В каждой трикотажной машине можно выделить следующие основные узлы и механизмы: остов, привод, ручной привод, вязальный механизм, шпулярник, механизмы подачи нити, товароприемное устройство, механизм управления и контролирующие работу машины автоматические устройства, механизмы для отбора игл и для смены нитей. Главной частью всякой трикотажной машины является ее вязальный механизм.
Остов (станина) является базой, на которой собираются все узлы и механизмы машины. Он должен обладать достаточной прочностью и жесткостью.
В задачу привода входит обеспечение работы машины на заданной скорости, быстрые пуск и останов машины. Привод машины должен быть увязан с работой ее автоматических устройств, например при обрыве нити, машина должна автоматически останавливаться.
Ручной привод используется для поворачивания машины вручную, что необходимо при ее регулировке.
Шпулярник служит для установки бобин с нитью. В основовязальных трикотажных машинах, где применяются навои, шпулярник отсутствует.
Товароприемное устройство производит оттяжку от игл образующихся петель и прием готового полотна в специальный товароприемник или накатку его в рулон на валик.
Механизм управления имеют машины, предназначенные для выработки штучных изделий, комбинированного или узорного трикотажа. В его задачу входит обеспечить переключения машины на другой режим работы, например переключить чулочный автомат с вязания паголенка на вязание пятки чулка или подает команду на соответствующий отбор игл или смену цветов перерабатываемой нити.
Разберем более подробно, как типовое, устройство однофонтурной кругловязальной машины МС-9.
Главный привод. Задачей главного привода любой трикотажной машины является обеспечение ее работы с определенной скоростью. В него входит электродвигатель, передаточный механизм (коробка передач) между двигателем и машиной и шкаф со стандартной аппаратурой управления. В качестве передаточного механизма могут быть применены зубчатые, червячные, ременные и цепные передачи, а также различного рода муфты: обгонные, упругие, центробежные, тормозные, электромагнитные.
Обгонную муфту ставят в приводе, чтобы исключить возможность вращения цилиндра машины в обратном направлении. Такой случай может иметь место при неправильном подключении к сети электродвигателя. Этим предотвращается массовая поломка игл машины. Упругая муфта служит гасителем резких толчков при пуске машины. Применение центробежной муфты обеспечивает машине плавный пуск, что снижает обрывность перерабатываемых нитей. Электромагнитная муфта используется как тормозная.
В рассматриваемой однофонтурной кругловязальной машине МС-9 привод при помощи коробки передач (рис. 4.2) приводит во вращение ее цилиндр и товароприемное устройство.
Передача движения от электродвигателя осуществляется клиноременной передачей на шкив 1, сидящий на валу 2 коробки передач. Затем движение шестернями 3, 4, 6 и 7 передается на главный вал 9. Отсюда при помощи шестерен 10 и 11 одновременно приводятся во вращение обе большие шестерни цилиндра и товароприемного устройства (на рис. 4.2 не показаны). Для торможения машины при ее остановках в коробку передач вмонтирована дисковая электромагнитная муфта 12, одна половина которой связана с корпусом 13 коробки, а другая — с промежуточной деталью 14.
Преимуществом описанного привода по сравнению с ранее применяемым (МС-5,8), является уменьшение в нем общего числа конических шестерен, изготовление и регулирование которых всегда вызывает некоторые трудности. Однако следует отметить, что в рассматриваемом приводе машины МС-9 регулировка конических шестерен 6 и 7 облегчена применением подвижных втулок 5 и 8.