Описание программы коррекционных мероприятий

Цели программы:

1. Работа по снижению школьной тревожности.

2. Оптимизация социальной ситуации развития детей.

 3. Обучение их способам взаимодействия с миром и самими собой.

Поставленные цели обусловили необходимость решить ряд задач:

− снизить тревожность, эмоциональное напряжение учащихся;

 − сформировать у детей адекватную самооценку;

− развить представление о собственной уникальности;

− воспитать уверенность в себе;

− сформировать навыки саморегуляции.

Реализация программы предполагает цикл групповых занятий с детьми младшего школьного возраста (первоклассниками).

По результатам проведенной диагностики была сформирована коррекционная группа с высоким уровнем тревожности – 20 человек.

В коррекционную группу были отобраны дети, имеющие высокие показатели тревожности по методике Филипса как минимум по 3 факторам.

Приводимая коррекционно-развивающая программа состоит из 10

занятий. Каждое занятие представлено следующей структурой:

- разминка,

- основная часть,

- рефлексия.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, проходят в тренинговой форме. Продолжительность занятий 45–50 минут, в зависимости от сложности предлагаемых упражнений.

Количество занятий – 10.

Представим план занятий:

1.Первое занятие.

Цель- знакомство с группой ребят, создание заинтересованности учеников, настроя на сотрудничество.

Разминка- упражнение «Знакомство».

Ребятам предлагается представить, что они не знакомы сдруг другом. Каждый из учеников по очереди встает и представляется и старается кратко описать себя, свою семью, увлечения, достижения.

Основная часть- упражнение «Сундук переживаний».

«Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы оставить все наши тревоги и переживания в прошлом! Сейчас каждый из вас напишет на бумажке свои страхи и тревоги, а потом мы пустим по кругу этот волшебный сундук (ярко оклеенная коробка с прорезью по середине), а затем вы по очереди будете их зачитывать и бросать в сундук. Перед тем как зачитать свой страх, вы должны сказать я больше не боюсь…..

Например: «Я больше не боюсь получить двойку!!!» или «Я больше не боюсь опоздать на урок!»

Таким образом, попав в этот волшебный сундук, ваши тревоги исчезнут навсегда под действием его магической силы.»

Заключительная часть.

Ритуал «Мы команда!!!». Служит для создания благоприятной

психологической атмосферы, дляснятие напряженности и для сближения

учеников.

        Ребята становятся в круг. Берутся за руки и вместе с ведущим проговаривают: «Мы сильные и смелые! Мы ничего не боимся. Мы- одна команда, вместе нам все по плечу» и т.д.

2.Второе занятие.

Цель- Снятие страха самовыражения, тревожности, напряжения.

Разминка. «Мечты о будущем»

Ребятам по очереди предлагается помечтать о будущем, о том, кем они хотят стать когда вырастут.

Основная часть.

Упражнение «Нарисуй свой страх».

Ребятам предлагается нарисовать то, чего они боятся. Таким образом, вуализировав страхи, снимается тревожность. Все рисунки коллективно обсуждаются. Ведущий пытается обосновать необоснованность тех или иных страхов.

Заключительная часть-Ритуал «Мы команда!!!».

3. Третье занятие.

Цель- научиться выражать свои чувства, научить ребят сохранять спокойствие.

Разминка-Упражнение «Комплимент».

Ребята становятся в круг, и передают друг другу воздушный шарик, говоря при этом искренние комплименты.

Основная часть.

Упражнение- «Будьте спокойны».

Цель данной игры- научить ребят сохранять спокойствие в любых ситуациях.

По очереди ребятам даются разные задания- зачитать текст, наизусть рассказать стихотворение, спеть песенку и т.д. А в это время несколько ребят должны пытаться отвлечь того, кто выполняет задание. Они могут громко хлопнуть в ладоши, закричать, топнуть ногой и т.д. Основная задача-не испугаться и продолжить выполнение задания не смотря на отвлекающий фактор.

Заключительная часть. Ритуал «Мы команда!!!».

4. Четвертое занятие.

Цель- снятие напряжения, снижение уровня личностной тревожности.

Разминка-Упражнение «Морской бриз».

Ребятам предлагается занять удобное положение, закрыть глаза и максимально расслабиться. Ведущий включает аудиозапись шума моря, крики чаек и зачитывает текст: «Вы находитесь на берегу моря. Дует легкий теплый ветерок. Он колышет ваши волосы, слегка раздувает одежду. Слышны крики чаек, которые летают над водой. Волны спокойно накатывают на берег. На душе у вас легко и спокойно!!!!

Основная часть-сказкотерапия.

Ведущий рассказывает детям сказку «Мальчик с пальчик», с помощью которой пытается научить ребят преодолевать страх беззащитности.

После того,как ведущий расскажет сказку, он задает детям вопросы:

1. О чем эта сказка?

2. Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?

3. Почему герой совершает такие поступки?

4. Как герой выходит из трудной ситуации?

5. Что приносят поступки героя окружающим — радость, горе?

6. Какие чувства у вас вызывает  прослушанная сказка?

Заключительная часть- повторение ритуала.

5. Пятое занятие.

Цель- снятие тревожности, научить детей искать выход в трудных ситуациях.

Разминка. Гимнастика для снятия  мышечного напряжения.

Упражнение 1.

Повороты шеи поочередно влево и вправо.

Упражнение два.

Плечи поднимаются вверх, затем опускаются вниз. Затем  отводятся вперед, потом назад.

Упражнение 3.

Руки на затылке. Голова откидывается назад, при этом руки оказывают сопротивление.

Упражнение 4.

На глубоком вдохе голова опускается вниз, подбородок прижимается к груди и удерживается 3 секунды.

Все упражнения повторяются по 10 раз.

Основная часть- игра «Король и подданные».

На «трон» (стул) посередине комнаты по очереди садится выбранный ученик (король). Остальные ребята по очереди подходят к нему, приветствуют, выражают ему свои симпатии и потом просят помочь его

решить им какую-либо проблему, из списка который дает ведущий (например, сосед украл корову, дочка хочет попасть на королевский бал и т.д.).

  Король должен попытаться принять решение, чтобы им помочь.

  Данная игра помогает тем, кто выступает в роли короля научиться принимать решения в трудных ситуациях, сохранять спокойствие, а тех, кто выступает в роли просителей, она учит правильно выражать свои чувства, идти на эмоциональный контакт.

Заключительная часть- повторение ритуала.

6. Шестое занятие.

Цель- снятие тревожности, страха несоответствия ожиданиям.

Разминка- игра «Ночное небо».

Ведущий включает успокаивающую инструментальную музуку («Зодиак»). Ученики удобно рассаживаются закрывают глаза и пытаются максимально расслабиться, представляя себе все то, о чем говорит ведущий.

«Наступила ночь. Темная-темная. Но вам не страшно. Вы испытываете покой. Потому что вы знаете, что скоро зажгутся звезды. А вот и они. На небе появился ковш Малой медведицы. А вот и Большая медведица. Ярче всех горит Полярная звезда. А вот и полная Луна. Её далекий свет успокаивает. Звезды осветили небо. Они такие далекие и красивые. Во все времена звезды манили людей. Давайте же и мы попытаемся дотянуться до звезд.»

Дети встают на цыпочки, вытягивают руки и пытаются «дотянуться до звезд».

Основная часть-упражнение «Маленькая страна».

Дети разбиваются на группы по 3 человека. Каждой группе выдается ватман и краски. Дети должны попытаться нарисовать страну своей мечты, но так, чтобы их мечтаний не противоречили мечтаниям других ребят, с команде с которыми они работают.

Заключительная часть- упражнение «Я заслуживаю уважения».

Дети встают в круг и по очереди говорят: «Я заслуживаю уважения, потому что….». При выполнении упражнения следует избегать повторов, каждый должен почувствовать свою индивидуальность и неповторимость.

7. Седьмое занятие.

Цель- научиться преодолевать страх несоответствия ожиданиям других, добиваться намеченной цели.

Разминка-игра «Угадай».

Среди учеников выбирается ведущий. Он отворачивается, а остальные ребята в это время передают друг другу по кругу мягкую игрушку. Как только ведущий говорит стоп, все ребята прячут руки за спину. Задача ведущего угадать по мимике, выражению лица, у кого за спиной спрятана игрушка.

Основная часть-сказкотерапия.

Ведущий рассказывает детям сказку «Конек-горбунек», с помощью которой пытается научить ребят преодолевать страх несоответствия другим, страх добиться намеченной цели.

После того, как ведущий расскажет сказку, он задает детям вопросы:

1. О чем эта сказка?

2. Какими качествами обладают герои?

3. Почему окружающие не верили в то, что у главного героя может получиться добиться намеченной цели?  И т.д.

Заключительная часть- упражнение «Ты заслуживаешь уважения».

Это модификация проведенного в конце предыдущего

занятия упражнения. Здесь расстановка приоритетов меняется, тут уже ученики должны подумать не о том, почему они заслуживают уважения а почему их товарищи его заслуживают.

Дети встают в круг и по очереди говорят: «Ты заслуживаешь уважения, потому что….».

8. Восьмое занятие.

Цель- снижение тревожности, развитие активности, общительности.

Разминка- упражнение «Нарисуй радость».

Ребятам раздаются листы и карандаши. И предлагается нарисовать то, как они видят радость. На выполнение задания дается 5-7 минут. После выполнения задания, рисунки совместно обсуждаются.

Основная часть- упражнение «Кенгурята».

Участники делятся на пары. Один из них кенгуру – стоит, другой – кенгуренок – сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т.д. На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем - партнерами.

Заключительная часть- «Смелый матрос».

«Ребята, представьте себе, что вы плывете по морю. Внезапно начинается шторм. Волны бьются о корму корабля, раскачивают его. Какие чувства вы испытываете??? А теперь давайте вместе поборем ваш страх. Вместе говорим: «Мы сильные и смелые матросы, нам не страшен никакой шторм, мы сумеем победить любую стихию! Все неприятности нам по

плечу!!!» «Ну вот ребята, вместе мы победили стихию и море вновь спокойное и ласковое, а на небе выглянуло солнышко! Так и в обычной жизни, не стоит пугаться трудностей, нужно с ними бороться и все получится!!»

9. Занятие девятое.

Цель- научиться понимать свои эмоции.

Разминка – игра «Угадай мое настроение».

Психолог изображает разные выражения лица, передающие грусть, радость, удивление, испуг и прочие чувства, а ребята должны их угадать.

Основная часть-сказкотерапия.

Психолог зачитывает детям отрывки из сказки «Золушка». Сказка

совместно обсуждаются, а затем детям задаются следующие вопросы:

1. «Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывала Золушка, когда мачеха не пустила её на бал, наказав ей выполнить очень много домашней работы?»

2. «Как вы думаете, какие эмоции переполняли Золушку, когда она поняла, что не успела убежать из дворца до 12 часов???»

3. «Как вы думаете, как Золушка относилась к своим сестрам? А к мачехе?»

4. «Как вы думаете, какое выражение лица было у принца,когда он нашел на порожках дворца хрустальную туфельку??»

5. «Как вы думаете, что испытывала Золушка, когда танцевала с Принцем?»

6. «Как вы думаете, какое лицо было у Мачехи, когда Золушке подошла хрустальная туфелька?»

7. «Ребята, как вы думаете, изменилось ли отношение Мачехи к Золушке, после того, как она вышла замуж за принца?» и т.д.

Заключительная часть- ритуал «Мы команда».

10. Десятое (заключительное) занятие.

Цель- борьба с тревожностью, закрепление результатов, расслабление.

Разминка- упражнение «Приятное воспоминание».

Детям предлагается вспомнить ситуации, в которых они чувствовали

себя счастливыми, испытывали чувство покоя, умиротворения.

Основная часть – выполнение упражнения «Прощай, тревожность!».

Ребятам раздаются листки, карандаши и предлагается нарисовать

тревожность, как она им представляется. Например, в образе лохматого

существа, или страшной бабы Яги и т.д.

После того, как рисунки готовы, их все вместе обсуждают, а затем психолог говорит:

«Ребята, сегодня наше последнее занятие. Все это время мы с вами вместе, успешно боролись с тревожностью И теперь настало ей время уходить от нас. Мы её победили, теперь мы можем контролировать свои эмоции, бороться со своими страхами. Так давайте же все вместе прогоним её навсегда».

Ребята могут скомкать, порвать свои рисунки и все вместе выбросить их. «Вот и все ребята, тревожность ушла и больше никогда к нам не вернется»

Заключительная часть- упражнение «Волшебный сон».

«Ребята, сядьте поудобней, закройте глаза и представьте, что вы спите и вам снится волшебный сон.»

Психолог включает произведение Л. Бетховена «К Элизе».

После прослушивания, каждому из ребят предлагается описать, что им «снилось», какие чувства они испытывали в процессе прослушивания произведения.

«Вот и все ребята, подошли к концу наши с вами занятия, я надеюсь, что вам понравилось. И что вместе мы научились бороться со своими страхами!!! А все потому, что мы команда!!!!»

Повторяется ритуал «Мы команда».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: