В процессе проведения коррекционных мероприятий был установлен доверительный контакт с детьми, что позволило проводить занятия в дружеской атмосфере.
Ученики с удовольствием посещали коррекционные занятия, которые особенно нравились им за счет включения в программу элементов игры, музыкальных занятий, рисования.
В процессе проведения эксперименты дети активно участвовали в обсуждении проведенных занятий, в планировании последующих. Они вносили свои предложения, говорили о том, чем бы им хотелось заняться.
Такая заинтересованность положительно сказалась на коррекционном процессе.
В процессе проведения программы психокоррекции тревожности произошло сплочение класса, ребята подружились, стали больше доверять друг другу, делиться своими проблемами, научились их совместно решать, что положительно сказалось на общем уровне тревожности, а так же повлияло на повышение успеваемости в классе.
В процессе проведения коррекционных мероприятий ребята научились выражать свои чувства, эмоции, стали более активными.
Повторно проведенные тестирования по различным методикам подтвердили, что тревожность среди учеников заметно снизилась.
Основные результаты коррекционной работы:
1. Снизилась на 5% общая тревожность в школе.
2. На 10% снизился страх самовыражения.
3. На 5% снизился страх ситуации проверки знаний.
4. На 10% снизился страх несоответствия результатам.
5. Исходя из данных, полученных по методике «Дом. Дерево. Человек» в 1 «А» классе снизилась тревожность у 25% учеников.
6. Положительные результаты так же получены по методике Р. Тэммла,
М. Дорки, В. Амена "Выбери нужное лицо". Исходя из них, в классе значительно снизилась тревожность.
Если до проведения коррекционной программы в классе было отмечено 10% учеников с высоким уровнем тревожности, то после неё все ученики показали низкий или средний уровень тревожности.
Таким образом, мы подтвердили, выдвинутую нами гипотезу, о том, что предлагаемая программа позволяет снизить показатель тревожности у первоклассников.
В целом можно сделать вывод, что разработанная программа коррекции тревожности для учеников младшего школьного возраста, апробированная на учениках 1 «А» класса МБОУ «СОШ №10» г. Бологое, доказала свою эффективность, и с успехом может быть использована как среди учеников начальных классов, так и в детских дошкольных учреждениях с учетов поправок на возрастные особенности детей.
Заключение
В процессе написания работы, нами были решены все поставленные задачи, что позволило достигнуть намеченной цели и сделать следующие выводы:
1. Тревожность - представляет собой индивидуальную психологическую особенность, которая выражается в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
2. Основные причины школьной тревожности:
- личностные особенности;
- школьные неприятности (двойки, замечания, наказания);
- домашние неприятности (переживания родителей, наказания);
- неблагоприятное общение со сверстниками («дразнят», «смеются»).
3.У младших школьников тревожность возникает вследствие фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения и отражает неудовлетворенность именно этой потребности, которую можно рассматривать в этом возрасте как ведущую. В эти периоды тревожность еще не является собственно личностным образованием, она представляет собой функцию неблагоприятных взаимоотношений с близкими взрослыми.
4.Исследование проводилось в МБОУ СОШ №10, расположенной по адресу: Тверская область, Г. Бологое.Участие в исследовании приняли ученики 1 «А» класса. Исследование проводилось в кабинете школьного психолога.
5.В ходе проведения эксперимента было проведено тестирование по методикам:
- методика диагностики школьной тревожности (Филлипс);
- проективная методика «Дом, дерево,человек»;
- тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, методика "Выбери нужное лицо".
6.Методика Филипса показала следующие результаты- по фактору «общая тревожность в школе» 20% респондентов;по фактору «страх самовыражения» 70%; «страх проверки знаний» 30%; «страх несоответствовать ожиданиям окружающих» 90%; «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» 20%. По остальным факторам «переживание социального стресса», «фрустрации потребности в достижении успеха», «проблемы и страхи в отношениях с учителями» - результаты ниже 50%.
7.По методике «Дом. Дерево. Человек» у большинства респондентов выявлена тревожность среднего и высокого уровней
8. По методике Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена "Выбери нужное лицо"у учеников 1 «А» класса было выявлено:
- низкий уровень тревожности у 25% учеников;
- средний уровень тревожности у 65% учеников;
- высокий уровень тревожности у 10% учеников.
9. По результатам проведенной диагностики была сформирована коррекционная группа с высоким уровнем тревожности – 20 человек. С ними проводились занятия по разработанной коррекционно-развивающей программе (10 занятий), после была проведена повторная диагностика с целью отслеживания результативности воздействий психолого-педагогической коррекции. В коррекционную группу были отобраны дети, имеющие высокие показатели тревожности по методике Филипса как минимум по 3 факторам.
10. В коррекционной программе была использованасказкотерапия, артерапия, ролевые игры, гимнастика, музыкотерапия, а также другие приемы и методы.
11.Основные результаты коррекционной работы:
- снизилась на 5% общая тревожность в школе;
- на 10% снизился страх самовыражения;
- на 5% снизился страх ситуации проверки знаний;
- на 10% снизился страх несоответствия результатам;
- исходя из данных, полученных по методике «Дом. Дерево. Человек» в 1 «А» классе снизилась тревожность у 25% учеников;
- положительные результаты так же получены по методике Р. Тэммла,
М. Дорки, В. Амена "Выбери нужное лицо". Исходя из них, в классе значительно снизилась тревожность, если до проведения коррекционной программы в классе было отмечено 10% учеников с высоким уровнем тревожности, то после неё все ученики показали низкий или средний уровень тревожности.
Таким образом, мы подтвердили, выдвинутую нами гипотезу, о том, что предлагаемая программа позволяет снизить показатель тревожности у первоклассников.
Список использованной литературы
1.Алексеев С.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 462 с.
2.Батуев Б.А. Психокоррекция. Справочник. – М.:ЮНИТИ, 2014. – 458 с.
3.Ваникевич А.В. Психология. Учебник для вузов. М.: Смысл, 2014.-с.562.
4.Викторов П.А. Общая психология. Учебное пособие. М.: Кнорус, 2014.-с.211.
5. Гулькин А.А. Психологическое консультирование и психологическая коррекция. М.: Когито-Центр, 2014.-с.672.
5.Гуревич П. А. Введение в профессию (психология). Учебник для бакалавров. – М.: Инфра-М, 2015. – 415 с.
6. Дашков А.В. Психологический практикум. Учебное пособие. М.: Смысл, 2015.-с.211.
7. Демьянов А.В. Психодиагностика. М.: Дрофа, 2013.-с.642.
8. Духов А.К. Общая психология. Учебник. М.: Изд-во МГУ, 2013.-с.472.
9.Дягилева А.К. Психологический практикум. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Когито-Центр, 2015.-с.135.
10.Еловацких Т.М. Математические методы и статистические модели в психологии. – М.: Юрайт, 2014. – 451 с.
11. Еременко С.К. Психокоррекция и психодиагностика. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2013.-с.472.
12. Жидков Р.С. Психология: краткий курс. М.: Дрофа, 2014.-с.539.
13. Жумарина Н.П. Психологическое консультирование и психокоррекция. М.: Дрофа, 2015.-с.544.
14. Заточинов Е.К. Общая психология. М.: Смысл, 2014.-с. 554.
15.Зорин М.В. Психологическая коррекция: теория и практика. М.: Дрофа, 2014.-с.412.
16.Зубов Н.Г. Проблемы повышенной тревожности у младших школьников. «Вопросы педагогики», №2- 2014.-С.21-27.
17. Игошин А.В. Общая психология. Учебник для вузов. М.: Юнити, 2014.-с.543.
18.Измайлова Н.К. Сказкотерапия как ведущий метод психокоррекции у детей младшего школьного возраста. «Вопросы психологии», №4-2014.-С. 11-16.
19. Ильин К.В. Психология и педагогика. Учебник для вузов. М.: Смысл, 2014.-с.627.
20. Карлов И.С. Психодиагностика и психокоррекция. М.: Дрофа, 2014.-с.315.
21. Калягин А.А. Психология. Вводный курс. М.: Смысл, 2015.-с.415.
22. Камарчев С.М. Практическая психология. Учебное пособие. М.: Когито-Центр, 2015.-с.304.
23.Климов Е.В. Возрастная психология. Учебное пособие. М.: Юнити.- с.411.
24. Кобзева Е.Ю. Математические методы в психологии. М.: Дрофа, 2015.-с.371.
25.Коралев Е.В. Психологическая диагностика и коррекция. Теория и практика: учебник для бакалавров. - М.:Юрайт, 2015. – 552 с.
26. Кудинов Ю.А. Психологическое консультирование. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2014.-с.432.
27. Кустов Д.Ю. Психологическое консультирование и психологическая коррекция. М.: Дрофа, 2014.-с.345.
28. Курпатов А.Я. Проблемы диагностики и коррекции тревожности у дошкольников и детей младшего школьного возраста. «Вопросы психологии», №4-2013.-С. 15-21.
29. Лапин В.А. Психодиагностика и психокоррекция. М.: Дрофа. 2015.-с.461.
30. Леонтьев Д.А. Психология. М.: Лабиринт, 2014.-с.513.
31. Литвинов С.Е. Психологическое консультирование. Учебное пособие. Спб.: АСТ-Пресс, 2014.-с.312.
32. Лопырев А.М. Общая психология. М.: Юрайт, 2015.-с.763.
33. Мансуров А.М. Психоанализ и психодиагностика. М.: ЮНИТИ, 2014.-с.661.
34. Мануковский В.С. Психология и психологическая коррекция. Учебник. М.: Юрайт. 2015.-с.438.
35. Мазур А.Е. Психоанализ и психодиагностика. М.: ЮНИТИ, 2014.-с.745.
36.Насыпной А.К. Общая психология: учебное пособие. - М:Юрайт, 2014. - 539 с.
37.Немов Р.С. Психологическое консультирование. – М.:Юрайт, 2014. - 575 с.
38. Нургалиев Е.С. Практикум по психологической диагностике и коррекции. Учебное пособие для бакалавров. М.: Смысл, 2015.-с.223.
39.Нургалиев Е.С. Психология: учебник для бакалавров. – М.:Юрайт, 2014. – 339 с.
40.Общая психология. Учебник для вузов. / Под ред. Павлушина А.В.:Когито-Центр, 2015. – 526 с.
41.Овсянников А.К. Психокоррекция и психологическое консультирование. М.: Юрайт, 2015.-с. 626.
43.Пименов В.С. Практическая психология. Учебник для вузов. М.: Смысл, 2013.-с. 315.
42. Психология: учебник для вузов / под ред. А.М. Прихожана. – М.: Изд. Смысл, 2015. – 525 с.
44.Рогов Е.И. Психология. Учебник. – М.: «Дашков и К», 2014. – 517 с.
45.Тимофеев В.С. Психологическое консультирование. М.: Юрайт. 2014.-с.453.
46. Уразова О.Е. Психологическое консультирование и психокоррекция. – М.: Юрайт, 2014. – 526 с.
47. Филин А.В. Психология и педагогика. М.: Лабиринт, 2016.-с.441.
48. Шапошников И.В. Возрастная психология. 2-е изд.: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2013. – 567 с.
49.Шишкин А.В. Психологическое консультирование в России. – М.: МГЭИ,
2014. – 423 с.
50. Шугакин С.К. Методы психокоррекции в работе практикующего психолога. М.: Юнити. 2014.-с.450.
51.Ююкин А.В Методы купирования агрессии и тревожности у школьников. «Вопросы педагогики», №3 - 2014.-С.6-12.
52. Ярмолов А.В. Психология. Учебное пособие.. М.: ЮНИТИ, 2015.-с.417.