Переворот плота, если команда к нему не готова, – тяжелая авария. Если плот начал подниматься на ребро, надо попытаться развернуть его продольную ось поперек опрокидывающей силы, отгрести носовой или кормовой гребью в сторону, противоположную перевороту, и переместиться на поднимающийся борт. Оказавшись в воде после переворота плота, необходимо вспомнить ситуацию на реке, предшествующую аварии, открыть глаза и всплывать наверх в сторону просветления. Попав под плот, следует, представив конструкцию плота и порядок крепления груза, вытянуть руки вверх и, перебирая ими но настилу, выбраться из-под плота. Вынырнув рядом с плотом, нужно резко выброситься на него, оттолкнувшись от воды движением ног.
Если участников разбросало в разные стороны, всем следует плыть к плоту. Плотовик не должен покидать даже перевернутое судно, так как потеря плота означает чаще всего прекращение маршрута. Правда, это правило не должно быть догмой, нужно оценить ситуацию, чтобы решить, куда выбираться: на плот или на берег.
|
|
Забравшиеся на перевернутый плот помогают вылезти из воды остальным, после чего собравшийся экипаж под руководством капитана достает чалки, готовя их к швартовке, вылавливает плывущие рядом основные греби, достает запасные и делает все, чтобы достичь берега или принять помощь страхующих.
У перевернутого плота появился киль в виде подгребиц и привязанного груза, поэтому управлять им значительно тяжелее. Бесполезно перегребать сильное течение. Перевернутый плот хорошо держится в струе и вместе с ней плавно огибает каменные надолбы и другие препятствия. Только выйдя на спокойное место или приблизившись к берегу, приступают к швартовке. При этом надо учесть, что подгребицы не дадут подойти вплотную к берегу на мелководье, и плот надо зачаливать всем, так как он обладает большой подводной парусностью.
Если туристы не в силах остановить перевернутый плот, а бедствую-щий экипаж начинает замерзать (обычно это бывает весной, когда вода ледяная), руководителю следует присмотреть место для выброски на берег вплавь, пока еще промокшие путешественники имеют достаточно сил. Иначе люди без гидрокостюмов долго не продержатся из-за переохлаждения.
ДЕЙСТВИЯ ГРУППЫ ПРИ ПОТЕРЕ ПЛОТА, СНАРЯЖЕНИЯ
Потеря плота, вернее средств сплава, – удручающее событие в жизни туристской группы.
Если у группы остался еще один плот и часть вещей, путешествие можно продолжить. У каждого туристского судна всегда есть запас грузо-подъемности. При прохождении сложных препятствий добавившиеся «пассажиры» высаживаются на берег для организации страховки и съемки прохождения порога. В таежной зоне для увеличения плавучести плота к нему добавляют по бортам сухие бревна.
|
|
Лишившись средств сплава, вещей, снаряжения и продуктов, надо четко оценить создавшуюся ситуацию и принять наиболее оптимальные решения. Во-первых, надо попытаться спасти плот. Если расход воды на реке не очень велик, есть вероятность, что плот где-то недалеко сел на мель, камни, застрял в омуте или завале.
В ненаселенном месте надо постараться максимально использовать все съестное, что дает окружающая природа, сберегая и растягивая имеющиеся продукты. При недостатке продуктов следует питаться два раза в сутки, утром и вечером, обильно запивая пищу водой. Если есть возможность, готовить компот из ягод или чай, заваренный листьями ягодных растений.
Выбираясь с места аварии, не надо избавляться от ненужных вещей. Например, спасательный жилет не только может понадобиться при переправах через протоки и реки, но и послужит хорошей курткой-безрукавкой.
Если оставшаяся часть водного маршрута по сложности не превышает II к. с., стоит подумать, выбираться пешком или сделать плоты даже из сырого дерева и идти по реке на шестах. При этом важно не переоценивать свое туристское умение. Плоты без гребей на более сложных реках обрекут туристов на дальнейшие лишения.
Покидая место аварии, следует оставить на открытом месте заметный тур или знак с запиской. В оставленном письме указывают подробные сведения об участниках сплава, маршруте, указывают фамилии руководителя и участников, излагают ситуацию, отмечая наличие и количество больных и травмированных, что из продуктов и снаряжения имеется, сообщают о дальнейшем пути следования и планах действий, дате события. Такие записки необходимо оставлять почаще, по крайней мере, на стоянках.
Главное в экстремальном положении – не дать лишениям и усталости разрушить атмосферу дружбы и товарищества в туристской группе и постараться с честью выдержать тяжелое испытание.