10. Акцент в задачах на вопрос «Как?». В количественных методах
главная задача состоит в описании количественных характеристик изуча
емых явлений: Каков потенциальный размер рынка? Каков удельный вес
потребителей, отдающих предпочтение товару, марке X? Качественные
методы предназначены для поиска прежде всего ответов на другие воп
росы: Как люди принимают решения о покупке? Как они организуют по
требление товара X?
11. Социальная реальность первоначально изучается в том виде, в каком она отражается в сознании людей. Затем проводится различение отражения и самой реальности, т. е. разведение того, что информанты увидели, и того, что реально происходило.
Структура качественных методов
В качественных методах выделяются два уровня: стратегии исследования и методы сбора данных. Однозначного, принимаемого всеми исследователями описания структуры качественных методов нет, да и, наверное, быть не может.
Стратегия — это общая логика проектирования исследования. Ее определение включает описание цели, основных задач и ключевых путей их реализации.
|
|
Итак, стратегии качественного исследования:
1. Монографическое исследование, или кейс-стади. В отечественной социологической литературе первый термин имеет давнюю историю. Второй заимствован из англоязычной литературы в 1990-е гг. В чем разница между ними — однозначного мнения нет. Я рассматриваю их как синонимы. Различия в конкретных исследованиях, авторы которых обозначали их первым или вторым способом, связаны не столько с самими стратегиями, сколько методологическим контекстом: не могли советские авторы 1960-х гг. рассуждать о способах проведения исследования так же, как западные авторы конца XX в. Суть кейс-стади или монографического изучения случая — в выборе в качестве объекта исследования одной относительно автономной и протяженной во времени социальной ситуации. Это может быть и биография индивида, и развитие предприятия, и история города. То, что называют «биографическим методом», часто реализуется как стратегия монографического исследования случая — биографии более
17
или менее выдающего человека. Для данной стратегии характерно построение исследования таким образом, чтобы в отдельном случае отразилась социальная реальность среднего или даже макроуровня.
2. Типологически репрезентативное исследование. Его особенность состоит в организации исследования таким образом, чтобы были представлены объекты, репрезентирующие разные типы исследуемой ситуации. В зависимости от темы исследования типизация ситуаций может идти по разным основаниям (например, успешные, неуспешные и «средние» предприятия). Такая стратегия направлена на выявление и описание структуры изучаемых процессов. По своей логике организация такого исследования напоминает построение выборки в количественном исследовании. Однако в качестве основы структурирования берется тип, без попытки его репрезентации в количественных пропорциях. Ключевые вопросы сводятся к выявлению и подробному описанию основных типов.
|
|
Обе стратегии характерны для качественных методов. Однако они не исключают включения в качестве вспомогательного инструмента тех или иных количественных методов. Например, при проведении кейс-стади автотранспортного предприятия (1989) наша группа в набор методов включала анкетирование работников. «Биографический метод» используется и в этой стратегии. В ее основе формирование выборки, направленной на поиск и описание разных типов биографий.
Методы сбора информации, чаще всего используемые в качественных исследованиях:
1. Наблюдение.
2. Включенное наблюдение.
3. Визуальное наблюдение с помощью фото- и видеоаппаратуры.
4. Неформализованное (неструктурированное) или слабо формализо
ванное интервью. Наиболее характерный его вариант — глубокое (или
глубинное) интервью.
5. Групповая дискуссия (фокус-группа).
6. Проективные техники (разного рода тесты).
Все выше перечисленные методы сбора информации используются в обеих стратегиях. В данной работе отобраны только основные методы, используемые в полевом исследовании. Книга не претендует на полноту описания всех методов и их нюансов. Ее тематические рамки совпадают с рамками опыта автора. Иначе говоря, я пишу только о том, что сам использовал.
18