Понятие о симптоме, синдроме, нозологии

Симптом — один отдельный признак, частное проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности, одна отдельная конкретная жалоба больного.

 

Синдром — совокупность симптомов с общим патогенезом.

 

Нозология — учение о болезнях, позволяющее познать структурно-функциональные взаимосвязи при патологии, биологические и медицинские основы болезней. Отвечает на вопросы: что такое болезнь, чем она отличается от здоровья, каковы причины и механизмы развития болезни, выздоровления или смерти.

Причины возникновения психических заболеваний: факторы внешних воздействий (физические, химические, биологические, ятрогенные, пр.), факторы внутренних воздействий (врождённые, приобретённые)

 

Формы проявлений психических заболеваний: органические психические расстройства (обусловленные органическими нарушениями), расстройства личности, расстройства поведения, эмоциональные (аффективные) расстройства, расстройства связанные (вызванные) применением психоактивных веществ, посттравматическое стрессовое расстройство, Обсессивно-компульсивные расстройства, Диссоциативные расстройства, Болезнь Альцгеймера. Часть этих групп могут пересекаться.

 

Динамика развития психических заболеваний:

 

Начальный этап – диагностируются отдельные симптомы, по которым невозможно определить заболевание.

 

Манифестный этап – появляются симптомы и синдромы, чётко отражающие конкретное заболевание.

 

Отдалённый этап – стойкие остаточные признаки продуктивной симптоматики в сочетании с негативной.

 

Исходный этап – психическое заболевание заканчивается выздоровлением (интермиссия) или сохранением негативной симптоматики (образование дефекта).

 

Методы исследования психопатологии.

 

    В психиатрии, так же как и в медицине, так же как и во всей биологии, исследование является интегральным, основанным на соотнесении уровней исследования,методов исследования. В психопатологии, так же как и во всей медицине, речь идет о многоаспектном, многоорбитальном, если можно так выразится, исследовании. Для возникновения психической болезни решающее значение имеют те внешние и внутренние условия, в которых действует причина. Причина вызывает болезнь не всегда, не фатально, а лишь при стечении ряда обстоятельств. Возникновение болезней, в том числе психических, их развитие, течение и исход зависят от взаимодействия причины, различных вредных влияний окружающей среды и состояния организма, т.е. от соотношения внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов (движущих сил).Установив и точно определив симптом или синдром, психиатр переходит от исследования чисто патопсихологического, клинического к физиологическому. Специалист должен знать, какова природа заболеваний, что делается с мозгом, с высшей нервной деятельностью, с низшей нервной деятельностью, какие там происходят расстройства. Психиатр, пользуясь данными другой науки, привлекая эти данные, исследует на нейрофизиологическом уровне.

    Непременным законом клинического исследования психически больных является определение статуса больного, т.е. состояния больного, в котором он находится в данный момент. Определение статуса есть определение, квалификация синдрома. Статус и синдром — это идентичные понятия. Синдром бывает простым (или «малым») и сложным (или больным). Исследование состояния больного начинается с обнаружения отдельных признаков статуса. Определив синдром, на основе анамнеза болезни устанавливается, что предшествовало данному синдрому, какие состояния. Синдромы в течении болезни сменяются, один синдром сменяет другой, и эта смена происходит не хаотически, а последовательно, закономерно, в этих закономерностях внешне проявляется природа болезни, патогенез. В некоторых типичных случаях природа болезни ставятся для врача ясной с первого взгляда на больного, но и у их больных мы, все равно, должны установить особенности его статуса и особенности смены синдромов для того, чтобы определить особенности течения его болезни.

    Исследование больного обычно начинается с исследования чувственной части познания, непосредственного отражения больным внешнего мира в вещах, явлениях, внешних связях. Все что врач познает в больном посредством своих органов чувств - относится к объективным признакам болезни, и они позволяют контролировать достоверность сообщаемых больным сведений о его внутренних переживаниях. Однако это не позволяет глубоко постичь духовный мир пациента.

 

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Психодиагностика

    Психологическийметод может быть объективным, субъективным и проективным.

Объективный – диагноз ставится на основе измерения результатов действий испытуемого. Например: успешности решения больным задачи разной степени трудности или констатации способа их выполнения.

Субъективный – строится на самоописании испытуемым своего поведения в тех или иных ситуациях.

Проективный – имеет ввиду выявление личностных свойств больного, которые находят не прямое отражение в его реакциях на определенные стимулы, допускающие любое число неоднозначных ответов.

 

ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

Тесты интеллекта.

Тест Бине – Симона.

Это один из первых тестов, не утративших своего значения в качестве инструмента измерения умственного развития детей и подростков. Он содержит перечень вопросов предназначенных испытуемым от 3 – х до 15 лет. Задания расположены по степени трудности и затрагивают различные стороны интеллекта:

- школьные (дошкольные) знания

- повседневные навыки

- случайные сведения

- природные свойства психики

Тот, кто выполняет все положенные для данного возраста задания, считается соответствующим своему умственному (ментальному) возрасту. Если задания выполнены для более старшего возраста – нежели испытуемый – такой характеризуется как одаренный. Справившийся с заданием лишь предыдущих возрастов считается отстающим на 1-2 года или более лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: