Виды товарных потерь, меры по их сокращению, порядок списания

    В магазине в процессе хранения и реализации возникают товарные потери. Они подразделяются на:

- естественную убыль

- актируемые потери.

    Естественная убыль представляет собой потери, связанные с физико-химическими свойствами товаров (усушка, распыл сыпучих товаров, разлив при перекачке и продаже жидких товаров и т.д.). Нормы естественной убыли дифференцированы в зависимости от времени года и климатических зон. Они установлены на товары, реализуемые в развес в процентах к их розничному обороту независимо от их срока хранения в магазине. Расчет естественной убыли проводится отдельно по каждому товару. При продаже штучных и фасованных товаров нормы естественной убыли не применяются. Естественная убыль списывается по фактическим размерам, но не выше установленных норм.

    В магазинах самообслуживания установлены дополнительные нормы списания потерь сверх норм естественной убыли (для продмагазинов – 0,4%).

    Актируемые потери образуются в результате небрежного обращения с товаром, неправильного их хранения (бой, лом, порча и т.д.). Они подразделяются на:

- нормированные

- ненормированные.

    К нормированным относится бой товаров, упакованных в стеклянную тару. Нормы боя установлены в процентах к сумме реализации как при транспортировке, так и при хранении. В пределах норм эти потери списываются по актам за счет издержек обращения.

    Ненормируемые потери также актируются и списываются за счет виновных лиц.         

    Списанные по актам товары должны быть уничтожены или переданы на промпереработку, на корм скоту с разрешения санитарного врача.

    Для снижения потерь необходимо:

- создать требуемые условия и режим хранения товаров

- обеспечить квалифицированную приемку товаров

- обеспечить аккуратное и бережное обращение с товаром

- обеспечить своевременность инвентаризации.

 

 

ГРУППЫ РАЗМЕЩЕНИЯ МАГАЗИНОВ.

    Эффективность работы магазинов зависит от наличия определенных функциональных помещений, которые должны обеспечивать необходимые условия для торгового обслуживания покупателей, удобства для работников и сохранность товарно-материальных ценностей. Устройство и планировка магазина зависят от ассортимента реализуемых товаров, торговой площади, методов продажи, степени подготовленности товаров к продаже.

    Помещения магазинов подразделяются на:

1.торговые помещения, занимающие центральное место в магазине. Они могут занимать 50-80% общей площади магазина. К ним относятся торговые и демонстрационные залы, столы заказов и упаковки товаров, помещения для оказания дополнительных услуг, кафетерии. От их удельного веса в общей площади и форм планировки во многом зависят экономические показателя деятельности магазина. Торговые помещения должны иметь связь с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже.

2. подсобно-оперативные помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже (приемочные, кладовые и т.д.). Эта группа помещений должна быть расположена так, чтобы исключить доступ посторонних лиц. Они не должны быть проходными.

 3. подсобно-вспомогательные помещения, предназначенные для хранения и ремонта оборудования и инвентаря, тары, хранения белья, упаковочных материалов, а также радиоузел, рекламные мастерские и т.п.

4. административно-бытовые помещения включающие кабинет директора, кабинеты специалистов, столовую, комнату отдыха, личной гигиены, санузлы, гардероб, душевые, актовый зал. Лучше чтобы они были расположены на другом этаже и чтобы был отдельный вход

5. технические помещения, предназначенные для размещения котельной, холодильного оборудования, вентиляционных устройств, электрощитовых, телефонных коммутаторов, ЭВМ, лифтовые шахты.

    Расположение помещений должно соответствовать схеме торгово-технологического процесса.

УСТРОЙСТВО И ПЛАНИРОВКА МАГАЗИНОВ.

       При планировке магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:

- обеспечение нормального движения покупателей в торговом зале и создание максимальных удобств для обслуживания;

- расположение торговых залов и помещений для подготовки товаров таким образом, чтобы по окончании рабочего дня они могли быть изолированы от других помещений;

- объединение помещений, входящих в одну группу, в единый блок;

- обеспечение внутримагазинного перемещения товаров кратчайшими путями и создание благоприятных условий для хранения;

- расположение административно-бытовых помещений таким образом, чтобы в них можно было пройти, минуя торговый зал и помещения для подготовки и хранения товаров;

- обеспечение хорошей обозримости торгового зала и возможности контроля.

       Основным помещением магазина, в котором завершается торгово-технологический процесс, является торговый зал, подразделяющийся на следующие функциональные зоны:

- вход и выход,

- расчетный узел,

- зоны размещения товаров,

- зоны движения потоков покупателей,

- зоны оказания дополнительных услуг.

       Наиболее рациональной формой планировки торгового зала является прямоугольник, приближенный к квадрату (1:1) – универсамы. На практике чаще всего встречаются торговые залы с соотношением сторон 1:2, 1:3, 1:4 и более. Встречаются: круглая, овальная, треугольная формы.

    Площадь торгового зала магазина подразделяется на площади:

- под торговым оборудованием,

- для выкладки,

- под узлы расчета,

- для покупателей,

- для дополнительного обслуживания покупателей.

    Площадь занятая торговым оборудованием (горками, холодильными прилавками, кассовыми кабинами и др.) – называется установочная площадь. Эффективность использования торговой площади характеризуется коэффициентом установочной площади (Куст), которая определяетсяотношением суммы площадей оснований оборудования (Побор) к площади торгового зала (Пт.з.):

Куст. =  х 100

Норма (0,27 – 0,32)

    Площадь для выкладки товаров, называется экспозиционной (демонстрационной) площадью, представляет собой сумму площадей всех плоскостей оборудования.

Коэффициент экспозиционной площади Кэксп. Исчисляется как отношение площадей всех элементов оборудования для выкладки товаров Пэксп. к площади торгового зала:

Кэксп. =  х 100

Норма (0,65 – 0,75)

    Площадь под узлами расчета включает площадь, занятую кассовыми кабинами проходы и резервную площадь. На 80-100 м = 1 кассовая кабина.

    В зависимости от площади и конфигурации торгового зала применяются следующие планировки:

- Линейная (одно и двухлинейные; Г- и П – образные планировки)

- Боксовая

- Островная

- Комбинированная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: