Функции программы. Постановка проблемы. Цель и задачи исследования. Объект и предмет. Методы сбора информации и выборка. Общая логика исследования.
Разработка программы исследования — это подготовительный этап. По-английски этот этап часто называют Research Design.
Исследование начинается с выбора проекта. Этот процесс включает, прежде всего, определение темы. Нередко это самый сложный этап. Для определения темы необходимы и достаточно глубокие знания состояния науки, и представления о сложившейся в ней конъюнктуре (обычно проект нуждается в одобрении значимых других), и способность чувствовать практические проблемы своего общества, и навыки лаконичной формулировки темы. И тут перед исследователем часто стоит выбор: проводить исследование во имя получения новых научных знаний или для защиты диссертации, выбирать тему, интересную для себя или для экспертов фонда, менеджеров предприятия? Выбранная тема трансформируется затем в программу исследования.
В качественных исследованиях нет необходимости в столь детально проработанной программе, как это принято в количественных исследованиях. Однако это не означает ненужности программы.
|
|
Вообще-то вопрос о программе исследования трактуется у исследователей-качественников неоднозначно. Распространена точка зрения, согласно которой надо выходить в поле с «чистым сознанием», незамутненным уже имеющимися концепциями. На начальном этапе, когда определились лишь контуры объекта, но совершенно неясно, что в нем изучать, такой подход может быть вполне правомерен. Хотя, как правило, исследователь идет в поле, будучи нагруженным жизненным опытом (в т. ч. и предшествующих исследований) и образованием.
На более продвинутых этапах исследования все же возникает потребность в программе. Зачем она необходима? В целом программу можно сравнить со сценарием (пьесой), по которому предполагается вести исследование. Подход к программе в качественном исследовании — как у творческого режиссера к литературному произведению, выбранному в качестве основы. Это может быть и достаточно точное следование основным положениям программы (аналог в кино — экранизация пьесы), и проведение исследования «по мотивам» программы.
Программа — это исходный сценарий. Она пишется в момент, когда о многих характеристиках предстоящего исследования можно только догадываться. По ходу его проведения возникают новые обстоятельства, корректируются взгляды исследователя, смещается фокус его интереса. Поэтому программа постоянно правится, дописывается и переписывается. Нередко к концу исследования она приобретает неузнаваемый вид. По
|
|
19
мере сдвига фокуса исследования меняется структура используемых методов. В результате методы, считавшиеся изначально основными, отодвигаются на задний план, а бывшие второстепенными становятся ключевыми.
В своем исследовании «Социальное конструирование этничности немецких переселенцев в ФРГ» я строил программу вокруг вопроса: «Как переселенцы из бывшего СССР конструируют границы между «Мы» и «Они»?». На первой фазе исследования фокус был направлен на анализ самосознания. Однако по ходу исследования меняется представление об этнической самоидентификации. Она рассматривается уже как комплекс повседневных практик, обозначающих границу между «Нами» и «Ими». В соответствии с этим сдвигом корректируется и программа. В ней все большее место отводится методу наблюдения особенностей повседневной жизни этнических немцев, а глубокое интервью выступает как инструмент детализации этих наблюдений и описания мотивации.
Программа выполняет следующие ключевые функции, каждой из которой может соответствовать особый вариант:
1. Главная функция программы — сделать процесс сбора и анализа
данных целенаправленным. В программе исследователь проясняет для себя
проблему, которую он собирается исследовать, и пути движения к ее ре
шению. Без программы исследование приобретает характер бессистем
ного сбора данных, накапливающихся в огромный массив, с которым не
знают что делать. Экономящий время на программе, затем с лихвой теря
ет его при сборе и анализе данных. Программа, предназначенная для са
мого исследователя, прописывает как логику, стратегию исследования,
так и многие сугубо технические вопросы.
2. Программа имеет и более утилитарное значение. Это документ, ко
торый при общении с заказчиком, фондами приобретает форму заявки на
исследование. В ней прописывается проблема и пути ее решения. На этой
основе заказчик оценивает соответствие предложения исследователя своим
потребностям. Программы предлагаются заказчику как в прикладных, так
и научных исследованиях. Программа как заявка часто акцентирует вни
мание на логике исследования, обосновании его актуальности, новизны,
а технические вопросы проговариваются вскользь.
Программа как заявка нередко отражает противоречивый характер отношений заказчика, фонда и исследователя. Их интересы часто не совпадают. Предприятия и фирмы обычно заказывают очень простые исследования, которые не дают материала для науки. Фонды же нередко подвержены научной моде, что нередко ставит успех заявки в зависимость от способности исследователя улавливать конъюнктуру. Есть и научные эксперты, имеющие свои предпочтения, вкусы, устоявшиеся взгляды. И чем оригинальнее заявка, тем больше шансов, что ее не поддержат. Наука же начинается с конфликта между общепринятым и инновационным, фактически отвергающим или пересматривающим достижения самих экспертов. В этой ситуации исследователь, разрабатывая программу-20
заявку, вынужден искать компромисс между своими научными интересами и предпочтениями, представлениями и убеждениями заказчиков и грантодателей. Компромисс проявляется в акценте на модные темы и подходы и в выводе в тень тех сюжетов, которые явно не интересны заказчику или могут быть не поняты экспертами фондов. Разумеется, эти проблемы не имеют отношения к широко распространенной категории грантоискателей, готовых исследовать все что угодно и как угодно, если эта работа хорошо оплачивается.
3. После окончания исследования программа трансформируется во введение. В ходе этого процесса программа редактируется, будущее время меняется на прошедшее, выбрасывается то, что оказалось лишним, неуместным или неэффективным.