Постучи по бубну (Споем песенку)

Гришввна А. В. и др.

Игры-занятия с детьми раннего возраста с наруше-
ниями умственного и речевого развития: Кн. для лого-
педа. Из опыта работы/А. В. Гришвина, Е- А. Пузырев-
ская, Е, В, Сочеванова. М..: Просвещение, 1988.—
93с.

В книге раскрываются содержание и методы коррекционно-
логопедической работы с детьми раннего возраста с нарушениями
умственного и речевого развития. Приводятся примерные планы
проведения игр-эянятий с данной категорией детей.

Рецензенты'

доктор медицинских наук Е, М, Мастюкова
(НИИ дефектологии, Москва),
Н, Г- Овчинникова (дом ребенка № 5, Москва)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Подготовка детей к успешному обучению, создание бла-
гоприятных условий для укрепления здоровья маленьких
граждан, их интеллектуального развития требует от лого-
педов целенаправленной, вдумчивой, творческой работы.
Мобилизация усилий для достижения высоких конечных ре-
зультатов требуется и от воспитателей и логопедов специа-
лизированных дошкольных учреждений, которые посещают
дети с органическим поражением центральной нервной си-
стемы (олигофрения в степени дебильности и легкой степе-
ни имбецильностн) и выраженной темповой задержкой
псих о-речевого развития.

Логопедическая работа является важным звеном ком-
плскного медико-педагогического воздействия на ребенка.
Она стимулирует речевую функцию, расширяет коммуника-
тиано-по.дняаательную деятельность малыша, способствует
развитию его мышления.

Для более четкой организации логопедической работы в
условиях специализированных дошкольных учреждений
весь процесс обучения, описанный в пособии, разделен на
3 этапа с указанием поэтапных задач речевого и интеллек-
туального развития малышей. Основополагающим момен-
том такого деления является возраст ребенка (от 1 г. 3 мсс.
до 4 лет включительно). Каждый этап соответствует при-
мерно одному учебному году.

Период пребывания ребенка на том или ином этапе обу-
чения может быть различным в зависимости от тяжести на-
рушений в интеллектуальной и речевой сферах. Соответст-
венно одни дети могут усваивать материал быстрее, дру-
гие—медленнее. Желательно, чтобы малыш находился на
каждом этапе обучения до полного усвоения им материала.

В пособии приведены образцы игр-занятий, способствую-
щие осуществлению основной задачи каждого этапа обу4е-
ния. Так, на первом этапе это развитие активной речи детей
до уровня звукоподражаний, лепетных и нескольких обще-
употребительных слов: на, дай. тетя и т. п.. на втором эта-
пе — формирование речи, состоящей из простых нераспрост-
раненных предложений, содержащих подлежащее и
сказуемое, и, наконец, на третьем этапе предполагается
формирование речи, основу которой составляют простые
распространенные предложения, содержащие кроме подле-
жащего и сказуемого второстепенные члены предложения
(определение, дополнение, обстоятельства).

Все тематические разделы, представленные в пособии, и

3


соответствующие им игры-занятия направлены на стимули-
рование речевой функции, речевого общения, а следователь-
но, и на совершенствование функций и процессов высшей
нервной деятельности, интеллекта.

Особое место в логопедической работе должно занимать
развитие у детей сенсорного восприятия, так как в раннем
возрасте оно является основой познания окружающей дей-
ствительности, а успех работы логопеда по развитию речи и
интеллекта ребенка находится в прямой зависимости от уров-
ня его сенсорного восприятия. Дети ранвего возраста в про-
цессе своей деятельности, в частности игры, знакомятся со
свойствами и качествами окружающих предметов (формой,
цветом, величиной). Это положение в значительной мере
определяет содержание и цель работы логопеда на всех эта-
пах обучения.

При планировании занятий необходимо уделять долж-
ное внимание развитию зрительного и слухового восприя-
тия, мелкой моторпки рук, пространственной ориентировки,
Занятия по этим разделам должны проводиться на протя-
жении всех трех лет обучения со всеми детьми. Занятия по
формированию правильного речевого дыхания, артикуля-
ционной моторики организуются только с теми детьми, ко-
торые имеют соответствующие нарушения.

Учитывая особенности нервно-психических нарушений и
возраст данного контингента детей, специальные занятия над
фонетической стороной речи, ее грамматическим строем в
структурой слов не проводятся- По этим разделам работа
ограничивается обучением подражанию речи логопеда, ко-
торый в процессе занятий направляет внимание малыша
на правильное произнесение слов и построение предложе-
ний. Речь взрослого должна быть неторопливой, четкой, но
нсскандированной; тон обращения к ребенку—спокойным,
доброжелательным.

На всех этапах обучения логопедические занятия долж-
ны быть преимущественно индивидуальными, так как в
этом случае логопед имеет возможность выявить, учесть
особенности психо-речевого развития каждого ребенка и
соответственно им планировать обучение. Необходимо пом-
нить, 4io индивидуальные занятия всегда продуктивнее
групповых, однако и групповые могут иметь место на всех
этапах обучения. Они проводятся с детьми примерно одного
возраста и уровня речевого и интеллектуального развития
при повторении и закреплении пройденного материала, а
т;жже в тех случаях, когда сам характер занятия требует
учас;ия нескольких детей. Количество одновременно зани-
мающихся н'е должно превышать 3—4 человек. Продолжи-
тельность индивидуальных занятий составляет 10—15 мин,
групповых — до 25 мин.

Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость
внимания малыЕЦей, необходимо 8 течение занятия менять
виды их деятельности. Игровой, дидактический материал
дастся в ограниченном количестве до полного усвоения его
детьми. Во время логопедически?; занятий используются яр-
кие;' озвученные игрушки, красочные дидактические посо-
бия, способные привлечь внимание детей, заинтересовать их.
Занятия проводятся в игровой форма-на положительно-эмо-
циональной основе,

Работа логопеда проводится в тесном контакте с педаго-
гом-."ефектологим и воспитателем группы. Так, если в дян-
ньгя период логопед раиотац]" над расщнрсичсм словаря де-
тей,!о задача чоспктзтеля — закрепить данный словарь у
процессе повседневной деячсльности. С этой целью логопед
продв-эритс."ьн.э знакомит воспитателя группы с осибешю-
стнш! речи и состоянием интеллекта каждого малыша, дает
рекомендации 'ю проведсни!о занятий и подбору 'щдакт^Ф.'-
скогэ материала. Контроль за чыполнениеч рекомендаций
логопед осуществ.ляег в плановом порядке.

По общсиедагогическому плану дети знакомятся с окру-
жающей лейстпигсльностью, для чего используются диа-
А'и^ьмы, детские передачи по телевидению, целевые про-
Еулки за территорию учреждения, живые уголки в груп-
пах!; Т П-

Дл? занимающихся с логопедом детей желательно иметь
карточку. Б карточку (или в индивидуальную тетрадь)
впосячсп краткие анамнестические данные каждого малы-
ша, диагноз врача-пскхоневролога, логопедическая харак-
теристика. Здесь же логопел периодически отмечает дина-
мику развития речи и интеллекта ребенка.

В помощь логопеду;г1ми\'.о поэтапных характеристик
особенностей разиития детей в пособии даны примерные
образцы игр-зяиятий. которые можно варьировать ii ис-
пользовать в зависимости от целей и задач каждого за-
нятия,

При разработке игр-занятий авторы частично исполь-
зовали дидактический материал, разработанный Н, М, Лк-
сариной, Е. И. Тихсевой для умственно-речевого разшпин
здоровы'; детей, адаптировав его с учетом данного контин-
генга детей.































































































































ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

ВОЗРАСТ 1 г. 3 мес.—2 г.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

У большинства детей раннего возраста, имеющих нару-
шения в речевом и интеллектуальном развитии, слабо выра-
жен интерес к окружающему, почти отсутствует реакиия на
новизну. Сенсорное восприятие крайне обеднено. Контакт
со взрослыми устанавливается не сразу и носит формаль-
ный характер. Внимание неустойчивое, поверхностное.
Длительность сосредоточения даже в организованной дея-
тельности не превышает 1,5—2 мин, что вызывает необходи-
мость постоянного направления его извне. Моторная актив-
ность снижена, координация движений в той или иной сте-
пени нарушена. Отмечается слабость или недостаточность
совместного взаимодействия руки и глаза. Захват предмета
осуществляется всей кистью. Игровая деятельность не раз-
вита, игра манипулятивная.

.Большинство детей находится на уровне эмоционально-
го общения, и лишь немногие ребята могут выполнить 2—
3 стериотипные инструкции, подкрепленные указательным
(поясняющим) жестом. Общение со взрослыми осуществля-
ется с помощью жестов, сопровождаемых лепетными звука-
ми или звуковыми комплексами, однообразными по своему
звуковому составу и интонации, мало понятными для окру-
жающих-

В результате занятий к концу первого этапа обучения
речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, ле-
пета и первых, наиболее часто употребляемых слов типа
на, дай, ляля и т. п. Пассивный словарный запас увеличи-
вается настолько, что малыш может выполнять элементар-
ные побудительные инструкции в определенной ситуации в
сопровождении указательного жеста и без него.

В процессе игры дети овладевают целевыми действиями
с предметами по инструкции; открой-закрой, надень-сними,
достань-положи
и т. п. У них несколько улучшается зритель-
ное и слуховое внимание. Совершенствуются мелкая мото-
р'ка рук, координация движений. Формируется функция
противопоставления большого пальца остальным, Манипу-
лятивная игра сменяется процессуальной.


































ОБРАЗЦЫ ИГР.ЗДНЯТИИ

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ, ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВОГО
ВОСПРИЯТИЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ВНИМАНИЯ
К РЕЧИ ЛОГОПЕДА



Где звучит игрушка?

^Цель. Формировать зрительно-слуховое восприятие де-
тей в процессе игровых действий. Развивать понимание эле-
ментарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить вы-
полнять их по подражанию.
Пособие- Бубен.

Ход занятия. В манеже сидят 2—3 ребенка. Логопед
показывает им бубен, затем стучит по нему рукой и напе-
вает: 4Я-ЛЯ-ЛЯ. Берет малыша за руку, побуждает его посту-
чать по бубну, продолжая четко нараспев произносить-
ля-ля-ля, т. е. взрослый привлекает внимание детей к звуко-
подражанию.

Игра повторяется с каждым ребенком 3—4 раза. Пере-
двигаясь вокруг манежа и продолжая играть на бубне, ло-
гопед добивается, чтобы малыши следили за движущимся
источником звука,

Аналогично игра проводится с другими звучащими иг-
рушками: погремушкой {тук-тук-тук}, колокольчиком
{аинь-динь-динь}. барабаном {та-та-ia).

Где ляля?

Цель. Та же.
Пособие. Кукла.

Ход занятия. В манеже сидят 2—3 ребенка Логопед
показывает им куклу, называя ее дядя. Рукой ребенка гла-
дит куклу по голове и приговаривает: ляля, ляля. Дает воз-
можность рассмотреть куклу, всячески привлекая к ней вни-
мание. Затем аедет куклу по барьеру манежа, поясняя-
«Ляля топ-топ-топт.. Дети должны следить за ее передви-
жением. Логопед ачезапно прячет куклу за наружную стен-
ку манежа так, чтобы она была видна детям, и спрашивает:

«I де ля,ля>* Дети должны поискать куклу глазами. Взрос-
лый сажает куклу на перила манежа и радостно воскли-
цает: сВот ляля'.»

Игра повторяется 2—3 раза. При этом кукла прячется и
появляется только r определенном месте. Аналогично про-
водятся игры с другими игрушками: кошкой, собакой миш-
кой и т. д.






























Прягки

Цель. Та же-

П особи я. Индивидуальные цветные платки.
Ход занятия. Дети (2—3) сидят в манеже. Логопед
накрывает платочком голову одного из детей, пряча и его
лицо. Обращается к детям; «Где Вова?»—«Нет Воаы».
Снимает платок и радостно восклицает: «Вот Вова!» Игра
проводится с каждым малышом по 2—3 раза, но при повто-
рении взрослый побуждает ребенка самого снимать платок
с головы.

Делай,как я

Цель. Учить детей в определенной ситуации понимать
и выполнять простые инструкции (на, дай, возьми}, сопро-
вождаемые указательным жестом. Формировать действия с
игрушками по подражанию, по речевой инструкции. По-
буждать ребят к повторению звукоподражаний: тук-тук. пи-
ни, динь-динь.
Учить соотносить игрушки,

Пособия. Звучащие игрушки (по 2 шт.); погремушки,

колокольчики, резиновые птички.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку погре-
мушку, которую держит в руке, и говорит: «Вот какая кра-
сивая погремушка. Погремушка гремит: тук-тук-тук*.
Встряхивает погремушку. Протягивает ее ребенку и произ-
носит: «На погремушку»,—побуждая его взять игрушку.
Если малыш сам не тянет руку к игрушке, то взрослый на-
правляет руку ребенка, повторяя; «На погремушку, возьми
погремушку». Если ребенок взял игрушку, то логопед берет
себе аналогичную погремушку и, потряхивая ею, пригова-
ривает тук-тук-тук. побуждая к повторению действия и зву-
коподражания.

В конце занятия логопед убирает свою погремушку, про-
тягивает руку к игрушке ребенка и говорит: «Дай погре-
мушку», Если ребенок сам не отдает ее, то логопед поти-
хоньку берет игрушку из его рук, повторяя при этом прось-
бу: «Дай погремушку».

Аналогичные занятия проводятся с резиновой птичкой я

колокольчиком,

Вариант I. Логопед показывает погремушку, встря-
хивает ее, называет полным еловом и звукоподражанием
ту к- ту к- ту к, побуждая ребенка к повторению звукоподра-
жания- После этого кладет погремушку па стол перед ре-
бенком. Затем проводит аналогичное упражнение с птич-
кой, побуждая малыша к повгорению звукоподражания
пи-пи. Птичка остасгся на столе,

Логопед берет себе другую птичку, показывает и гово-
рит: «Посмотри, какая у меня красивая птичка. Птичка по-
ет: пи-пи-пи». Подносит свою птичку к птичке, стоящей на
столе, и говорит: «Возьми птичку», — побуждая ребенка
взять игрушку со стола. Предлагает: «Давай послушаем,
как поет птичка». Сжимает свою птичку, произнося пи-пи-
пи,
т, е- побуждает ребенка к повторению вместе с ним дей-
ствия и звукоподражания. После этого взрослый убирает
свою игрушку, протягивает руку к птичке ребенка, настой-
чиво произносит: «Дай мне птичку». Ребенок дает ему
игрушку. Логопед кладет птичку на стол рядом с погремуш-
кой. Подносит свою погремушку к игрушке, лежащей перед
ребенком, побуждая его взять погремушку, поиграть его и
повторить звукоподражание тук-тук-тук.

Вариант П. Логопед берет колокольчик, обыгрывает
его, побуждая ребенка к повторению звукоподражания
динь-динь. Затем кладет колокольчик на стол. Дает ребен-
ку птичку, которая обыгрывается так же, как в занятиях I
и II, и ставит на стол.

Логопед показывает ребенку аналогичную птичку и го-
ворит: «Где такая птичка? Покажи такую птичку», — ука-
зывая,на игрушки, находящиеся на столе. Когда малыш с
помощью взрослого или самостоятельно покажет птичку,
логопед восклицает: «Вот птичка ли-nu!»

Потом логопед показывает колокольчик. «Где колоколь-
чик динь-диньЪ — спрашивает он, указывая на игрушки,
лежащие на столе. Ребенок с помощью логопеда, а потом
самостоятельно показывает колокольчик. Логопед эмоцио-
нально восклицает: «Вот колокольчик динь-диньЬ Таким
образом ребенок обучается соотносить свою игрушку с ана-
логичной.

На каждом занятии логопед использует только 2 игруш-
ки из 3 в различных сочетаниях.





























































Ладушки

Цель. Расширять пассивный словарь в процессе выпол-
нения игровых действий.

Ход занятия. В манеже или за столом сидят 2—3 ре-
бенка. Логопед хлопает в ладоши, напевая: «Ладушки, ла-
душки», — старается привлечь внимание детей к движениям
своих рук. Обращаясь к одному из детей, логопед говорит:

«Сереженька, сделай ладушки». Берет руки ребенка и хло-


пает ими, продолжая наг^аат!,: «Ладушки, ладушки». То
же самое взрослый проделываем iio 2—3 раза с каждым ре-
бенком, Затем логопед уччт детей выполнягь ладушки по
подражанию.









Большой — маленький

Цель. Та же.

Ход занятия. Занятие проводится в манеже или на
полу. Ребенок стоит. Логопед поднимает его руки вверх и
говорит: «Вот какой Саша большой!» Повторяет это дви-
жение несколько раз с ириговариаанием.

Затем взрослый присаживается и помогает присесть ре-
бенку, при этом говорит: «А теперь Саша маленький». Дви-
жение также поьторяетсй несколько раз с приговариваннем.

Вариант, Ребенок стоит. Логопед поднимает его руки
вверх и говорит: «Вот какие мы большие», — побуждая ре-
бенка самостоятельно повторить движение. Затем логопед
приседает и говорит: «А теперь мы маленькие». Ребенок
должен повторить движение по подражанию или с по-
мощью логопеда.











Дай ручку

Цель. Та же.

Ход занятия. Дети (2—3) оидят в манеже или за
столом- Логопед протягивает руку по направлению одного
из детей и говорит: «Сашенька, дай ручку'.» Если ребенок
не отвечает на жест, логопед берет его руку, тянет ее к своей
руке, похлопывает ладошкой ребенка до своей ладони, за-
тем вкладывает руку ребенка в свою, легонько потряхивает
ею и произносит: «Здравствуй, здравствуй. Сашенька!» Иг-
ра повторяйся по 2—3 раза с каждым ребенком.








Поздоровайся с лялей

Цель. Та же.

Пособия. Небольшие игрушки; кукла, мишка.
Ход занятия. Как и на предыдущих занятиях, дети
располагаются в манеже или за столом. Логопед показыва-
ет им куклу, называй ее ляля. Правая рука куклы вытянута
вперед, левая — опущена. Взрослый дает возможность де-
тям рассмотреть куклу, подносит ее к каждому ребенку, го-
ворит: сЭю ляля, поздоровайся с лялей, дай ляле ручку».

10

Помогая ребенку выполнить действие, повторяет инструк-
цию несколько раз.

Аналогичная игра проводится с мишкой,

Сделай «до свидания»

Цель. Та же.

Пособие. Кукла.

Ход занятия. Ребенок сидит в манеже или за сто-
лом. Логопед показывает ребенку куклу, говорит: «Это ля-
ля к тебе пришла, красивая ляля, хорошая ляля. Поздоро-
вайся с лялей, дай ляле ручку». Ребенок выполняет это дей-
ствие самостоятельно или с помощью взрослого. Затем ло-
гопед уводит куклу и говорит: «Уходит ляля, сделай ляле
ручкой do свидания». При этом он машет своей рукой и по-
буждает ребенка к повторению движения. Если малыш не
повторяет это движение, логопед помогает ему.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ
ОБЫГРЫВАНИЯ ИГРУШЕК

Поиграем на барабане

Цель. Учить детей понимать и выполнять элементар-
ные побудительные инструкции в процессе обыгрывания
игрушек и общения оо взрослым (расширение и уточне-
ние пассивного словаря). Побуждать к воспроизведению
звукоподражаний, лепетных слов, обозначающих знакомые
игрушки, действия. Вводить в активную речь детей отдель-
ные, часто употребляемые слова, а также имена близких
людей и обслуживающего персонала. Совершенствовать ко-
ординацию движений рук при зрительном контроле.

Пособие. Барабан и палочки.

Ход занятия. Занятие проводится за столом. Лого-
пед ставит перед ребенком барабан, называет его: «Это ба-
рабан гй-га-гй». Дает малышу возможность рассмотреть
барабан. Берет палочку и говорит: «Вот палочка. Я постучу
палочкой по барабану». Несколько раз не сильно ударяет
палочкой по барабану н четко, немного нараспев, произно-
сит звукоподражание, побуждая ребенка к повторению. За-
тем говорит: «Саша, попроси у меня палочку, скажи: дай,
дай-s-.
Сопровождая слова жестами, побуждает малыша
повторить за ним. Взрослый стучит палочкой по барабану,
затем даст палочку ребенку, говорит: ^На палочку. Вот ба-
рабан, постучи». Если ребенок затрудняется выполнить ин-
струкцию, логопед берет его руку, в которой он держит па-

11


лочку. и показывает, как надо стучать. Когда же малыш
выполнит действие, взрослый просит его: «.Дай палочку», -~
сопровождая просьбу соответствующим жестом и добиваясь
ее выполнения. Затем задает ребенку вопрос: «Где бара-
бан га-та-га?» Указывает рукой ребенка на игрушку и вос-
клицает: «Вот барабан га-гага! Дай барабан». Слова со-
провождает жесгом. Ребенок дает барабан, логопед его
убирает.

Для закрепления речевые инструкции повторяются 2—
3 раза. Это облегчает ребенку их выполнение,














































Постучи по бубну (Споем песенку)

Цель. Та же.

Пособие. Бубен.

Ход занятий. Аналогичен предыдущему. Однако по
бубну ребенок стучит не палочкой, а рукой; bmccio звуко-
подражания та-та-та логопед произносит напевно и четко
ля-ля-ля.




Покатай мячик

Цель. Та же.

Пособие. Небольшой мяч.

Ход занятия. Логопед и ребенок сидят за столом на-
против друг друга. Взрослый показывает малышу мячик,
называет его полным словом и звукоподражанием: «Мяч —
оп-па». Несколько раз бросает мячик на стол, ловит его и
повторяет оп-па, привлекая внимание ребенка одновремен-
но к мячу, игре с ним и звукоподражанию. Катит мячик ре-
бенку но столу и говорит: «Лови мячик— оп-па\» Помогает
ребенку поймать мяч. Учит малыша катать мячик по столу,
каждый раа побуждая его к повторению звукоподражания.

Игра повторяется 3—4 раза, после чего логопед кладет
мячик па стол и спрашивает у ребенка: «Коля, где мячик
оп-па?» Малыш показывает самостоятельно или с помощью
взрослого. Логопед просит: «Коля, дай мне мячик оп-па»;
сопровождая просьбу жестом и добиваясь ее выполнения.













Брось мяч в корзинку

Ц е л ь. Та же-

Пособие, Мяч среднего размера, небольшая корзина.
Ход занятия. Логопед стазит на пол корзину, берет
мяч, подходит к ней с ребенком и говорит: «Вот корзинка».

12

Логопед бросает мяч в корзину и говорит: «Упал мяч оп-
па».
Дает другой мяч малышу: «На, Коля, мяч оп-па, брось
мяч в корзинку}»
Ребенок бросает мяч в корзину самостоя-
тельно, или взрослый помогает ему. Действие сопровожда-
ется звукоподражанием оп-па, оп-па.







Оттолкни мяч

Цель. Та же.

Пособие. Мяч, подвешенный в сетке.

Ход занятия. Логопед учит ребенка отталкивать под-
вешенный в сетке мяч двумя руками от себя, сопровождая
действие звукоподражанием оп-па.

Машина поехала



Цель. Та же.

Пособие. Небольшая машина.

Ход занятия. Занятие проводится за столом. Лого-
пед показывает ребенку машину, называет ее полным сло-
вом и звукоподражанием: «Машина би-би-би-». Дает маши-
ну ребенку после того, как он ее попросит. Логопед учит ре-
бенка возить машину по столу, сопровождая действие
речью: «Машина поехала, би-би-би». Побуждает малыша к
повторению звукоподражания. Затем взрослый останавли-
вает машину около ребенка и говорит: ^Приехала машина.
Вова, где машина би-би-би?» Ребенок показывает игрушку,
а логопед повторяет: «Вот машина би-би-би. Дай мне ма-
шину», —' сопровождая просьбу жестом. Ребенок дает ма-
шину, взрослый убирает ее и говорит: «Уехала машина
би-би, нe^ машины-».













Ляля пришла к детям

Цель. Та же.

Пособие. Небольшая кукла в нарядном платье.
Ход занятия. Занятие проводится за столом с 2—
3 детьми. Логопед показывает куклу, говорит: «Это лялял.
Дает возможность детям рассмотреть ее. Ведет куклу по
столу, приговаривая: «Ляля идет к. детям: топ-топ-топ*.
Останавливает куклу и говорит: «Вот какая хорошая ляля
пришла к детям». Подносит куклу к каждому ребенку, гла-
дит детской рукой по голове куклы и говорит: «Хорошая
ляля». Побуждает детей к повторению слова ляля. Сажает
куклу рядом с малышом и спрашивает: «Оля, где ляля?*

13


Ребенок жестом указывает на куклу, а логопед восклицает:

«Вот лял.ч'.-» Просит в сопровождении жеста: «Дан лялю}»
Ребенок дает куклу логопеду; тот сажает се напротив сле-
дующего ребенка и повторяет игру. Когда последний ребе-
нок отдаст куклу, логопед уводит се, сопровождая действие
звукоподражанием топ-топ-топ, и восклицает: аНет ляли.
ушла ляля\-/-
Если дети не устали, то можно поучить их во-
дить куклу по столу, повторяя звукоподражание топ-топ-
топ.


















Покачай лялю

Цель,Та же.

Пособия. Небольшая кукла, кровать.

Ход за няти я. Логопед показывает ребенку куклу,
называет ее; «Это ляля». Слово дяля повторяет несколько
раз, побуждая ребенка произнести его. Взрослый говорит;

«Ляля хочет спать. Давай покачаем лялю». Кладет куклу
на руки ребенка и помогает ему качать куклу, напевая
а-а-а, а-а-а... Побуждает ребенка к повторению звукоподра-
жания. Затем логопед говорит: '(Дяля спит, положим лялю
на кроватку». Кладут куклу на кроватку.

Покорми собачку

Цель. Та же-
П особи я. Игрушечная собака, тарелка из кукольной

посуды.

Ход занятия. Занятие проводится за столом с 2—
3 детьми. Логопед показывает собаку, говоря: «Собачка,
вот какая хорошая собачка пришла к детям. Собачка лает:

ав-ав». Спрашивает детей: «Как лает собачка?» Дети пов-
торяют: «Ав-ав». Затем взрослый говорит: «Собачка хочет
кушать, давайте покормим собачку. Вот тарелка, в тарелке
каша (суп)». Логопед подносит тарелку с «кашей» ко рту
собачки, приговариаая: «На, собачка, кашу, ешь кашу».
Обращаясь к каждому ребенку, логопед дает ему тарелку
и просит: «.Покорми собачку». Ребенок выполняет дейст-
вия самостоятельно или с помощью взрослого. После того
как ребенок покормит собачку, логопед обращается к нему
с просьбой: «Дай собачку. Скажи: на». Добивается, чтобы
ребенок свое действие сопровождал словом. В конце заня-
тия логопед вновь спрашивает каждого ребенка, как лает
собачка. Собачка «убегает». «Убежала собачка, — говорит
логопед, — нет собачки»,

14

Аналогично обыгрывается игрушка
тывастся звукоподражание мяу.

Лошадка бежит

кошка и отраба-

Цел ь.Та же,

Пособие. Маленькая лошадка, которую ребенку удоб-
но держать в руке.

Ход занятия. Занятие проводится за сголом. Лого-
пед показывает лошадку, называет ее: «Лошадка, мо-ко».
Ребенок рассматривает игруш.ку. «Посмотри, как лошадка
бежит», —
взрослый перемещает лошадку по столу неболь-
шими скачками, щелкает языком и приговаривает: «Бежит
лошадка, но-но». Обращаясь к ребенку, говорит: «Витя, по-
проси лошадку но-но, скажи: дай&. Если ребенок повторит
слово дай, логопед отдает лошадку: «.На лошадку». Ребенок
с помощью взрослого воспроизводит игровые действия с
лошадкой, сопровождая их звукоподражанием. Затем лого-
пед останавливает лошадку, говорит: «.Тпру. Прибежала ло-
шадка». Просит ребенка дать ему игрушку, сопровождая
свое действие словом на (самостоятельно или отраженно).
Лошадка «убегает». Убирая игрушку, логопед говорит;

«Убежала лошадка, нет лошадки».
Игра проводится 2—3 раза.







































Волчок гудит

Цель. Та же.

Пособие. Яркий озвученный волчок,

Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед пока-
зывает волчок и говорит; «Посмотрите, какой красивый
волчок». Дает возможность рассмотреть игрушку и продол-
жает: «Послушайте, как гудит волчок: у-у-у...» Заводит
волчок, дети слушают, как он гудит. Когда волчок прекра-
щает вращение и падает, логопед говорит: «Упал колчок»,—
и побуждает ребенка к повторению звукоподражания у-у-у
и слова упал. Затем логопед обращается к ребенку с прось-
бой: «Попроси у меня волчок. Скажи: дай». Ребенок произ-
носит слово отраженно или самостоятельно. Взрослый отда-
ет малышу волчок и учит его играть с игрушкой.

Игра проводится 2—3 раза.

Курочка зернышки клюет

Цель. Та же,
Пособие. Заводная курочка.

15


Ход занятия. Занятие проводится за столом. Лого-
пед показывает детям курочку, называет ее: «Курочка ко-
ко-ко.
Посмотрите, как курочка зернышки клюет». Заводит
курочку, ставит ее на стол и говорит: «Я посыплю курочке
зернышек». Сыплет пальцами и приговаривает: «.На, куроч-
ка, з&рнышки». Учит детей сыпать курочке зернышки. После
этого показывает, как она клюет, приговаривая: «Вот как
курочка ко-ко-ка зернышки клюет». Побуждает малышей к
повторению действия и звукоподражания. После этого спра-
шивает: «Где курочка ко-ко?» — добиваясь, чтобы каждый
ребенок показал курочку. В конце занятия логопед убирает
игрушку и восклицает: «Убежала курочка ко-ко, нет ку-
рочки».

Аналогично обыгрывается петушок и звукоподража-
ние ку-ка-ре-ку.

Птичка летает

Цель. Та же.

Пособие. Птичка яркой окраски на тонкой резинке.

Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед показы-
вает им птичку и говорит: «Это птичка пи-пи». Дает воз-
можность рассмотреть игрушку. Потом, медленно передви-
гая ее за резинку, говорит: «Посмотрите, как она летает».
Дети следят за «летающей» птичкой и повторяют за лого-
педом звукоподражание пи-пи.

В процессе игры логопед учит детей просить игрушку
словом дай, а отдавая ее логопеду, говорить на. Птичка
«улетает», взрослый говорит; «Улетела птичка. Нет
птички1

ОБУЧЕНИЕ ПОНИМАНИЮ ПОБУДИТЕЛЬНЫХ ИНСТРУКЦИЙ
В ПРОЦЕССЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ 1ИОТОРИКИ РУК




































Возьми — положи

Цель. Учить детей понимать и выполнять простые инст-
рукции {возьми, положи}. Побуждать к произнесению слов
упал, на. Развивать мелкую историку рук.

Пособия, 5—6 одноцветных (красных) кубиков и
плоская небольшая коробка.

Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед ставит
перед ребенком закрытую коробку с кубиками и говорит;

«Вот какая красивая коробка! Посмотрим, что в ней ле-
жат». Открывает коробку и восклицает: «Какие красивые

16

кубики! Я возьму кубик-». Логопед берет кубик пальцами и,
обращаясь к ребенку, говорит; «Алеша, возьми кубик». По-
могает ребенку взять кубик пальцами, а не всей кистью.
Когда малыш возьмет игрушку, логопед бросает свой ку-
бик в крышку от коробки, находящуюся около правой руки
ребенка, я говорит: «Упал кубик», — побуждая ребенка к
повторению действия я слова упал. Продолжая игру, лого-
пед берет и бросает еще кубик. Малыш делает то же са-
мое. Затем кубики, находящиеся в крышке, перекладыва-
ются опять в коробку. Логопед закрывает коробку крыш-
кой и просит ребенка: «Дай мне коробку, скажи: мо». Ре-
бенок отвечает, отдает коробку, логопед ее убирает.

Подобную игру можно провести с маленькими матреш-
ками, грибочками, шариками и тому подобными игрушками
(по 5—б шт. одного вида на каждое занятие),

Вложи кубик в кубик

Цель- Учить детей вынимать маленький вкладыш (ку-
бик)
из большого и вкладыаать его обратно по инструкции
(вынь—вложи) з сочетании с указательным жестом. По-
буждать малышей к употреблению слова упал. Совершен-
ствовать мелкую мотврнку рук.

Пособи я. 2 кубика-вкладыша, значительно отличаю-
щиеся величиной.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку большой
красный вкладыш и говорит: «Посмотри, какой красивый
кубик. А вот еще кубик». Показывает маленький вкладыш.
положу этот кубик вот сюда». Показывает большой
вкладыш, вставляет маленький вкладыш в большой, а затем
обращается к ребенку: чВынь кубик». Помогает ему. Потом
дает другую инструкцию: «Вложи этот кубик вот в этот».
Показывает вначале маленький вкладыш, затем большой.
Помогает малышу выполнить действие. После этого лого-
пед резкам движением опускает маленький вкладыш в
большой, говоря: «Упад кубик», — требуя от ребенка повто-
рения слова упал.

Игра повторяется 2—3 раза с каждым ребенком,



































Открой — закрой

Цель. Учить детей пониманию простой инструкции (за-
крой, открой). При выполнении действий побуждать к про-
изнесению слов (на, дай, так) отраженно или самостоятель-
но. Развивать мелкую моторику рук,

2 Закач ГОТ

17


Пособие. Небольшая односоставная матрешка или
коробка с легко закрывающейся крышкой.

Ход занятия. Занятие проводится за столом. Лого-
пед показывает ребенку матрешку, называет ее «Матрешка.
Посмотри, какая красивая матрешка». Ребенок рассматри-
вает ее. «Катя, попроси матрешку, скажи: дай». Ребенок
произносит слово, логопед отдает игрушку, говоря: на. А по-
том просит: «Катя, дай мне матрешку. Скажи: на». Возвра-
щая логопеду игрушку, малыш сопровождает свое действие
словом.

Логопед ставит матрешку на стол и предлагает: «Давай
откроем матрешку». Учит ребенка открывать игрушку: «От-
крой матрешку. Так». Требует от ребенка по окончании
действия произносить так. Затем показывает малышу, как
закрывают матрешку. Ребенок воспроизводит действие по
инструкции: «Закрой матрешку. Так», Он несколько раз
открывает и закрывает матрешку самостоятельно или с по-
мощью взрослого. Каждый раз логопед требует от ребенка
после завершения им действия сказать так.

В заключение игры ребенок по просьбе логопеда отдает
ему матрешку, сопровождая свое действие словом на. Тот
убирает матрешку, приговаривая «Матрешка топ-топ, ушла
матрешка, нет матрешки».

Игра проводится с каждым ребенком 3—4 оаза. Анало-
гично проводится игра с коробкой.

























Сними — надень

Цель. Учить детей снимать и надевать на стержень
кольца одинакового размера; понимать речевые инструкции
[сними, положи, возьми, надень) в сочетании с указатель-
ным жестом; после выполнения действия произносить слово
так. Развивать мелкую моторику рук.

Пособие. Стержень на подставке с кольцами одина-
ковой величины-

Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед ставит
перед ребенком подставку с кольцами и говорит: «Посмот-
ри, какие красивые колечки. Я сниму колечко». Снимает од-
но кольцо с пирамидки, кладет его на стол и говорит: так..
Обращается к ребенку: «Ира, сними колечко». Помогает ре-
бенку снять кольцо и говорит: «Положи колечко на стол».
«Так»,—говорит логопед, когда ребенок кладет кольцо на
стол. побуждая ребенка к повторению слова. Затем логопед
показывает ребенку, как надо нанизывать кольца на стер-
жень, сопровождая показ словами: «Я надеваю колечко»,

18

Затем просит: «Ирз, возьми колечко, надень колечкп яа па-
лочкуг- Помогает Ире.

По инструкции с помощью логопеда ребенок снимает и
нанизывает кольца на стержень несколько раз.

I

















Воткни грибочки

Цель- Учить детей выполнять простые речевые инст-
рукции, сопровождаемые показом действий [вынь грибок,
положи на стол. воткни грибок).
Побуждать произносить
слова так, дай. Развивать мелкую моторику рук.

Пособия. Столик с 6 круглыми отверстиями, 6 гриб-
ков.

Ход занятия. Логопед ставит перед ребенком столик
с воткнутыми грибками, обращает внимание на грибки и
говорит: «Я выну грибок». Логопед вынимает грибок и дер-
жит его в руке. Обращается к ребенку: «Игорь, вынь гри-
бок».
Помогает ребенку, приговаривая: так. «А теперь я
положу грибок на стол». Кладет и просит малыша: «Поло-
жи грибок на стол». Помогает, приговаривая; так. Побуж-
дает ребенка к повторению слова. Когда все грибки положе-
ны на стол, логопед берет грибок и обращается к ребенку:

«Игорь, попроси грибок, скажи: дай». Ребенок произносит
слово и берет грибок. Взрослый говорит: «.Воткни грибок
в
дырочку». Показывает действие, помогает его выполнить,
произнося так и побуждая ребенка к повторению этого сло-
ва. Остальные грибки малыш втыкает самостоятельно.

Игра проводится 2—3 раза.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРОСТЕЙШЕМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ,
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. МЕЛКОИ МОТОРИКИ РУК

Башня

Цель. Учить детей строить башню из 3 кубиков, накла-
дывая один на другой; выполнять речевые инструкции
[возьми кубик, положи кубик на кубик, посади птичку на
башню] в
сочетании с показом действий. Побуждать про-
износить слова {так. упала, дай), звукоподражание (пи-пи),
обозначающее птичку. Развивать мелкую моторику рук.

Пособия. 3 одноцветных кубика (для каждого ребен-
ка и логопеда), 2 маленькие птички.

Ход занятия. Занятие проводится за столом. Логопед
кладет на стол 6 кубиков, обращает на них внимание ре-
бенка: «Вот какие красивые кубики!» Указывая на кубик,
логопед задает вопрос: «Что это?» И сам отвечает: «Это ку-

f9


бык». Просит ребенка произнести это слово- Затем берет
кубик и просит малыша взять такой же. «Сейчас мы пост-
роим башню», — кладет кубик на стол. Ребенок, подражая,
выполняет то же действие. Логопед ставит кубик на кубик,
помогает ребенку сделать то же самое: «Положи кубик на
этот кубик». Показывает. Взрослый и~с его помощью ребе-
нок ставит третий кубик.

Когда башня построена, логопед восклицает: «Вот ка-
кая красивая башня!» Показывает ребенку птичку, назы-
вает: «Это птичка. Птичка поет; пи-пи-пи*. Побуждает ма-
лыша к звукоподражанию. Затем логопед говорит: «Валя,
попроси птичку, скажи: дай»,. Ребенок повторяет и получает
игрушку под комментарий взрослого: «На птичку. Давай
посадим птичку на башню». Берет другую птичку и сажает
ее на свою башню, произносит: «Так1» Помогает ребенку
посадить птичку на его башню. Птички сидят на башнях, за-
тем «улетают», и логопед восклицает; «Яег птичек, улетели
птички!»

-Затем тихонько толкает башню, кубики рассыпаются,
Логопед говорит: <Упала башня», — побуждая ребенка к
произнесению
слова упала. В конце занятия взрослый ста-
вит на стол
коробку и предлагает малышу сложить кубики
в коробку: «Возьми кубик, положи кубик»,-'- сопровождая
инструкцию показом.

Дом

Цель. Учить детей составлять дом из 2 деталей; кубика
и треугольной призмы (крыши). Понимать и выполнять ре-
чевые инструкции (возьми крышу, поставь крышу на ку-
бик).
Побуждать детей к произнесению слов ладя, дай, дом,
так,
звукоподражания топ-топ. Развивать мелкую моторику
рук.

Пособия. По 1 кубику и 1 треугольной призме на ре-
бенка и логопеда, 2 маленькие куклы.

Ход занятия. Занятие проводится за столом. Лого-
пед показывает ребенку кубик, называет его, побуждая к
повторению слова. Говорит: «Коля, попроси у меня кубик,
скажи: дай». Ребенок повторяет за взрослым. Логопед дает
ему предмет и произносит: «.На кубик». Потом берет себе
кубик, показывает его малышу: «У меня кубик и у тебя ку-
бик. Положи кубик на стол». Оба кладут кубики на стол.
Логопед показывает треугольную призму, называя ее кры-
шей.
Предлагает: ^Построить дом». Кладет призму на ку-
бик и помогает ребенку сделать то же, приговаривая; так.

29

Когда постройка готова, логопед восклицает: «Посмотри,
какой красивый у тебя дом!» Показывает куклу, называв
ее ля.гя. еПопроси лялю, скажи: дай». Ребенок просит.
Взрослый отдает ему куклу, говоря: «.На лялю». Берет се-
бе другую куклу, ведет се к домику, приговаривая: «Лял-ч
идет топ-топ-». Учит ребенка производить данное действие
в сопровождении звукоподражания. Куклы размещаются за
домиками. Затем взрослый предлагает малышу дать ту
игрушку, которую он называет (лялю, крышу, кубик), и
требует от ребенка сопровождения своих действий сло-
вом на.










































































Дорожка

Цел ь. Учить детей простому конструированию: построй-
ке дорожки из брусков (кирпичиков). Использовать до-
рожку для игры: водить по ней куклы, возить машину. По-
буждать детей к произнесению слов и звукоподражаний:

дай, но, ляля, топ-топ, би-би. Развивать мелкую мотори-
ку рук.

Пособия. Одноцветные бруски (4—5 шт.), маленькие
игрушки, куклы и машины для ребенка и логопеда.

Ход занятия, Дети сидят за столом. Логопед кладет
на стол бруски и обращает на них внимание: «Вот какие
красивые кирпичики\ Я возьму кирпичик. Света, возьми
кирпичик}
Какой хороший кирпичик взяла Света! Положим
кирпичики на стол, сделаем дорожку». Логопед кладет на
стол свой брусок и помогает ребенку сделать то же самое,
плотно придвигая кирпичик ребенка к своему кирпичику,
лежащему на столе. Так же прикладываются остальные
бруски. Каждый раз логопед и ребенок говорят: гак. Когда
все бруски положены, логопед восклицает; «Вот какую хо-
рошую дорожку мы'сделали! Света, докажи, где дорожка?»
Ребенок показывает дорожку. Логопед сажает на стол кук-
лу и говорит: «Это ляля». Побуждает ребенка к повторению
слова ляля. «Света, попроси лялю, скажи: дай». Ребенок
повторяет и берет куклу. Логопед берет себе другую куклу,
ведет ее по дорожке, приговаривая: «Ляля идет по дорожке:

топ-топ-топ». Побуждает ребенка к повторению действия и
звукоподражания.

Затем взрослый ставит на стол машину: «Это машина».
Ставит машину на дорожку, катает ее, приговаривая: «Ма-
шина поехала, би-би-». Предлагает ребенку покатать маши-
ну по дорожке и повторить звукоподражание. Дает ему кук-
лу: «Посади лялю на машину и покатай по дорожке». Если

21


ребенок затрудняется выполнить инструкцию, логопед помо- |;-'
гает ему. В конце занятия логопед просит ребенка дать ему ^
куклу и машину, а кубики сложить в коробку.        •",;

Машина               '.-

Цель. Формировать у дегеи навыки простого конструи- ';•'
рования: ставить кубик на брусок, лежащий широкой плос-
костью на столе, соблюдая устойчивость постройки. Исполь-,•'
вовать машину для игры. Учить понимать и выполнять ин- •'
струкиии: возьми кирпичик, кубик, положи кубик на кирпи-;

чик (сделай машину), покатай машину. Побуждать детей "
произносить слова и звукоподражания: кубик, дай, би-би.
Развивать мелкую моторику рук.

Пособия. По 1 кубику и 1 бруску на ребенка и ло-
гопеда.

Ход занятия. Занятие проводится за столом. Лого-
пед показывает ребенку кубик, называет его, побуждая ма-
лыша к повторению слова кубик. Говорит ребенку: «Попро-
си кубик». Ребенок просит: «Дай». Отдавая кубик, логопед
произносит: «На кубик». Берет себе другой кубик, показы-
вает ребенку и говорит: «У меня кубик. Положи кубик на
стол». Оба кладут кубики на стол.

То же самое проделывается с бруском, По просьбе ло-
гопеда ребенок еще раз показывает кубик и кирпичик. Ло-
гопед говорит; «Я возьму кубик. Саша, возьми кубик*. Ло-
гопед и ребенок берут по кубику. После этого взрослый дает
следующую речевую инсгрукцию: «Положи кубик на кир-
пичик». Сопровождает слова действием; кладет свой кубик
на конец кирпичика, помогает ребенку сделать то же, гово-
рит: «Саша сделал машину, я у меня машина. Саша, по-
смотри, как едет машина*. Везет машину по столу и гудит:

би-би-би. Ребенок повторяет действие, сопровождая его
звукоподражанием.

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ИСТОРИКИ
Ах, как сладко

Цель. Формировать у ребенка простейшие артикуля-
ционные движения: высовывать и убирать язык. Учить по-
нимать инструкции: высунь—убери.

Пособия. Мензурка, шпатель, сладкий сироп.
Ход занятия. Логопед наливает в мензурку сироп,
набирает его на шпатель, подносит ко рту ребенка. Тот об-
лизывает сироп. Логопед восклицает: «Ах. как сладко!»
Затем шпатель с сиропом подносится к нижней губе ребен-

?2

ка, при этом логопед показывает, как нужно высунуть язык,
чтобы слизать сироп, побуждая ребенка к повторению дви-
жения: «Ах, как сладко!» Постепенно малыш начинает вы-
совывать язык и слизывать сироп. Если его язык напряжен,
то логопед легко постукивает шпателем по языку, добива-
ясь его расслабления. Постепенно медленные движения
языка ускоряются-

Киска пьет молоко

Цель. Закреплять движения языка вперед-назад. Учить
понимать инструкции: высунь—убери, язычок.

Пособия. Игрушечная кошка, 2 терелкн из кукольной
посуды, шпатель, сироп, молоко в чашке.

Ход занятия. Ребенок сидит за столом. Логопед пока-
зывает кошку, называет ее словом и звукоподражанием, гла-
дит кошку, приговаривая: «.Киса. киса, мяу-мяу». Побужда-
ет ребенка к повторений звукоподражания. «Вот молоко»,—
показывает его ребенку и наливает r таролку. Ставит перед
кошкой: «//а киса, пей молоко. Посмотри, как киса пьет мо-
локо-».
Делает соответствующие движения языком и побуж-
дает ребенка к их повторению. Затем налипает на другую
тарелку немного сиропа, подносит ее к нижней губе ребен-
ка и просит показать еще раз, как киска пьет молоко- Ре-
бенок делает лакающие движения языком 3—4 раза, после
чего логопед дает ему отдохнуть и поагоряет игру. Движе-
ния языка постепенно ускоряются.














































































Тик-так

Цель. Учить малышей простейшим артикуляционным
движениям: облизывать верхнюю и нижнюю губу кончиком
языка, поворачивая его вправо и влево.

Пособия. Мензурка, шпатель, сироп.

Ход занятия. Логопед подносит к нижней губе ре-
бенка шпатель с сиропом, побуждая высунуть язык: «По-
кажи язычок». Когда ребенок коснется кончиком языка
шпателя, логопед начинает двигать шпатель к правому, а
затем к левому углу рта. Следит, чтобы ребенок сопровож-
дал движущийся шпатель языком: «Догони язычком слад-
кую палочку. Сделай тик-так'». Если ребенок даже после
показа логопедом указанных движений затрудняется их
воспроизвести, взрослый сам передвигает язык ребенка
вправо и влево до тех пор, пока движения не станут само-
стоятельными, согласно инструкции: «Сделай тик-так».
Медленные движения языка постепенно ускоряются. Часто-
та движений определяется ритмом, задаваемым логопедом.

23

















ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 2—3 г.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

К началу данного этапа обучения понимание детьми
обиходной речи еще достаточно ограниченно. Малыши вы-
полняют лишь элементарные побудительные инструкции в
определенной ситуации. Активный словарь беден. Речь со-
стоит из о [дельных звукоподражаний, лепетных и несколь-
ких общеупотребительных слов.

В процессе обучения улучшается понимание обиходной
речи. Заметно увеличивается объем выполняемых инструк-
ций, простых поручений, требующих последовательности
действий: возьми..., полозки....

В результате накопления активного словаря, который
остается преимущественно предметным, а также подража-
ния предложениям-образцам, исходящим от логопеда, у де-
тей развивается фразовая речь в форме простых нераспро-
страненных предложений. Некоторые дети могут однослож-
но отвечать на стереотипные вопросы.

У малышей начинают формироваться понятия о таких
сенсорные свойствах предмета, как форма, величина, цвет.
Они различают простые геометрические формы (кубик, ша'
рик. кирпичик).
С помощью взрослого при непосредствен-
ном сопоставлении дифференцируют предметы по величине
{большой—маленький}, устанавливают тождество и раз-
личие предметов по цвету (основные цвета). Подражая
действиям взрослого, дети возводят простые постройки из
строительного материала.

Игровой интерес выражен еще недостаточно. Игра крат-
мовременна и сводится в основном к воспроизведению раз-
ученных игровых действий.

























ОБРАЗЦЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ

РАЗВИТИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ В ФОРМЕ ПРОСТОГО
НЕРАСПРОСТРАНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Покачай лялю

Цель. Учить понимать и выполнять инструкции (пока-
чай лялю, положи лялю, накрой одеялом).
Побуждать к

•24

повторению фраз: ляля спит, бай-бай. дай лялю. Познако-
мить с названием предметов: кровать, одеяло, подушка.

Пособия, Куклы, кроватки (по 2 шт.) с постельными
принадлежностями.

Ход занятия. На столе 2 кроватки с постельными
принадлежностями и 2 куклы. Логопед показывает ребенку
каждую куклу, называет ее: «Это кукла — ляля. Это кро-
еатка.
Это одеяло, подушка». Берет куклу и говорит: «Поп-
роси лнлю, скажи; дай лялю». Ребенок повторяет фразу.
Логопед отдает куклу, а себе берет другую. «Ляля хочет
спать. Покачай лялю;». Оба качают кукол, напевая: бай-
бай.
Затем логопед, кладет свою куклу на кроватку, накры-
вает одеялом, говорит малышу: «Положи свою куклу на
кроватку, накрой одеялом». Ребенок выполняет инструк-
ции. Логопед спрашивает: «Что делает ляля?» — указывая
на спящую куклу. Ребенок отвечает: «Ляля спит, бай-бвй».















Покорми лялю

Цель. Учить понимать и выполнять инструкции: поса-
ди
лялю на стул, поставь тарелку на стол, возьми ложку,
покорми
лялю, попроси лялю.
Побуждать к повторению
слов: стол, стул, тарелка, ложка; фраз: ляля сидит, ляля
кушает, дай лялю.

Пособия. Кукла, кукольная мебель и посуда.
Ход знятня. На столе перед ребенком лежат игруш-
ки. Логопед называет игрушку, требуя от малыша повторе-
ния
названия: стол. стул, тарелка, ложка. Знакомит детей
с назначением данных предметов. Потом берет куклу и об-
ращается к ребенку «Оля, попроси лялю. Скажи: дай ля-
лю».
Ребенок повторяет и получает куклу. Взрослый спра-
шивает: «Где у ляли ротик?» Малыш самостоятельно или с
помощью логопеда показывает его. «А где у тебя ротик?» —
спрашивает логопед у ребенка. Ребенок показывает на свой
рот.

Логопед просит: «Посади лялю на стул». Ребенок сажа-
ет куклу на стул перед столом. Логопед говорит: «Ляля
сидит». Затем спрашивает у ребенка: «Что делает лпля?»—
побуждая ребенка к повторению фразы ляля сидит. Ставит
тарелку на стол: «Вот тарелка. В тарелке каша. Возьми
ложку. Ляля хочет кушать. Покорми лялю». Ребенок берет
ложку, взрослый показывает, как надо кормить куклу, под-
носить ложку к ее рту. Когда ложка с «кашей» коснется рта
куклы, логопед произносит: «Лядя кушаете. Побуждает

25


ребенка к повторению фразы. Далее говорит: «Ляля поку-
шала». Просят ребенка дать ему тарелку и ложку.

В конце занятия логопед повторно обращается к ребен-
ку с просьбой показать рот у куклы и у себя. Затем спра-
шивает у малыша: «Хочешь лялю? Попроси лялю. Что надо
сказать?»—т. е. побуждает его к произнесению фразы дай
лялю.





























Помой ляле руки

Цель. Знакомить детей с предметами туалета (мыло,
полотенце, вода (теплая), ведро, тазик)
и с их назначени-
ем, требуя повторения названий этих предметов. Учить
понимать и выполнять инструкции; помой, вытри руки, по-
кажи руки у куклы и у себя..

Пособия, Небольшая целлулоидная или резиновая
кукла, таз с теплой водой, полотенце, ведро.

Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед ставит
на стол таз и называет: «Это тазик». Показывает ведро, на-
зывает: «Это ведро. В ведре вода*. Слово вода произносит
несколько раз, побуждая ребенка к его повторению. Берет
ведро с водой, наливает воду в таз. приговаривая: «Буль-
буль-буль,
льется водичка»,—побуждая ребенка к повто-
рению звукоподражания. После этого говорит: «Водичка
теплая». Берет руку ребенка, опускает ее в таз с водой,
давая ему ощутить тепло. «Вот полотенце, давай вытрем
руку
полотенцем», — вытирает руку ребенка. Потом лого-
пед берет куклу, обращается к ребенку: «Где у лялн руч-
ки?»
Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого'
показывает руки у куклы, «Давай помоем кукле ручки», —
показывает ребенку, как надо мыть руки кукле, сопрозож-
дая действие речью: «Вот мыло. Помоем ляле руки мылом.
Буль-буль. водичка теплая».

После показа логопед говорит ребенку: «Попроси ля-
лю». Ребенок произносит: «Дай лялю». Взрослый отдает
ему куклу: «На лвлю, помой ляле ручки». После того как
ребенок помоет руки кукле, логопед предлагает ему выте-
реть полотенцем руки себе и кукле. «Чистые ручки у ляли.
И у Вовы тоже чистые ручки».

Одень куклу

Цель. Знакомить детей с предметами одежды (платье,
трусы, носки, туфли),
побуждая к повторению этих слов.
Учить понимать и выполнять действия по инструкции: сни-

26

ми, надень, возьми. Побуждать использовать в активной
речи фразы: Катя спит. Катя, вставай! Учить малышей по-
казывать ноги и руки у куклы и у себя.

Пособия. Кукла, комплект одежды, обувь, кроватка
с постельными принадлежностями.

Ход з а н я т и я. На столе перед ребенком стоит кроват-
ка с куклой, накрытой одеялом, рядом лежит платье, трусы,
носки, стоят туфельки. Логопед говорит: «Катя спит»,—
побуждая ребенка к повторению фразы. «Сними с Кати
одеяло. Возьми Катю&, — говорит взрослый. Ребенок сни-
мает одеяло, берет куклу. «Катя пойдет гулять,—говорит
логопед.—Надо куклу Катю одеть. Посмотри, что лежит
на столе?» Он называет каждую вещь, предлагает ее рас-
смотреть. По инструкции логопеда и с его помощью ребе-
нок начинает одевать куклу, при этом взрослый вновь назы-
вает каждую вещь, побуждая ребенка к повторению. Перед
тем как надеть кукле туфли, логопед спрашивает: «Нина,
где у куклы ножки^-и Ребенок показывает. «Покажи, где у
тебя ножки и ручки», —побуждает он ребенка не только
показать, но и произнести эти слова.

После того как кукла одета, логопед берет ее и, обра-
щаясь к ребенку, говорит: «Посмотри, какая красивая кук-
ла Катя! Катя пойдет гулять».

Покатай мишку

Цель. Учить детей выполнять действия по инструкции:

покатай, посади; называть ш-рушки: мишка, машина. По-
буждать произносить фразы: дай мишку, дай машину, на
мишку, ни машину.

Пособия. Машина, мишка,

Ход занятия. Игрушки стоят на столе. Логопед бе-
рет машину, катает ее. «Посмотри, какая машина»,—об-
ращается он к ребенку, давая возможность рассмотреть иг-
рушку. Спрашивает: «Хочешь машину? Попроси. Как надо
сказать?»—побуждает к произнесению фразы дай маши-
ну.
Логопед дает ребенку машину, и он катает ее. Затем
взрослый берет мишку; «Посмотри, какой мишка! Попроси
мишку. Как надо сказать?»—«Дай мишку»,—отвечает ре-
бенок. Логопед отдает игрушку: «Посади мишку на маши-
ну. Покатай мишку». Ребенок с помощью взрослого или
самостоятельно сажает мишку на машину и катает. «Дай
мишку»,—говорит логопед. Если малыш подает игрушку
молча, логопед напоминает, что надо ответить: «На маши-
ку». Он проговаривает фразу несколько раз, побуждая ре-

27


венка к повторению. Затем логопед просит дать ему маши-
ну. Ребенок дает машину и говорит: «На машину».

Передай другому

Цель. Учить детей называть свое имя и различать
сверстников по именам. Сопровождать игровые действия
фразами; дай мяч (машину, куклу), на мяч (машину, кук-

лу)-

П о со б и я. Мячик, машина, кукла.

Ход занятия. За столом сидят 3—4 ребенка. На сто-
ле разложены игрушки. Логопед просит каждого малыша
назвать указанную игрушку. Затем взрослый берет мяч и.
обращаясь к одному из детей, говорит: «Оля, попроси мяч.
Скажи: дай мяч». В ответ на просьбу логопед протягивает
игрушку и говорит: «Оля, на мяч». Обращается к другому
ребенку: «Нина, попроси у Оли мяч. Скажи: Оля, дай мяч».
Ребенок в ответ на просьбу протягивает мяч своей соседке
и самостоятельно или повторяя за логопедом произносит:

«Нина, на мяч».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: