Тактика установления психологического контакта

Под техникой о6шения понимается набор коммуникативных действий и приемов, приводящих к удовлетворению тех или иных социально ценных потребностей (потребности в труде, познании, дружбе и т.д.). Чтобы не зависеть от счастливого стечения обстоятельств, нужно знать и владеть техникой общения для установления до­верительного контакта. Если у партнера предубеждение к теме беседы, то целесооб­разно воспользоваться следующими рекомендациями:

Проявляйте доброжелательность. Начало беседы облегчает использование таких приемов, как улыбка, радушное обращение, мимика участия, ориентация кор­пуса в сторону собеседника. Постоянно додерживайте "контакт взглядов" при обращении к собеседнику. Демонстрируйте со­чувственное понимание (эмпатия), проявляйте интерес к личным затруднениям собеседника. При этом важно избегать нажима, чтобы не вызвать ответного "не лезьте мне в душу". Его взгляд, интонации, жесты не должны оставаться незамеченными.

Находитесь в зоне комфорта. У каждого человека сесть своя зона комфорта в беседе со знакомыми и незнакомыми людьми. Если нарушить эту зону, то в реакции партнера проявится недовольство. Во многих случаях эти признаки очевидны - партнер отходит на шаг, отсаживает­ся, передвигает стул и прочее.

Добивайтесь положительных ответов. В начале установления контакта следует касаться нейтраль­ных тем или вопросов, на которые можно получить положитель­ный ответ "да".

 Втягивайте в диалог. Если вы будете проявлять настоятельную активность в беседе, не передавая инициативу партнеру, то психологический контакт затрудняется. Обращения к собеседнику по интересую­щему вопросу должны побуждать его высказываться. Проявляйте уважение и внимание к его взглядам, занимаемым позициям.

Постарайтесь снять психологическую напряженность. Пока эмоциональная напряженность собеседника не снята и не сформирование поле взаимного интереса, говорить следует о вещах, оставляющих область повышенных интересов партнера. Беседуйте на темы, подкрепляющие самоуважение партнера, вы­зывающие позитивные реакции, выражайте согласие с высказыва­ниями собеседника не только словесно, но и жестами, мимикой восхищенного удивления.

 Относитесь критически к своему поведению. При установлении психологического контакта контролируйте свои поведенческие реакции. Вам не следует выражать несогла­сие со взглядами собеседника, торопиться переходить к разви­тию отношений, если не достигнуто взаимное согласие, прояв­лять неуверенность и заискивание.

 Распоряжайтесь инициативой. Авторитарный стиль инициативы в общении оправдан в экстремальной ситуации, когда необходимо реализовать замысел, который не должен быть известен партнеру. Однако демократический стиль лидерства способствует установлению длительных взаимоотношений.

Профессиональный такт.

Профессиональный такт - это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Такт предполагает бережное, внимательное отношение к личности собеседника, исключающее возможность задеть какие-то его "больные струны". Это умение тактично, корректно обойти по возможности вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих. Это умение что-то сказать или сделать кстати, без ненужных "перегибов", назойливости и бесцеремонности. Проявление бестактности - безошибочное свидетельство отсутствия культуры, показатель грубости и невоспитанности. Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта - это не просто обязательный элемент общения, но неотъемлемая составная часть духовной культуры личности, тем более личности руководителя - непременное условие позитивных результатов делового общения и авторитета правоохранительных органов в целом. Деловое общение сотрудников правоохранительных органов как между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы. Укажем на основные:

I. Повседневное служебное общение.

1) Беседы, встречи, переговоры.

2) Прием посетителей.

3) Совещания, собрания, заседания, конференции.

4) Посещение организаций, учреждений.

5) Посещение граждан по месту жительства.

6) Дежурство, патрулирование, охрана.

II. Специфические формы служебного общения.

1) Общение в служебном коллективе:

а) субординированные формы общения;

б) общение между коллегами.

2) Общение преподавателей со слушателями в процессе обучения.

3) Деловые контакты с иностранными гражданами.

III. Экстремальные формы служебного общения

1) Общение в условиях конфликтной ситуации.

2) Общение с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей.

3) Общение с задержанными, во время обыска.

4) Общение со спецконтингентом.

IV. Невербальные и неспецифические формы общения

1) Публичные контакты с журналистами, интервью.

2) Выступления по радио, телевидению, в печати.

3) Телефон, телетайп, радиосвязь.

4) Деловая переписка, резолюции.

Кроме того, во всех этих формах общения большое значение придается так называемым аксессуарам, которые входят в качестве элементов в этикетные правила общения. К ним относятся: культура речи, текста, внешнего вида, мимика, тон, жестикуляция. В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых также следует тщательно придерживаться.

Этика деловых бесед, встреч, переговоров.

Результаты профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов во многом зависят от личных встреч, бесед, совещаний. Этические требования к их проведению являются тем необходимым условием, которое позволяет найти правильное решение, сглаживать острые углы и с достоинством выходить из затруднительных или неприятны ситуаций.

Правильно проведенная беседа является наиболее благоприятной и нередко единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, заставить его принять ваше решение и условия.

В провоохранительной деятельности существуют ситуации, когда возникает потребность в получении той или иной информации от человека, уклоняющегося от беседы. Даже в этих ситуациях нужно помнить, что человек, которого вы смогли расположить к себе, окажет вам значительно большую помощь, чем тот, кого вы пытаетесь заставить говорить с вами.

При подготовке к беседе рекомендуется изучить собеседника. Какое положение он занимает? Как он к вам относится? Что он за человек? Каковы его намерения? Неплохо знать основные моменты биографии собеседника, круг его личных интересов, включая любимое занятие, хобби.

Время, предназначенное для встречи, должно быть освобождено от других дел. На это время нельзя назначать другие встречи и заставлять приглашенных ожидать в приемной. Не принято затягивать встречу сверх отведенного для нее времени, если, конечно, это не связано с решением важного вопроса.

При проведении встречи и беседы важно учитывать не только их стратегию и тактику, но и обращать внимание на "мелочи" этикета, которые могут вырасти в обстоятельства, серьезно влияющие на результат встречи.

Большое значение в беседе, переговорах имеют речь и стиль изложения. Тембр, интонация, четкость произношения, громкость голоса - это факты, которые психологически воздействуют на собеседника, вызывают у него уважение, симпатию к вам или, напротив, негативные эмоции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: