Древнерусские патриотические повести о монголо-татарском нашествии и борьбе против ига

В первой половине XIII столетия Русская земля подверглась нашествию татар. Иго длилось более 2 веков, это тяжелейшее бедствие для русского народа. Русский народ принял на себя бремя татаро-монгольского владычества, спал европейскую культуру от разгрома и истощения.

 Страшные полчища степных кочевников, объединенные Темучином – Чингиз-ханом, двинулись с востока на запад. С 1237 по 1240 год русский народ вел мужественную борьбу с неисчислимыми силами врага. Феодальная раздробленность Русской земли способствовала успеху врага. События, связанные с татарским нашествием, получили широкое отражение в литературе той поры.

Нашествие татар на Русь нашло отражение в ряде произведений повествовательного, проповеднического и житийного характера. Умы книжников искали религиозное объяснение катастрофы. Порабощение татарами они объясняли наказанием божьим за грехи: бог посылает татар, заставляя нас вступить на путь покаяния

«Повесть о битве на Калке»

Первое столкновение русских с монголами произошло в 1223 году на реке Калке. Летописная повесть об этой битве дошла до нас в двух редакциях, она создана в дружинной среде. Повесть последовательно и обстоятельно излагает ход событий. Она хорошо передает настроение русского общества при известии о появлении монголов. Весть эта была встречена с крайним недоумением. В редакции повести, вошедшей в Лаврентьевскую летопись, рассказывается, что явились народы, которых никто не знает, и он ссылка на философско-исторический труд МефодияПотарского «Откровение», где обозревались судьбы человечества от Адама до «второго пришествия» (VII век). Автор считает, что татары – это народы, разбитые Гедеоном и запертые им в пустыне Етриевской, а появление их знаменует собою конец света.Русские.соединившиеся с половцами, были разбиты татарами.  Отсюда вытекает религиозно-моралистическая трактовка события: приход татар – следствие попустительства божия «грех ради наших».

Потом рассказывается о зле,какое татары причинили русской земле, о гибели целого ряда князей, которые перечисляются по именам. Повесть о битве на Калке, возникшая в дружинной среде, в летописных сводах подвергалась редакции составителей сводов, принадлежавших к духовной среде, и после этого отразила покаянно- благочестивые мотивы. Еще сильнее эти мотивы в перемежку с цитатами из «Священного писания» звучат в описании разорения татарами северной Руси. Суздальской земли и города Владимира, читаемом в Лаврентьевской летописи под 1237.

 

Слово о погибели Русской земли». Гражданский и патриотический пафос «Слова» и поэтические формы его выражения. Образ русской земли в Слове.

Разорение Русской земли татарами вызывало не только скорбь о ее бедствиях, но и надежды на избавление от гнета в будущем. Пробуждению этих надежд должны были служить воспоминания о прошлом процветании, о недавнем государственном могуществе Русской земли. В этом отношении любопытно одно небольшое произведение – «Слово о погибели Русской земли». Это – замечательное поэтическое произведение,  найденное 1892 году Х.М.Лопаревым в рукописи 15 в псковского Печерского монастыря. В конце 40-ых годов XX века В.И.Малышевым был обнаружен новый список этого памятника. В обращении к «светло-светлой и прекрасно украшенной земле Русской» автор прославляет красоты природы, материальные богатства и силы древней Руси. Вслед за этим называются многие племена, определяются огромные пространства, покоренные Русским государством. Из князей особенно величественным показан Владимир Мономах. Текст обрывается на замечании о том, что «...в ты дни приключилась бедахристиянам»(т.е. – нашествие татар). Несмотря на фрагментарность, «Слово» блестяще выразило идею единства и мощи Русской земли, жизненно необходимую в период феодальной раздробленности и ослабленности под гнетом татар. Для выражения этой идеи неизвестный автор нашел яркие словесные краски, взятые частью из книжной риторики, частью из устной поэзии. Образ Владимира Мономаха, данный в легендарно-гиперболических чертах, носит следы влияния фольклора. Опубликованный в 90-ых годах XIX века памятник Х.М.Лопарев считал «началом великолепной поэмы XIII века, оплакивающей гибель Руси». Вслед за Словом идет Житие Александра Невского, не имеющее особого заглавия и не отделенное от текста Слова. Существует предположение. Что Слово явилось откликом на Калкскую битву и создано около 1225, но вероятнее предположить,что оно было вызвано опустошительным татаро-монгольским разорением Руси в 1237 г. слово погибель подходит больше, чем к последствиям Калкской битвы.

Слово затруднительно считать вступлением к житию Невского, само содержание жития о блестящих победах Александра над врагами Руси не согласуется с представлениями о ее погибели.

Худож стиль представляет собой сочетание книжного стиля с устнопоэтическими формами песенной речи. Книжный стиль сказывается в перечислении богатств, которыми изобилует Русская земля и в составных эпитетах, как «светло-светлая». От устно-поэтической традиции идут сочетания «горы крутые», холмы высокие,дубравычистые,князья грозные бояре честные, синее море. Отсюда идет и эпический образ Владимира Мономаха- упоминание о том,что различные народы трепетали перед князем- общее место,встречаемое в описании могущества различных русских князей. Рассказ о страхе, испытанном Мануилом- хронологическое несоответствие, ткМануил начал царствовать спустя 18 лет после смерти Мономаха и в действительности посылал посольство к князю Ростиславу.

 

Житие Александра Невского» как выдающийся литературный памятник борьбы русского народа и народов Прибалтикисо шведскими феодалами и ливонскими рыцарями. Образ Невского как воина-героя и государственного деятеля. Элементы стиля воинской повести и жития в памятнике.

 Своеобразным этапом в развитии житийного жанра на Руси, является создание так называемых княжеских житий. Образцом таких житий является «Житие Александра Невского»- первое русское житие князя-воина. Оно было создано в 80е XIII во владимирском Рождественском монастыре, где вначале был погребен Невский. Инициатором составления считают митрополита Кирилла и сына князя- Дмитрия Александровича. Только в XIII-XVIIв было создано 15 редакций памятника, что говорит о его популярности.

 Имя Александра Ярославича, победителя шведских феодалов на Неве и немецких «псов-рыцарей» на льду Чудского озера, пользовалось большой популярностью. Об одержанных им победах слагались повести и сказания, которые после смерти князя в 1263 году были переработаны в житие. Автор «Жития», как это установлено Д.С.Лихачевым, был жителем Галицко-Волынской Руси, переселившимся вместе с митрополитом Кириллом III во Владимир. Цель жития – прославить мужество и храбрость Александра, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли. В центре стоит повествование о битвах на реке Неве и на льду Чудского озера. Причины нападения шведов на Русскую землю объясняются весьма наивно: шведский король узнав о росте, мужестве Александра решил попленить «землю Александрову». С малой дружиной Александр вступает в борьбу с превосходящими силами врага. Подробно ведется описание сражения, большое место уделено подвигам Александра и его ратников. Битва на Чудском озере с немецкими рыцарями изображена в традиционной стилистической манере воинских повестей. От очивидца автор якобы слышал,что в воздухе виден был полк божий,пришедший на помощь Александру.

Набрал силу народ литовский, начал грабить владения Александра, однажды он выехал на врагов и победил 7 полков за один выезд. Некоторых князей взял в плен. Слуги его привязали их к хвостам коней и насмехались. Начали с того времени бояться имени его.

Пришел однажды к Батыю. Тот подивился-нет князя подобного ему, почтил достойно и отпустил. Пришедшим католическим послам ответил- от вас учения не примем.

Александр изображен не на безликом фоне дружины,а в окружении храбрых русских воинов. Каждый воин сражался с врагом «не имея страха в душе своей», народное предание сохранило память о 6 храбрецах- ярко индивидуальна характеристика воина через совершенные им подвиги: один напал на шнек, захваченный и выброшенный за борт, по божьей милости вышел из воды невредим и снова напал на них,другой новгородец с небольшой дружиной потопил 3 корабля, другой бился топором так,что все дивились храбрости его, другой ворвался в королевский шатер и обрушил его, другие погибают на поле боя от многочисленных ран. Вместе с Александром героев 7-символ гармонии души (полководец) и тела (войско).

Александр изображен как идеальный князь и воин, наделенный всеми положительными физическими и духовными качествами: «и никогда не было противника, достойного его в бою. И озвратился Александр с победою славной, и было много пленных в войске его». Уподобляется не раз самым выдающимся библейским персонажам: «красив был,как никто другой,голос как труба в народе, лицо-как лицо Иосифа, сила- часть силы Самсона, премудрость Соломона,храбрость-..», «о таких сказах пророк Исайя- князь хороший в странах- тих, приветлив,кроток,смиренен и тем подобен богу. Не прельщаясь богатством, не забывая праведников, сирот и вдов, судит по правде, милостив,добр для домочадцев и радушен к приходящим из других стран». Когда тело было положено в гробницу, когда умер, стоял вопль и стон,земля содрогнулась. Кирилл-митрополит хотели разжать руку и вложить грамоту духовную,он сам простер руку и взял грамоту.

Основное содержание «Жития» составляют эпизоды чисто светские, но элементы агиографического стиля использованы в нем весьма широко. В житийном стиле написано небольшое вступление, где автор говорит о себе, как о «худом, грешном, недостойном» человеке,чтобы возвысить личность князя, однако он начинает свой труд об Александре, поскольку не только слышал о нем «от отец своих», но и лично знал князя. Подчеркивается происхождение героя от благочестивых родителей. При характеристике героя автор прибегает к библейским персонажам. В описания сражений вводятся религиозно-фантастические картины. В беседе с папскими послами Александр оперирует текстом «Священного писания» от Адама до седьмого Вселенского собора. Автор упоминает,что перед вступлением в поход князь молился в новгородском Софийском соборе, что святые Борис и Глеб,явившиесяПелугию, (старейшина земли Ижорской,крещенный и живший среди рода своего язычников), предупредили русских о приближении врага. В житийном стиле описана благочестивая кончина Александра. «Житие Александра Невского» становится образцом при создании позднейших княжеских жизнеописаний, в частности жития Дмитрия Донского. Произведение напоминает воинскую повесть. Эпицентр повествования-батальные сцены- в период батыевщины они должны были свидетельствовать,что на Руси не перевелись богатыри.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: