Эволюция информационных систем и технологий

Тема 1. Информационный контур управления персоналом

Классификация информационных технологий управления персоналом по видам процессов

Рис. 1. Классификация ИТУП по видам процессов

Закон Гордона Мура

В 1965-0М году один из основателей компании Intel - Гордон Мур - открыл закон, согласно которому число транзисторов на кристалле микросхем удваивается каждые 24 месяца. Это значит, что примерно каждые два года емкость микросхем вырастает вдвое, то есть мощность вычислительных устройств экспоненциально возрастает на протяжении относительно короткого промежутка времени, при этом их цена остается прежней.

Можно проследить действие этого закона на простых примерах в обыденной жизни. Мы покупаем новую модель фотоаппарата или мобильного телефона за ту же цену, что и прежнюю когда-то новейшую модель, в два раза меньшей мощности, в момент ее выпуска (примерно два года назад) на рынок, однако ее стоимость сохраняется (если не учитывать инфляцию).

Мощность компьютеров растет, в соответствии с этим увеличиваются и возможности разрабатываемого программного обеспечения, изменяется спектр действия информационных технологий. В управлении персоналом это сказывается в двух аспектах.

Во-первых, сотрудники, работа которых сегодня практически везде связана с компьютером, нуждаются в постоянном обучении. И менеджер по персоналу должен знать, как и где это осуществить.

Во-вторых, менеджеры по персоналу должны постоянно совершенствовать свои знания в области информационных технологий и разрабатывать творческие подходы к их использованию.

Технические средства о которых пойдёт речь, являются актуальными на данный момент времени и будут таковыми, согласно закону Гордона Мура, еще два года. Далее возникнут их модификации и новые программы, поэтому нет смысла в их освоении методом «зубрежки». Важно понять функциональный принцип их действия.

Также важно уяснить основные принципы использования информационных технологий в деятельности hr-менеджеров. Это позволит впоследствии разрабатывать свои, творческие методики с учетом возможностей новейших технических средств и информационных технологий.

Данные, информация и знания как ключевые понятия дисциплины «Информационные технологии управления персоналом»

Данные - это поток необработанных, «сырых» фактов, описывающих события, которые происходят в компании или ее внешнем окружении. Эти факты пока не структурированы и не приведены в приемлемую для пользователя форму.

Информация - это данные, приведенные в состояние, значимое и полезное для пользователя.

Знания - это организованная информация, использующаяся при принятии решений, что предполагает наиболее полное использование имеющейся в фирме информации и данных, а также интеграцию идей, опыта, интуиции, мастерства ее сотрудников.

Эволюция информационных систем и технологий

Информационная система - это сама информация, а также ее обработка в соответствии с задачами управления деятельностью фирмы.

Следует различать информационную систему в широком и узком смысле слова. В первом случае под ИС мы понимаем набор взаимосвязанных элементов, совместное функционирование которых направлено на сбор, обработку, хранение и распространение информации ради поддержки принятия решения, координации, контроля и анализа всего того, что происходит внутри и за границами организации. Во втором случае мы рассматриваем ИС, реализованную на базе компьютерных технологий (hardware) и одного или нескольких программных продуктов (software), которая призвана собирать, обрабатывать и распределять информацию (это так называемая computer-based information system - CBIS).

Информационная технология - это способ преобразования информации. В информационной системе может использоваться несколько информационных технологий. Сама информационная система служит средой для реализации этих технологий. Информационные технологии, согласно определению Юнеско, - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Чтобы окончательно понять, что такое информационная технология, нужно понять, чем она отличается от технологии материального производства. Технология материального производства превращает материальные ресурсы в материальный продукт

Материальные ресурс -> Технология ->Материальный продукт.

(Дерево > Технология изготовления табуретки -> Табуретка).

Информационная технология превращает данные в информационный продукт:

Данные -> Информационная технология -> Информационный продукт.

(Показатели продаж -> Информационная технология обработки показателей _> Отчет о продажах).

Информационные технологии управления персоналом - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления персоналом и обработки данных о сотрудниках, в том числе, с применением вычислительной техники.

Необходимость планирования и использования информационных технологий в управлении персоналом имеет несколько аргументов:

· С помощью информационных технологий возможен своевременный и эффективный анализ в рамках долгосрочных стратегических планов и программ управления персоналом.

· Информационные технологии обеспечивают «прозрачность» управления персоналом.

· Информационные технологии экономят время и трудозатраты hr-менеджеров.

На основе общих представлений о скорости и объеме развития информационных технологий можно выделить следующие основания, также доказывающие необходимость планирования их применения:

Динамика рынка в области информационных требует постоянного анализа возможностей и рисков, которые несет с собой имеющаяся и доступная новая информационная технология.

Постоянное улучшение соотношения price/perfonnance по всем компонентам информационных технологий расширяет сферу их применения; чтобы полностью использовать возможности, процесс реализации новых технологий должен быть спланирован на стратегическом уровне.

Постоянно растущая потребность в квалифицированных работниках для развития и эксплуатации новых информационных технологий. Кадры должны готовиться заранее и, как правило, в течение длительного времени.

Развитие и использование практически любых информационных технологий, как правило, продолжаются несколько лет, ряд приложений развивается параллельно, претендуя на ограниченные ресурсы. Это требует детального планирования во временном и ресурсном аспектах с учетом внутренних приоритетов.

Растущая сложность и комплексность информационных технологий по всем компонентам с учетом усложняющихся функциональных требований влекут за собой также значительные организационные и кадровые изменения, а такие мероприятия планируются на стратегическом уровне.

При внедрении и использовании информационных технологий следует учитывать:

· особенности окружающей среды компании;

· внутреннюю ситуацию в компании.

Кроме того, должна быть определена политика в отношении использования информационных технологий:

· ориентация на продукцию одного изготовителя или на смешанные (от разных изготовителей) технические и программные средства;

· собственные разработки в качестве основы развития или привлечение сторонних разработок.

И, конечно, немаловажную роль играет бюджет, выделенный на информационные технологии. Объем бюджета в большинстве организаций бывает задан заранее. Однако внутреннее распределение бюджетных средств в сфере информационных технологий практически всегда является в значительной мере свободным. Конечным продуктом бюджетного планирования является более детальный анализ затрат для областей развития и обслуживания, эксплуатации или использования информационных технологий в области управления персоналом.

В тех организациях, где информацию рассматривают как внутрифирменный ресурс и самостоятельный фактор производства, обязательно присутствует так называемый информационный менеджмент, в задачи которого входит поставка нужной информации в нужное время и нужное место. Информационный менеджмент включает в себя планирование, организацию, координацию и контроль информационных процессов организации.

До второй половины XIX в. информационные технологии в бизнесе сводились к применению пера, чернильницы и бухгалтерской книги. Обмен информацией осуществлялся с помощью курьеров и депеш. Информационная обработка сводилась к копированию вручную необходимых документов и использованию счётов для осуществления арифметических операций. В конце XIX в. «ручную» технологию заменили «механической». Были изобретены пишущая машинка, телефон, диктофон. Это значительно повысило эффективность управленческого труда и способствовало формированию организационной структуры фирм и компаний, значительно приближенных к современным. В середине XX в. (40--60-е гг.) появились всевозможные «электрические» технологии: электрические пишущие машинки, копировальные аппараты. Это позволило значительно повысить эффективность управленческой работы за счет ускорения информационных потоков, повышения их качества и роста количества информации, пропускаемой через них.

Однако значительный шаг вперед был сделан в конце 1960-х гг., когда появились ЭВМ и их использование позволило не только увеличить объемы и скорость обработки информации, но и перевести весь информационный менеджмент на совершенно другие рельсы (акцент в обработке информации - на содержании, а не на форме). Отсюда берут начало электронные, компьютерные технологии.

Информационные системы тоже прошли несколько эволюционных этапов. Если оставить в стороне историю информационных систем управления, базирующихся на информационных технологиях «доэлектронного» периода, то можно выделить четыре этапа. Как видно, в основе эволюции информационных систем прежде всего лежит совершенствование технических средств обработки информации.

Первый этап. Существует проблема обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

Второй этап. Распространение ЭВМ, отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

Для этих двух этапов характерна довольно эффективная обработка информации при выполнении рутинных операций. В это время получили распространение вычислительные центры с централизованной обработкой данных и коллективным использованием их ресурсов. В то же время проявилась такая психологическая проблема, как плохое взаимодействие и взаимопонимание разработчиков ИС и пользователей, для которых они создавались. В результате достаточно большие возможности вычислительных центров использовались не в полной мере.

Третий этап. Компьютер становится инструментом профессионального пользователя, а информационные системы - реальным средством поддержки принятия решений.

Информационные системы получают все более индивидуальный характер с учетом потребностей пользователя. Используется как централизованная, так и децентрализованная обработка данных.

Четвертый этап. Создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. В полной мере оказались задействованы достижения телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Главной направленностью внедрения новых технологий стала задача достижения фирмой стратегических конкурентных преимуществ. В то же время проявились следующие проблемы: разработка и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи; организация доступа к стратегической информации; организация защиты и безопасности информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: