лежащая при слиянии Волги и Камы Волжская Булгария, перехватывающая роль основного торгового посредника у Хазарии. Впрочем последняя все еще остается крупным торговым центром: в Итиль приезжают купцы из многих стран, в том числе и русы, живущие в одном квартале с остальными «сакалиба», – так именовали в 10 веке славян и их соседей, например, тех же волжских булгар. Однако большинство исследователей сходятся в том, что окончательное решение ликвидировать хазарскую угрозу на востоке связано с воцарением на престол князя Святослава Игоревича и его стремление ликвидировать весьма обременительное хазарское посредничество в восточной торговле русов, существенно снижавшее доходы купцов и тесно связанной с ними феодальной верхушки Киевской Руси. Так или иначе в 965 году русы, построив ладьи, двинулись вниз по Дону и где-то у Саркела (летописной Белой Вежи) разгромили хазарскую армию. Заняв Саркел и продолжив поход вниз по Дону, Святослав подчинил донских алан, известных под именем асов-ясов. Выйдя в Азовское море, русы пересекли его и овладели городами на обоих берегах Керченского пролива, подчинив местное адыгское население или заключив с ним союз. Таким образом, под контроль киевского князя перешел важный отрезок пути «из славян в хазары» а обременительные пошлины были наверное, снижены хазарами после поражения. В 966 году Святослав воротился в Киев и более уже никогда не возвращался в Подонье, переключив свое внимание на Болгарию. Возвращаясь оттуда, он и погиб в 972 году. Таким образом, у Хазарского каганата появился шанс не только выжить, но и вернуть былую мощь. Но к сожалению, беда никогда не приходит одна. В том же 965 году на Хазарию с востока нападают гузы. Правитель Хорезма, к которому хазары обратились за помощью, потребовал в качестве платы обращение в ислам. Видимо, положение хазар было настолько отчаянным, что все они, кроме кагана, согласились переменить веру в обмен на помощь. А после того как хорезмийцы отогнали «турок», ислам принял и сам каган. Восточный поход князя Святослава и связанные с ним события подвели черту под многолетним соперничеством Киевской Руси и Хазарского каганата за гегемонию в Восточной Европе. Этот поход привел к установлению нового баланса сил в Поволжье, Подонье, на Северном Кавказе и в Крыму. Результаты походов 965 – 969 годов были следующие. Хазарский каганат не прекратил свое существование, однако ослабел и утратил большую часть зависимых территорий. Власть кагана распространялась, по всей видимости только на собственный домен и, может быть, на часть прибрежного Дагестана куда вернулись беглецы из Дербента и Мангышлака. Что касается Саркела и Подонья вообще, то эти земли могли как оставаться под контролем русов, так и отойти обратно к хазарам. Еще один вариант – существование там асскоболгарского княжества. Но уже в 986 году другой киевский князь Владимир Святославович совершивший незадолго до этого поход на волжских булгар, двинулся вниз по Волге. Союзниками киевского князя в этом предприятии, видимо, были гузы, помогшие ему в походе на волжских болгар. Может быть, тогда и произошла встреча Владимира с «жидами хазарскими», попытавшимися обратить князя в иудаизм. Вероятнее всего, именно этот поход и привел к исчезновению Хазарского каганата. После этого мы уже ничего не слышим о хазарском государстве с центром в Итиле. Однако это не принесло Киевской Руси особой пользы. Место хазар заняли печенеги и половцы, заставившие восточных славян оставить ранее обжитые земли в низовьях Днепра, на Среднем и нижнем Дону.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: