Глава 2. Экспериментальные исследования динамики тревожности в результате коррекции

Программа исследования

Исследование проводилось в МБОУ СОШ №10, расположенной по адресу: Тверская область, Г. Бологое.

Участие  в исследовании приняли ученики 1 «А» класса.

Исследование проводилось в кабинете школьного психолога.

Статистическая обработка данных проводилась с использованием

 критерия φ* или углового преобразования Фишера.

      В ходе проведения эксперимента было проведено тестирование по методикам:

- методика диагностики школьной тревожности (Филлипс);

- проективная методика «Дом, дерево,человек»;

- тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, методика "Выбери нужное лицо".

Цель методики школьной тревожности Филипса состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые были предложены ученикам в письменном виде(приложение 1).

На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %,

можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности,

выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

В таблице 1 приведем номера вопросов, которые соответствуют тем или иным факторам тревожности.

 

Таблица 1

Факторы тревожности по методике Филипса и соответствующие им вопросы

Факторы № вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58; сумма = 22
2. Переживание социального стресса 5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3,8,13,17.22; сумма = 5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9,14.18.23,28; сумма = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2,6,11,32.35.41.44.47; сумма =8

 

При обработке результатов выделяют вопросыответы на которые не совпадают с ключом теста.

Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности.

В приложении 2 приведен ключ к интерпретации опросника Филлипса.

 Далее была проведена проективная методика «Дом, дерево, человек».

Ребятам были розданы листы белой бумаги, простые карандаши и резинки.

Ученикам было предложено нарисовать дом как можно лучше. Можно было стирать нарисованное сколько угодно много раз, и использовать неограниченное количество времени.

Затем, ребятам было предложено нарисовать дерево и человека.

На основании интерпретации полученных рисунков, оценивается общее психологическое состояние испытуемых, в том числе и тревожность.

Ключ к интерпретации рисунков приведен в приложении 3.

Далее был проведен тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, методика "Выбери нужное лицо".

Ребятам было предложено ответить на вопросы и выбрать нужное лицо для каждого из предложенных 14 рисунков.

В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. 

Рисунки различаются для девочек и для мальчиков.

 Стимульные рисунки представлены в приложении 4.

По результатам тестирования составляется протокол на каждого ученика, на основании которого проводится количественный и качественный анализ.

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

 

Т = Число эмоциональных негативных выборов/14*100%         (1)

 

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

- высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

- средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

- низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Далее была осуществлена интерпретация и сравнение полученных по разным методикам данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: