Действия экипажа при перевороте плота

 

   Переворот плота, если команда к нему не готова, – тяже­лая авария. Если плот начал подниматься на ребро, надо попытаться развернуть его продольную ось поперек опрокидывающей силы, отгрести носовой или кормовой гребью в сторону, противополож­ную перевороту, и переместиться на поднимающийся борт. Ока­завшись в воде после переворота плота, необходимо вспомнить ситуацию на реке, предшествующую аварии, открыть глаза и всплывать наверх в сторону просветления. Попав под плот, сле­дует, представив конструкцию плота и порядок крепления гру­за, вытянуть руки вверх и, перебирая ими но настилу, выбрать­ся из-под плота. Вынырнув рядом с плотом, нужно резко выбро­ситься на него, оттолкнувшись от воды движением ног.

   Если участников разбросало в разные стороны, всем сле­дует плыть к плоту. Плотовик не должен покидать даже пере­вернутое судно, так как потеря плота означает чаще всего пре­кращение маршрута. Правда, это правило не должно быть дог­мой, нужно оценить ситуацию, чтобы решить, куда выбираться: на плот или на берег.

   Забравшиеся на перевернутый плот помогают вылезти из воды остальным, после чего собравшийся экипаж под руковод­ством капитана достает чалки, готовя их к швартовке, вылавлива­ет плывущие рядом основные греби, достает запасные и делает все, чтобы достичь берега или принять помощь страхующих.

   У перевернутого плота появился киль в виде подгребиц и привязанного груза, поэтому управлять им значительно тяже­лее. Бесполезно перегребать сильное течение. Перевернутый плот хорошо держится в струе и вместе с ней плавно огибает каменные надолбы и другие препятствия. Только выйдя на спо­койное место или приблизившись к берегу, приступают к швар­товке. При этом надо учесть, что подгребицы не дадут подойти вплотную к берегу на мелководье, и плот надо зачаливать всем, так как он обладает большой подводной парусностью.

   Если туристы не в силах остановить перевернутый плот, а бедствую-щий экипаж начинает замерзать (обычно это бывает весной, когда вода ледяная), руководителю следу­ет присмотреть место для выброски на берег вплавь, пока еще промокшие путешественники имеют достаточно сил. Иначе лю­ди без гидрокостюмов долго не продержатся из-за переохлаж­дения.

 

 

ДЕЙСТВИЯ ГРУППЫ ПРИ ПОТЕРЕ ПЛОТА, СНАРЯЖЕНИЯ

 

   Потеря плота, вернее средств сплава, – удручающее собы­тие в жизни туристской группы.

   Если у группы остался еще один плот и часть вещей, путе­шествие можно продолжить. У каждого туристского судна всег­да есть запас грузо-подъемности. При прохождении сложных препятствий добавившиеся «пассажиры» высаживаются на берег для организации стра­ховки и съемки прохождения порога. В таежной зоне для уве­личения плавучести плота к нему добавляют по бортам сухие бревна.

   Лишившись средств сплава, вещей, снаряжения и продук­тов, надо четко оценить создавшуюся ситуацию и принять наи­более оптимальные решения. Во-первых, надо попытаться спас­ти плот. Если расход воды на реке не очень велик, есть вероят­ность, что плот где-то недалеко сел на мель, камни, застрял в омуте или завале.

   В ненаселенном месте надо постараться максимально исполь­зовать все съестное, что дает окружающая природа, сберегая и растягивая имеющиеся продукты. При недостатке продуктов следует питаться два раза в сутки, утром и вечером, обильно запивая пищу водой. Если есть возможность, готовить компот из ягод или чай, заваренный листьями ягодных растений.

   Выбираясь с места аварии, не надо избавляться от ненуж­ных вещей. Например, спасательный жилет не только может понадобить­ся при переправах через протоки и реки, но и послу­жит хорошей курткой-безрукавкой.

   Если оставшаяся часть водного маршрута по сложности не превышает II к. с., стоит подумать, выбираться пешком или сделать плоты даже из сырого дерева и идти по реке на шестах. При этом важно не переоценивать свое туристское умение. Пло­ты без гребей на более сложных реках обрекут туристов на дальнейшие лишения.

   Покидая место аварии, следует оставить на открытом месте заметный тур или знак с запиской. В оставленном письме указы­вают подробные сведения об участниках сплава, маршруте, ука­зывают фамилии руководителя и участников, излагают ситуа­цию, отмечая наличие и количество больных и травмированных, что из продуктов и снаряжения имеется, сообщают о дальней­шем пути следования и планах действий, дате события. Такие записки необходимо оставлять почаще, по крайней мере, на сто­янках.

   Главное в экстремальном положении – не дать лишениям и усталости разрушить атмосферу дружбы и товарищества в ту­ристской группе и постараться с честью выдержать тяжелое ис­пытание.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: