1) К раствору соли железа (II) добавлять по каплям раствор щелочи до образования осадка гидроксида железа (II), который быстро окисляется кислородом, присутствующим в растворе, в гидроксид железа (III). Записать наблюдения и написать уравнения реакций.
2) К раствору соли железа (III) прибавить раствор аммиака, наблюдать образование осадка гидроксида железа (III). Написать уравнение реакции.
Опыт 2. Образование гидроксидов кобальта (II) и кобальта (III)
К раствору хлорида (сульфата) кобальта (II) добавить раствор щелочи, наблюдать выпадение осадка основной соли CoOHCl (или (CoOH)2SO4). Подействовать на полученный осадок избытком щелочи и нагреть. Что наблюдается? Составить уравнения реакций. Пробирку с осадком гидроксида кобальта (II) оставить на воздухе, по изменению цвета наблюдать образование гидроксида кобальта (III). Написать уравнения реакций.
Опыт 3. Восстановительные свойства соединений железа (II)
1) В пробирку внести раствор перманганата калия, подкислить разбавленной серной кислотой и добавить раствор сульфата железа (II). Как изменилась окраска? В полученном растворе определить ион Fe3+ качественной реакцией с тиоцианатом (роданидом) аммония NH4SCN. Написать уравнения реакций и наблюдения.
2) Внести в пробирку 3 капли раствора дихромата калия, подкислить разбавленной серной кислотой и прибавлять по каплям раствор сульфата железа (II). Записать наблюдения и составить уравнение реакции.
Опыт 4. Окислительные свойства соединений железа (III)
В три пробирки внести 4-5 капель раствора хлорида железа (III). В первую пробирку добавить раствор иодида калия, во вторую – сероводородной воды, в третью – бросить кусочек цинка. Записать наблюдения и уравнения реакций.
Опыт 5. Гидролиз солей железа, кобальта, никеля
В четыре пробирки внести дистиллированную воду и добавить по нескольку кристалликов солей (раздельно): железа (III), железа (II), кобальта (II), никеля (II). Используя индикаторы, определить рН растворов. Написать уравнения реакций в ионном и молекулярном виде.
Опыт 6. Реакции открытия ионов Fe2+, Со2+, Ni2+
1) К 2 каплям раствора соли железа (II) добавьте равный объем раствора гексацианоферрата (III) калия. Наблюдать за образованием осадка турнбулевой сини. Составить уравнение реакции.
2) В пробирку налить 3 капли раствора хлорида кобальта (II) и по 5 капель раствора уксусной кислоты и нитрита калия: выпадает желтый осадок гексанитритокобальтата (III) калия. Составить уравнения реакций, имея в виду, что вначале образуется азотистая кислота, которая окисляет ион Со2+ с образованием Co(NO3)3, а последний с избытком нитрита калия дает комплексное соединение.
3) Растворить в 3-4 каплях воды 3 кристалла хлорида никеля (II) и прибавить по каплям 25%-ный раствор аммиака до растворения первоначально образующегося осадка. Каков цвет характерен для гексаамминникель-иона? Составить уравнение реакции.
Контрольные вопросы:
1. Написать уравнения реакций диссоциации по первой ступени следующих солей: а) (CoOH)2SO4; б) (NH4)2SO4·FeSO4·6H2O; в) K3[Fe(CN)6].
2. Дописать уравнение реакции и подобрать коэффициенты: Fe2O3 + KNO3 + KOH
.
3. Уравнениями реакций доказать двойственный характер окислительно-восстановительных свойств ионов: Fe2+, Co2+, Ni2+.
Привести уравнения реакций, показывающие отношение металлов VIIIВ-группы к растворам серной и азотной кислот различной концентрации.
Лабораторная работа №13
D-элементы I группы (Cu, Ag, Au)






