Учебный вопрос №5. Этика взаимоотношений подчинённого с руководителем

 

Этикет (от фр. etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обхождения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Термин "этикет" в современном понимании этого слова впервые был использован на одном из приемов короля-"солнце" Людовика XIV, когда придворным и приглашенным были преподнесены карточки (этикетки) с перечнем правил поведения при дворе.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Под служебным этикетом понимается общепринятые (или декларативно установленные) правила социального поведения в профессиональном общении в конкретной организации. Это совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его служебной деятельности, система норм и атрибутов делового этикета, стиль общения; стандарты общения, ведения дел с субъектами внешнего окружения организации, доля мероприятий по формированию имиджа организации.

Служебный этикет должен, с одной стороны, обеспечивать нормативную регуляцию процесса общения неравных по социальному статусу партнеров путем выравнивания их позиций, но не в социальном, а только в коммуникативном плане. С другой - сохранять и поддерживать определенное "неравенство" партнеров, имеющих различный служебный статус, для обеспечения надлежащей субординации и дисциплины. Одной из функций служебного этикета является сближение людей с разными социальными статусами, улучшения их взаимопонимания и взаимоуважения.

Служебный этикет базируется на нормах общего этикета, который регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в конкретной ситуации, а что нет. Служебный этикет включает:

- вежливость и приветливость,

- тактичность,

- скромность,

- ответственность,

- компетентность,

- продуманную линию поведения во внеслужебное время.

Вежливость и приветливость основана на доброжелательности к подчиненным и коллегам. Формальная вежливость, "вежливость сквозь зубы", за которой скрывается недоброжелательное отношение к человеку без каких-либо серьезных оснований, пренебрежение к работнику не соответствует, конечно, требованиям служебного этикета.

Тактичность - это чувство меры в личных и деловых отношениях, а также умение чувствовать границу, за пределами которой могут возникнуть нежелательные напряженности во взаимоотношениях. Тактичность требует учета своеобразия личности, умения не замечать незначительные оплошности подчиненного, предвидения реакции работников, обладания чувством меры в отношениях с людьми и т.д.

Скромность управленческого работника выражается в его уважительном отношении к человеку труда. Это естественное поведение культурного человека, не допускающего во взаимодействии с подчиненными насмешек, издевок, грубости, хамства, разного рода фамильярностей и т.д.

Ответственность в деловых отношениях имеет особое значение, поскольку безответственность может сорвать выполнение задания, нарушить рабочий ритм, вызвать массу других негативных последствий.

Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, позволяющих выносить объективные суждения и принимать точные решения; потенциальная готовность решать задачи со знанием дела. Компетентность включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием. этикет поведение вежливость

Продуманная линия поведения во внеслужебное время - в последние годы имеет место тенденция регламентирования поведения должностных лиц (к примеру, судей) даже в сферах внеслужебной деятельности. По новым стандартам их поведение не должно вступать в конфликт со служебными обязанностями. В частности, они обязаны быть разборчивым в выборе способов использования свободного времени; им противопоказаны экстравагантность в одежде и т.д. Также это важно для руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, так как в сельской местности все и всё всегда на виду.

Взаимоотношения между начальником и подчиненными складываются на основе общих принципов права, морали, служебных приказов, и инструкций, и уставных требований. В них сливаются воедино уважение к личности человека с уважением к его званию и должности, подразумевается моральная ответственность начальника и подчиненного за соблюдение норм служебной этики.

Приказ, распоряжение начальника в любых условиях является законом для подчиненного и должно быть выполнено точно и беспрекословно. Это положение не допускает никаких исключений. В случае несогласия с приказом подчиненный имеет право обжаловать его в установленном порядке, но только после исполнения приказа.

Это положение лежит в основе всех отношений начальника и подчиненных. Оно обязывает всегда и всюду оказывать уважение и внимание старшим по должностному и общественному положению, по званию и по возрасту, что выражается в ряде правил служебной этики и в нормах служебной субординации.

В строгой подчиненности заключается одна из особенностей службы в органах внутренних дел.

Подчиненность не унижает достоинства человека, не является посягательством на его независимость, но служит необходимым условием эффективности и оперативности при выполнении служебных задач. Она включает также требование согласовать все действия с непосредственным начальником, в том числе и обращение к руководителю более высокого звена.

При входе старшего по званию или по должности в служебное помещение или общественное место надо встать и приветствовать его согласно требованиям устава. Если старший встает, младший также должен встать и не садиться до получения разрешения. При входе в кабинет начальника следует спросить разрешение, представиться и доложить о прибытии. Право начинать и оканчивать разговор принадлежит начальнику. Покидать помещение следует также по получении его разрешения.

Согласно служебному этикету, младший первым приветствует старшего, подчиненный начальника. При встрече старшего по званию или начальника следует уступить ему дорогу, пропустить вперед при входе или при выходе. При необходимости пройти мимо или обогнать надо спросить разрешение.

Выражение уважения к начальникам и старшим не должно сопровождаться умалением собственного достоинства. Подобострастность, льстивость, угодничество. Боязнь высказать собственное мнение не имеют ничего общего с нормами служебной этики, вредно отражаются на качестве и эффективности служебной деятельности.

Не менее важным является и соблюдение этикета в отношениях подчиненного к начальнику. Этикет базируется на исполнительности, уважении к старшему по званию, дисциплинированности. Необходима также точность и аккуратность.

Такт и предупредительность также важны, поскольку, как правило, начальник старше по возрасту. Поэтому подчиненный пропустит начальника вперед, уступит ему место, возьмет на себя более тяжелую физическую часть работы. В данном случае предупредительность не имеет ничего общего с угодливостью. Она нацелена на интересы дела.

Необходимо беречь время начальника, не злоупотреблять вниманием, не затягивать с ним разговор. Ведь деликатный начальник ни в коем случае не прервет разговор, не станет как бы невзначай смотреть на часы.

Отношения воинов, равных по званию, должны базироваться на готовности помочь своим более молодым товарищам по службе. Следует взять на себя более трудную, ответственную часть работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: