Симптом — один отдельный признак, частное проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности, одна отдельная конкретная жалоба больного.
Синдром — совокупность симптомов с общим патогенезом.
Нозология — учение о болезнях, позволяющее познать структурно-функциональные взаимосвязи при патологии, биологические и медицинские основы болезней. Отвечает на вопросы: что такое болезнь, чем она отличается от здоровья, каковы причины и механизмы развития болезни, выздоровления или смерти.
Причины возникновения психических заболеваний: факторы внешних воздействий (физические, химические, биологические, ятрогенные, пр.), факторы внутренних воздействий (врождённые, приобретённые)
Формы проявлений психических заболеваний: органические психические расстройства (обусловленные органическими нарушениями), расстройства личности, расстройства поведения, эмоциональные (аффективные) расстройства, расстройства связанные (вызванные) применением психоактивных веществ, посттравматическое стрессовое расстройство, Обсессивно-компульсивные расстройства, Диссоциативные расстройства, Болезнь Альцгеймера. Часть этих групп могут пересекаться.
|
|
Динамика развития психических заболеваний:
Начальный этап – диагностируются отдельные симптомы, по которым невозможно определить заболевание.
Манифестный этап – появляются симптомы и синдромы, чётко отражающие конкретное заболевание.
Отдалённый этап – стойкие остаточные признаки продуктивной симптоматики в сочетании с негативной.
Исходный этап – психическое заболевание заканчивается выздоровлением (интермиссия) или сохранением негативной симптоматики (образование дефекта).
Методы исследования психопатологии.
В психиатрии, так же как и в медицине, так же как и во всей биологии, исследование является интегральным, основанным на соотнесении уровней исследования,методов исследования. В психопатологии, так же как и во всей медицине, речь идет о многоаспектном, многоорбитальном, если можно так выразится, исследовании. Для возникновения психической болезни решающее значение имеют те внешние и внутренние условия, в которых действует причина. Причина вызывает болезнь не всегда, не фатально, а лишь при стечении ряда обстоятельств. Возникновение болезней, в том числе психических, их развитие, течение и исход зависят от взаимодействия причины, различных вредных влияний окружающей среды и состояния организма, т.е. от соотношения внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов (движущих сил).Установив и точно определив симптом или синдром, психиатр переходит от исследования чисто патопсихологического, клинического к физиологическому. Специалист должен знать, какова природа заболеваний, что делается с мозгом, с высшей нервной деятельностью, с низшей нервной деятельностью, какие там происходят расстройства. Психиатр, пользуясь данными другой науки, привлекая эти данные, исследует на нейрофизиологическом уровне.
|
|
Непременным законом клинического исследования психически больных является определение статуса больного, т.е. состояния больного, в котором он находится в данный момент. Определение статуса есть определение, квалификация синдрома. Статус и синдром — это идентичные понятия. Синдром бывает простым (или «малым») и сложным (или больным). Исследование состояния больного начинается с обнаружения отдельных признаков статуса. Определив синдром, на основе анамнеза болезни устанавливается, что предшествовало данному синдрому, какие состояния. Синдромы в течении болезни сменяются, один синдром сменяет другой, и эта смена происходит не хаотически, а последовательно, закономерно, в этих закономерностях внешне проявляется природа болезни, патогенез. В некоторых типичных случаях природа болезни ставятся для врача ясной с первого взгляда на больного, но и у их больных мы, все равно, должны установить особенности его статуса и особенности смены синдромов для того, чтобы определить особенности течения его болезни.
Исследование больного обычно начинается с исследования чувственной части познания, непосредственного отражения больным внешнего мира в вещах, явлениях, внешних связях. Все что врач познает в больном посредством своих органов чувств - относится к объективным признакам болезни, и они позволяют контролировать достоверность сообщаемых больным сведений о его внутренних переживаниях. Однако это не позволяет глубоко постичь духовный мир пациента.
ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Психодиагностика
Психологическийметод может быть объективным, субъективным и проективным.
Объективный – диагноз ставится на основе измерения результатов действий испытуемого. Например: успешности решения больным задачи разной степени трудности или констатации способа их выполнения.
Субъективный – строится на самоописании испытуемым своего поведения в тех или иных ситуациях.
Проективный – имеет ввиду выявление личностных свойств больного, которые находят не прямое отражение в его реакциях на определенные стимулы, допускающие любое число неоднозначных ответов.
ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
Тесты интеллекта.
Тест Бине – Симона.
Это один из первых тестов, не утративших своего значения в качестве инструмента измерения умственного развития детей и подростков. Он содержит перечень вопросов предназначенных испытуемым от 3 – х до 15 лет. Задания расположены по степени трудности и затрагивают различные стороны интеллекта:
- школьные (дошкольные) знания
- повседневные навыки
- случайные сведения
- природные свойства психики
Тот, кто выполняет все положенные для данного возраста задания, считается соответствующим своему умственному (ментальному) возрасту. Если задания выполнены для более старшего возраста – нежели испытуемый – такой характеризуется как одаренный. Справившийся с заданием лишь предыдущих возрастов считается отстающим на 1-2 года или более лет.