Концепция «Информационного работника П. Друкера

Развитие информационных технологий и их использование в современном бизнесе привело к формированию высоких требований к уровню подготовки современных специалистов вне зависимости от их профессиональной деятельности. Питер Друкер в своей работе «Менеджмент. Вызовы XXI века» пишет о новом смысле, который вкладывают в понятие «Информация» современные предприятия и отдельные работники. Новая информационная революция в понятии «Информационные технологии» переносит центр тяжести от слова «технологии» к слову «информация». Подобная акцентуализация позволяет кардинально пересмотреть возложенные на информацию задачи и вместе с этим осуществить изменения в деятельности организаций их выполняющие. Претерпевает изменения и система образования: необходимость работы с огромными массивами информации и постоянно обновляющимися информационными технологиями требует регулярного обновления знаний практикующих специалистов и совершенствования образовательного процесса в ВУЗах.

Современные методы управления организацией предполагают широкое использование информационных технологий. Компьютерная техника, телекоммуникационные линии связи, а также управленческий персонал, владеющий навыками работы с информацией и информационными технологиями, являются необходимыми атрибутами конкурентоспособного предприятия. На основании этого, можно сделать вывод, что на уровне организации под информационной культурой понимается культура труда, опосредованного использованием ИТ, включающая в себя морально-этические, квалификационные и личностные качества персонала организации.

Рассмотрим факторы, которые формируют современные тенденции в развитии информационных технологий и обосновывают их возрастающую полезность для поддержки управления, основанного на знаниях.

1. В мире растет технологичность рыночных отношений и наблюдается глобализация деятельности большинства видов бизнесов. Участие в глобальных товарных цепочках вызывает необходимость повышения качеств обработки информации и знаний. Конкурентоспособность предприятий любых отраслей все в большей мере зависит не столько от материальных ресурсов, сколько от наличия развитых средств коммуникации с клиентами и партнерами, объема накопленных сотрудниками профессиональных знаний и умений, а также возможностей их интенсивного использования.

2. Устойчивость и доходность бизнеса во многом определяются скоростью реакции на изменение предпочтений потребителя. Претендующему на успех предприятию требуется быстрее других перестраивать свою организацию для поддержания готовности удовлетворить потребности клиента. Стало необходимым резко сократить задержки и потери прохождения информации и знаний на предприятии. Скорость обращения знаний становится решающим фактором борьбы за конкурентные преимущества.

3. Требования к информации с точки зрения точности, своевременности, полноты и актуальности дополняются требованиями ее эффективного использования на всех уровнях управления. Имеется тенденция интеграции всех служб и информационных систем предприятия для непрерывного обеспечения менеджеров экономической информацией о положении дел и имеющихся возможностях на рынке.

Анализ перечисленных факторов показывает, что в современных условиях ведения бизнеса необходимы информационные технологии с принципиально новыми ориентациями. Информационные технологии должны способствовать разработке решений, позволяющих без потерь и искажений добывать, хранить, передавать и объединять знания. В связи с этим, все специалисты умственного труда, согласно концепции П. Друкера,попадают под категорию «Информационный работника» к которым предъявляются особые требования в области работы с информацией. Они должны самостоятельно определять свои потребности в информации, уметь грамотно её искать, структурировать, анализировать, представлять и передавать другим. Эти навыки активно используются в принятии управленческих решений, написании отчетов, подготовке публичных выступлений, тайм-менеджменте, осуществлении переговоров и других областях управленческой деятельности. С развитием информационных технологий процесс работы с управленческой информацией с одной стороны становится гораздо легче, с другой же возникает потребность в формировании у сотрудников не только информационной, но и компьютерной грамотности. Требуемый уровень как информационной, так и компьютерной грамотности зависит от профессиональной области специалиста и занимаемой им должности.

Роль ИТ в управлении персоналом

Существует четыре основных школы, описывающих, как функционируют организации и люди, работающие в них, и как управлять этими людьми: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (количественная школа). Целесообразно кратко проанализировать эти подходы с целью выявления того, что они привнесли в практику управления персоналом а также информационные технологии, которые помогали осуществлять наиболее важные управленческие функции. Управление персоналом и управление человеческими ресурсами прошло несколько стадий развития вслед за экономическими и социальными изменениями. В целом, этапы этого развития и информационные технологии, используемые для осуществления функций управления персоналом, представлены в таблице 1.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: