Различные модели коррекции

 

В современной психологии существует большое количество коррекционных моделей и программ, основанных на тех или иных методах воздействия.

Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приемов, упражнений. Однако центральную роль играют два метода:

1. Метод последовательной десенсибилизации.

Суть его состоит в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного волновать его, и кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг. Для снятия напряжения ребенку предлагают сосать конфету.

2. Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения.

Осуществляется с помощью игра-драматизации «в очень страшную, страшилищную школу», где сначала с помощью кукол-петрушек а затем без них в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причем все пугающие моменты должны быть доведены до крайней степени («так, чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, можно применять приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причем акцентироваться должна школьная тематика.

Над проблемой  создания модели коррекции тревожности у младших школьников работали многие психологи.

Так, например, Рогов Евгений Иванович разработал коррекционную работу с учащимися, испытывающие так называемую открытую тревогу.

Рогов Е.И. предлагает ряд приемов, например «приятное воспоминание», где школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения или прием «Улыбка», где даются упражнения для расслабления мышц лица.[44,с.412]

Немов Р.С. разработал модель коррекции тревожности у младших школьников, в которой, работа педагога по снятию тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, в процессе которых применяются специальные методы и приемы.[37,с.211]

А. М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожностью, описал работу по психологическому просвещению родителей и учителей.

Им были разработаны следующие коррекционные модели:

1.Коррекционнаярограмма для детей, поступающих в школу.

2.Моедль коррекции тревожности для учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.

3. Программа по развитию уверенности в себя и способности к самопознанию и др.

Тимофеев В.С. разработал рекомендации воспитателю детского сада,

следование которым позволяет уменьшить или предотвратить детскую

тревожность в младшем школьном возрасте.[45,с.176]

Уразова О.Е. на основе анализа опыта практикующих

психологических консультантов разработала упражнения на релаксацию, как

отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей.[46, с.33]

Измайлова Н.К. как основную модель коррекции тревожности в младшем школьном возрасте рассматривает сказкотерапию.[18,с.12]

По её мнению, сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная яркими образами, тайной и волшебством, часто бывает самым коротким путём к внутреннему миру ребенка, чтобы помочь ему понять «законы» окружающей действительности. Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Занимательные приключения героев сказок, образность языка делают интересной, безопасной и приемлемой даже самую суровую мораль, что позволяет максимально заинтересовать ребят, и положительно сказывается на эффективности коррекционной работы.

Одной из наиболее распространенных моделей психокоррекции тревожности у младших школьников является арттерапия, который использовали как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов коррекции тревожности М.Наубург, З.Фрейд, К.Г.Юнг, К.Роджерс, А.Маслоу, А.Хилл.

С точки зрения этих психологов коррекционные возможности данного метода связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». [44,с.153]

Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. Создаваемые младшими школьниками продукты, объективируют их аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, сверстниками и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку младшего школьника и степень его самопринятия и самоценности. К тому же арттерапия (рисование, лепка и т.д.) способствует расслаблению, снятию напряженности у детей.

Куклотерапия еще один популярный метод, используемый как в зарубежной (Ф. Зимбардо), так и в отечественной практике коррекционной работы с младшими школьниками (И.Г.Выгодская, А.И.Захаров, А.Спиваковская).[17,с.267]

Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия младшего школьника и психолога. Любимая игрушка «участвует» в спектакле, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими реакциями и снятием нервно-психического напряжения.

 

Выводы

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы по первой главе:

1. Тревожность - представляет собой индивидуальную психологическую особенность, которая выражается в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

2. Основными причинами тревожности у младших школьников являются:

- завышенные требования родителей;

- несправедливое поведение учителей;

- внутренний конфликт вызванный несоответствием требованиям предъявляемым в школе.

3.Основными диагностическими признаками школьной тревожности  в младших классах являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя.

4.Выделяют следующие модели и методы для коррекции тревожности в младшем школьном возрасте: психогимнастика, музыкотерапия, арттерапия, куклотерапия, проективное рисование, «сочинение историй», метод реципрокного торможения, метод активной нервно-мышечной релаксации.

5. Каждый метод представляет собой набор техник, направленных на: повышение самооценки ребенка, внушение веры в свои способности, обучение ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку; умению управлять собой в ситуациях,

вызывающих наибольшее беспокойство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: