Теория вырастает из собираемых фактов

10. Акцент в задачах на вопрос «Как?». В количественных методах
главная задача состоит в описании количественных характеристик изуча­
емых явлений: Каков потенциальный размер рынка? Каков удельный вес
потребителей, отдающих предпочтение товару, марке X? Качественные
методы предназначены для поиска прежде всего ответов на другие воп­
росы: Как люди принимают решения о покупке? Как они организуют по­
требление товара X?

11. Социальная реальность первоначально изучается в том виде, в каком она отражается в сознании людей. Затем проводится различе­ние отражения и самой реальности, т. е. разведение того, что информанты увидели, и того, что реально происходило.







Структура качественных методов

В качественных методах выделяются два уровня: стратегии исследо­вания и методы сбора данных. Однозначного, принимаемого всеми ис­следователями описания структуры качественных методов нет, да и, на­верное, быть не может.

Стратегия — это общая логика проектирования исследования. Ее определение включает описание цели, основных задач и ключевых путей их реализации.

Итак, стратегии качественного исследования:

1. Монографическое исследование, или кейс-стади. В отечественной социологической литературе первый термин имеет давнюю историю. Второй заимствован из англоязычной литературы в 1990-е гг. В чем разница между ними — однозначного мнения нет. Я рассматриваю их как синонимы. Различия в конкретных исследованиях, авторы которых обозначали их первым или вторым способом, связаны не столько с самими стратегиями, сколько методологическим контек­стом: не могли советские авторы 1960-х гг. рассуждать о способах проведения исследования так же, как западные авторы конца XX в. Суть кейс-стади или монографического изучения случая — в выбо­ре в качестве объекта исследования одной относительно автономной и протяженной во времени социальной ситуации. Это может быть и биография индивида, и развитие предприятия, и история города. То, что называют «биографическим методом», часто реализуется как стра­тегия монографического исследования случая — биографии более

17


или менее выдающего человека. Для данной стратегии характерно построение исследования таким образом, чтобы в отдельном случае отразилась социальная реальность среднего или даже макроуровня.

2. Типологически репрезентативное исследование. Его особенность состоит в организации исследования таким образом, чтобы были представлены объекты, репрезентирующие разные типы исследуе­мой ситуации. В зависимости от темы исследования типизация си­туаций может идти по разным основаниям (например, успешные, неуспешные и «средние» предприятия). Такая стратегия направле­на на выявление и описание структуры изучаемых процессов. По своей логике организация такого исследования напоминает пост­роение выборки в количественном исследовании. Однако в каче­стве основы структурирования берется тип, без попытки его репре­зентации в количественных пропорциях. Ключевые вопросы сводятся к выявлению и подробному описанию основных типов.

Обе стратегии характерны для качественных методов. Однако они не исключают включения в качестве вспомогательного инструмента тех или иных количественных методов. Например, при проведении кейс-стади автотранспортного предприятия (1989) наша группа в набор методов вклю­чала анкетирование работников. «Биографический метод» используется и в этой стратегии. В ее основе формирование выборки, направленной на поиск и описание разных типов биографий.

Методы сбора информации, чаще всего используемые в качествен­ных исследованиях:

1. Наблюдение.

2. Включенное наблюдение.

3. Визуальное наблюдение с помощью фото- и видеоаппаратуры.

4. Неформализованное (неструктурированное) или слабо формализо­
ванное интервью. Наиболее характерный его вариант — глубокое (или
глубинное) интервью.

5. Групповая дискуссия (фокус-группа).

6. Проективные техники (разного рода тесты).

Все выше перечисленные методы сбора информации используются в обеих стратегиях. В данной работе отобраны только основные методы, используемые в полевом исследовании. Книга не претендует на полноту описания всех методов и их нюансов. Ее тематические рамки совпадают с рамками опыта автора. Иначе говоря, я пишу только о том, что сам использовал.

18







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: