Обеспечение безопасности на стоянках

 

   Безопасность на стоянках обеспечивается правильным вы­бором места под бивуак, проведением всех необходимых работ по организации лагеря и соблюдением правил безопасности на берегу (или дисциплинированностью участников). Нельзя выпускать из виду малоопытных участников не только на плоту, но и на земле. А сами туристы, предпринимая какие-то незнако­мые для себя действия, не должны считать зазорным попросить совета, инструктажа или помощи у руководителя и более опыт­ных товарищей.

   Для стоянок рекомендуется выбирать невысокий и сухой берег или террасу с ровной площадкой, пологим подъемом и спуском к воде, удобным для причаливания местом, свободным от затопленных коряг и острых камней, которые могут повредить воздушные ем­кости. На берегу должны иметься сушняк или топливо, что осо­бенно важно в сырую погоду. Стоянка утром желательно, чтобы стоянка утром освещалась солнцем. Вблизи должно располагаться устье речки или ручья с чистой питьевой водой, особенно если сплавная река грязная.

   При планировании стоянок перед препятствиями следует выбирать берег, с которого намечается проводить разведку и выставлять страховку. Конечно, идеальное место для лагеря отыскивается не всегда. Но необходимо постараться организо­вать ночлег с доступным комфортом.

   На ночлег следует останавливаться не позднее чем за час до наступления темноты, иначе бивуачные работы затягивают­ся. Для оперативности бивуачных работ каждый участник дол­жен специализи-роваться на определенном деле, например за­готовке дров, установке палатки и т. д. Не следует останавли­ваться на ночлег вблизи населенных пунктов и тем более в них, устраивать лагерь под обрывами или оползнями, в русле устья горной речки, на низком берегу.

   Каркасные плоты на стоянках следует полностью вытаски­вать на берег, чтобы избежать повреждения оболочек воздуш­ных емкостей при трении о береговые камни из-за прибойной волны или пульсации уровня воды.

   Остановившись на высоком берегу с крутым спуском к во­де, следует сбросить сверху перильную веревку для удобства передвижения и безопасности, особенно в сырую погоду.

   Если все участники промокли насквозь, рекомендуется сде­лать отдельно от дежурного мощный костер, чтобы согреться и подсушить одежду.

   Сразу же после остановки рядом с берегом вбивают в воду водомерный столбик с нанесенными на нем через 5–10 см рис­ками. Это необходимо для наблюдения за уровнем воды, выяв­ления закономерности колебаний по времени суток. Чтобы планировать время прохождения сложного порога на реке с ледни­ковым или снежным питанием, полезно знать дневные колеба­ния уровня воды.

    При сплаве по грязной воде медик на стоянках должен по­стоянно следить за тем, чтобы питьевую воду отстаивали и обез­зараживали. Нес-колько капель йода или пять крупинок марганцов­ки на ведро не отразятся на вкусе туристских блюд, но обезо­пасят группу от желудочных расстройств.

   После организации лагеря руководитель проверяет, чтобы все плоты были зачалены на ночь как кормовыми, так и носо­выми концами. На

 

низком берегу на случай наводнения причальные узлы вяжут на высоте 1–1,5 м. Необходимо следить, чтобы причальные веревки не касались в натянутом состоянии острых выступов и не истирались.

   Независимо от того, какая вечером погода, все оставляе­мые снаружи вещи нужно сложить поблизости от входа в па­латку или под тентом. В слу-чае вынужденной организации би­вуака в опасном месте принимают дополнительные меры безо­пасности. Например, ночное дежурство в каньоне во время дождливой погоды с обязательным контролем уровня воды.

  Если группа остановилась вблизи населенного пункта, нельзя оставлять без присмотра вещи и плоты. Всякая отлучка от группы во время стоянок должна происходить только с ведо­ма руководителя или его заместителя. Уходить в населенный пункт, в лес или горы можно только группой не менее двух че­ловек. Во главе уходящего отряда должен стоять опытный ту­рист. Уходящие должны сообщить о маршруте своего движения и контрольном времени возвращения в лагерь. Все участники группы должны знать магнитное склонение и представлять то­пографию местности района путешествия, чтобы, потерявшись, выйти к реке. Уходить без компаса и спичек в герметической упа­ковке не разрешается.

   Руководителю следует быть примером в соблюдении правил безопас-ности для остальных участников. Он не должен уходить на разведку пути или порога один. Неожиданная травма, отсут­ствие своевременной помощи оказавшемуся в одиночестве ту­ристу могут привести к срыву похода.

   Рыбаки обычно ловят рыбу в одиночку и от берега не отхо­дят. Если рыбак собирается уйти подальше, он должен преду­предить о направлении своего похода и сообщить срок возвраще­ния. До наступления сумерек все должны вернуться в лагерь.

   Снимаясь со стоянки и продолжая дальнейший путь, надо залить костры, убрать мусор, оставить на берегу чистое место без следов своего пребывания, чтобы здесь с удовольствием отдох­нули другие люди.

 

                                         БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 Прижиемский Ю. Плот в туристическом путешествии. М.: ФиС, 1961

 «Ветер странствий». Альманах. М., ФиС, выпуски 2-16, 1967-1982.  

 Потемкин И. Спортивный сплав на плоту. М.: ФиС, 1970.

 Валович В. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: 

 Мысль, 1980.

 Буянов В. Первая медицинская помощь. М.: Медицина, 1981.

 Харин С. Безопасность путешествий на плотах: В 2 ч. М.: ЦРИБ «Турист», 1984.

 Лукоянов П. Самодельное туристическое снаряжение. М.: ФиС, 1987.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 Особенности и причины аварий в водных путешествиях на плотах. …………………..3

  Профилактические мероприятия по обеспечению безопасности

  при подготовке похода ……………………………………………………………...……4

 Обязанности руководителя по обеспечению безопасности похода..……………………4

 Комплектование и состав группы………………………………………………………….5

 Снаряжение и экипировка плотовика……………………………………………………..7

 Физическая и техническая подготовка участников перед походом….………………..10

 Характерные травмы и заболевания в водных походах, их профилактика……………11

 Виды плотов. Их конструктивные особенности ………………………………...……17

 Каркасный плот с деревянной рамой……………………………………………………..21

 Металлический плот...……………………………………………………………………..30

 Деревянный плот..….……………………………………………………………………....32

 Подгребницы..………………………………………………………………………………34

 Греби……………………………………………………………………………………..….38

  Особенности тактики водных походов на плотах …………………………………….42

 Характеристика водных препятствий и техника их прохождения..…………….………51

 Сигнализация и связь……………………………………………………………...……….60

 Расстановка экипажа на плоту…………………………………………………...………..62

 Швартовка и отчаливание………………………………………………………...……….63

 Страховка……………………………………………………………………….…………..66

  Действия участников в сложных и аварийных ситуациях... ……………….…….....79

 Разногласия в группе……………………………………………………………………….79

 Управление плотом неполным экипажем………………………………………...………81

 Оказание помощи находящемуся за бортом………………………………….…………..82

 Действия экипажа при перевороте плота…………………………………………………83

 Действия группы при потере плота, снаряжения………………...………………………84

 Обеспечение безопасности на стоянках……………………..……………………………85

  Библиографический список………………………………………………………………..88                                      




double arrow
Сейчас читают про: