Управление плотом неполным экипажем

 

   На сливе или в валах порога может случиться так, что часть экипажа будет смыта с плота. При неумелой швартовке или остановке плота в критических ситуациях на нем могут остаться два-три человека или даже один капитан.

   Три человека хотя и неполный, но вполне достаточный экипаж. Двоим надо встать за греби, третьему отвечать за чалку и приходить в трудную минуту на помощь одному из греб­цов.

   Когда на плоту остаются двое, перед подходом к берегу готовят чалочные концы, чтобы их можно было использовать без задержки. Задний гребец прижимает корму к берегу, а пе­редний занимается причаливанием. Если экипаж оказался в меньшинстве после неудачного причаливания перед сложным препятствием, рекомендуется избрать безопасный путь выхода на берег и отказаться от экстремального преодоления сложного порога вдвоем или в одиночку.

   Не допускается оставлять на плоту одного человека. Если это произошло при швартовке, один из чальщиков должен бро­ситься вплавь за судном.

   При управлении плотом в одиночку прежде всего следует втянуть на палубу переднюю гребь, чтобы ее не выбило и она не болталась в подгребице. Затем с помощью задней греби по­стараться выйти из струи, повернув нос или корму к берегу. Ес­ли у плота продольное сопротивление меньше поперечного (на­пример, при расположении гондол по бортам), его разворачива­ют носом к берегу. При поперечном расположении гондол к бе­регу направляют корму. Важно сделать так, чтобы камеры пло­та под напором воды действовали как паруса и пере­мещали плот в нужном направлении. После выхода из струи ос­тается посадить плот на мель или камни, попасть в улов или об­ратное течение, а затем дождаться свой экипаж.

   При неудачных попытках остановить плот перед сложным и опасным порогом необходимо бросить плот и выбираться вплавь на берег. Если обстоятельства позволяют, следует раз­резать крепежные вязки или отцепить один из рюкзаков, грузо­вую упаковку с палаткой, продуктами, чтобы использовать их вместо поплавка и обеспечить группу самым необходимым на ближайшее время.

 

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ НАХОДЯЩЕМУСЯ ЗА БОРТОМ

 

 

   Падение плотовика в воду следует расценивать как аварию. Оснащен-ные спасательными средствами люди могут погибнуть даже на простых реках из-за растерянности, страха и неумения бороться за свою жизнь.

  Причины падения с плота разнообразны. Это отсутствие страховочной оснастки на палубе, торопливая швартовка, потеря равновесия, неправиль-ное положение гребцов по отношению к течению, несогласованность действий экипажа, сталкивание гребца гребью, лопасть которой захвачена валом, смыв плотовика напором воды.

   Когда палуба плота не скрыта водой, сплавщик падает в воду рядом с плотом. В момент падения надо постараться уце­питься за борт, полностью окунуться в воду и сделать ногами энергичные плавательные движения. Поднявшись над палубой на вытянутых руках, закидывают ногу на плот. Находящиеся на плоту члены команды должны помочь встать на ноги.

   Редко, но случается, что находящегося в воде человека струя заталкивает под плот. В этом случае экипаж должен отгрести в сторону и помочь пострадавшему вылезти на палубу. Если находящийся за бортом не может дотянуться до судна, его подтягивают к плоту, протянув вагу, гребь или бросив закрепленный за плот спасательный круг. Оказавшись в воде, важно разобраться в ситуации. Если река позволяет, надо плыть к плоту. Если же впереди есть сложное препятствие, а плот не догнать, пловцу следует выбираться на берег. При отсутствии такой возможности надо постараться попасть в водяную тень или вылезти на любой надводный камень. Здесь можно дождаться помощи товарищей с берега или, собравшись с силами, добраться до земли самостоятельно.

   В шивере или пороге плыть бесполезно, так как скорость струи больше скорости любого пловца. Вода, обходя препятст­вия, обносит и человека. Держаться на валах или в бурном по­токе следует только сидя в воде ногами вперед, выставив руки перед собой в стороны.

   Основные опасности при плавании в бурной воде – это сбои дыхания, удары о камни и переохлаждение. Поэтому ритм ды­хания нужно привести в соответствие с чередованием валов. Ес­ли дышать мешают брызги, надо прикрыть лицо ладонями, или на время вдоха поворачиваться к ним спиной, или по возмож­ности поднырнуть и вынырнуть на «гладкую» воду.

   Если затянуло в воду, не надо стараться тут же выкараб­каться наверх. Это бесполезно. Рекомендуется поддаться воде, открыть глаза и, не спеша, грести руками туда, куда тянет те­чение. Как только удастся почувствовать, что начинает действо­вать подъемная сила, следует выбираться наверх. При этом на­до знать, что, открыв клапан надувного жилета и вставив его в рот, можно за счет этого воздуха продержаться от 20 до 100 се­кунд.

   Находясь в пенной воде, не следует тратить силы, чтобы по­стоянно держаться на поверхности, а выныривать только для вдоха.

   Самое неприятное при «молевом сплаве» на порожистых участках – это сливы и последующие за ними «бочки». Выезжая на гребень слива ногами вперед, делают большой вдох и задер­живают дыхание. В конце слива наклоняются вперед, чтобы па­дающий поток не ударил по голове, при погружении выпрям­ляются и напрягают тело, чтобы прорезать встречный вал и ока­заться вне «бочки».

   Если водоворот в «бочке» не выпускает из своих «объятий» и крутит у поверхности, частично выпускают воздух из жилета, чтобы опуститься на дно и вырваться из водяной кутерьмы.

   Для оказания помощи травмированному сплавщику один из членов экипажа, пристегнувшись к репшнуру, должен вплавь добраться до пострадавшего. На спокойных участках можно плыть без страховки, а затем принять брошенный с плота спа­сательный круг. С помощью веревки обоих участников подтас­кивают к плоту.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: