Организация приемки товаров по качеству и количеству

1. Организация приемки товаров в магазине.

2. Приемка товаров по количеству и ее документальное оформление.

3. Приемка товаров по качеству и ее документальное оформление.

4. Экспертиза продовольственных товаров.

 

1.Приемка товаров в магазине – важная составная часть торгово-технологического процесса. Она осуществляется материально ответственными лицами в соответствии с Положением о приемке товаров по качеству и количеству. Правила приемки товаров, установленные этим документом, применяются во всех случаях, когда иной порядок не предусмотрен стандартами, договорами, другими документами. Приемка товаров в магазине в строго определенной зоне (рампе) и обязательно оформляется документально.

2. В магазине товары принимаются по количеству и качеству. В зависимости от способа доставки и упаковки товаров определяется технология приемки поколичеству. Если товар доставлен в исправной таре, кроме проверки веса брутто, количества тарных мест, наличия маркировки, магазин вправе потребовать вскрытия тары и проверить массу нетто и количество единиц в каждом месте. По массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте товары принимаются одновременно со вскрытием тары, но не позднее 24 часов по скоропортящимся товаром, и 10 дней по не скоропортящимся товаром с момента их поступления.

    Приемка товаров по количеству производится путем сопоставления данных сопроводительных документов (счета фактуры, накладные, спецификация, упаковочные ярлыки) с фактическим наличием товаров. Если сопроводительный документ отсутствует, товар принимают по фактическому наличию на основе составления акта, в котором указывают, какие документы отсутствуют.

    При поступлении товара, который нельзя перевесить без тары, необходимо принять их в момент получения по весу брутто, а после продажи товара проверить вес тары. В случае расхождения фактического веса тары с трафаретными данными, результат проверки оформляется Актом назавестары. Акт о массе должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а из-под влажных товаров – немедленно после их освобождения.

    При обнаружении недостачи магазин должен приостановить дальнейшую приемку, поступившую партию товара хранить отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечивая при этом их полную сохранность. О выявлении недостачи составляется Акт за подписями лиц, принимавших товар. Магазин обязан по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружения недостачи (максимально в течение часа), по остальным – не позднее 24 часов направить поставщику по телефону вызов-уведомление. В нем указываются: наименование продукции, номер счета фактуры (накладной), характер недостачи, состояние пломб, количество недостающей продукции. Одногородний поставщик по скоропортящимся товарам обязан в течение 4 часов после получения вызова, по остальным товарам – не позднее следующего дня. Иногородний поставщик является не позднее последующих 3 дней после получения вызова-уведомления, не считая времени на дорогу. При неявке представителя-поставщика, также в случае если его явка не обязательна, составляет для приемки товаров по количеству комиссия с участием представителя местных органов государственной власти или представителя общественности торговой организации из числа лиц, утвержденных решением местного комитета.

    На право участия в приемке выдается разовое удостоверение, в котором:

1.Должны быть дата выдачи и номер его удостоверения, Ф.И.О.

2. Место работы и должность лица, выдавшего удостоверение.

3. Наименование покупателя, который выдал представитель.

4. Наименование товара на участие в приемке, которым уполномочен представитель (указывается конкретная партия товара).

5. Должно быть название вышестоящей организации.

6. Удостоверение должно быть заверено гербовой печатью.

7. Должна быть подпись руководителя предприятия, откуда выдавалось удостоверение.

8. Отметка о том, что представитель ознакомлен с правилами торговли, о чем ставит личную подпись.

Данное удостоверение является одноразовым.

Если для участия в приемке выделяется представитель общественности, то в удостоверении указывается также дата и номер решения профсоюзного комитета (проводится собрание, решения фиксируются в протоколе). На право приемки как представители общественности не могут быть назначены:

1) материально ответственные работники и подчиненные им лица;

2) работники, осуществляющие приемку, хранение и отпуск материальных ценностей (бухгалтера, товароведы, экономисты);

3) работники юридических служб.

    Руководитель предприятия не имеет право принимать участие в приемке товаров. В случае, когда вызов представителя-продавца не является обязательным(условие договора) проверка количества товара производится с участием компетентного представителя иного юридического лица, государственным контролирующим органом (Министерством торговли), а при отказе контролирующего органа проверка производится компетентным представителем местного органа управления (исполкомы – торговые отделы).

    С согласия поставщика приемка товара может быть осуществлена в одностороннем порядке. На выявленную недостачу составляют Акт по утвержденной форме. Если в процессе приемки выявлены излишки, также отражается в Акте. Акт подписывают все лица, участвующие в приемке товара. Лицо, не согласное с содержанием Акта, подписывает его с изложением собственного мнения.

    К Акту приемки товаров по количеству, в котором удостоверяются расхождения, должны быть приложены следующие документы:

1.копии сопроводительных документов;

2. упаковочные ярлыки, кипные карты, пломбы;

3. подлинный транспортный документ;

4. удостоверение представителя;

5. первичный Акт о приостановлении приемки, составленный в магазине при обнаружении недостачи.

    Акт должен быть утвержден руководителем (магазином) не позднее, чем на следующий день после его составления.

3. Одновременно с приемкой товаров по количеству принимают и по качеству. Товары, поступившие в исправной таре, принимаются по качеству и комплектности: при иногородней поставке не позднее 20 дней; при однегородней – 10 дней; по скоропортящимся – 24 часов.

    Скрытые производственные дефекты, при обнаружении, активируются. Акт об установлении расхождения должен быть составлен в течении 5 дней со дня обнаружения, но не позднее 4 месяцев с момента поступления товаров в магазине, а по товарам с гарантией – в пределах этого срока.

    Приемка осуществляется в соответствии с требованиями стандартов, технических условий, договоров, по сопроводительным документам, удостоверяющих качество. В удостоверении должны быть:

1)вышестоящая организация, выдавшая удостоверение, его адрес;

2) номер удостоверения;

3) дата его выдачи;

4) предприятие-изготовитель;

5) наименование товара;

6) на основе чего оно оформлено (ОСТ, ГОСТ);

7) подпись и гербовая печать.

    При обнаружении несоответствия качества требованиям нормативных и сопроводительных документов, магазин обязан приостановить приемку, обеспечить условия хранения, предотвращение ухудшения качества товара, хранить в отдельном помещении. Магазин должен уведомить поставщика в те же сроки и в том же порядке, что и при выявлении количественного расхождения. Одногородний поставщик должен явиться не позднее следующего дня, по скоропортящимся – не позднее 4 часов. Иногородний представитель – не позднее 3 дней после получения уведомления, не считая времени на дорогу. Представитель поставщика должен иметь удостоверение. При неявке представителя-поставщика или не обязательной его явке в состав комиссии для приемки по качеству включается эксперт (орган, осуществляющий государственный контроль качества товара – центры гигиены и эпидемиологии Министерства здравоохранения РБ, ЦСМС, государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации РБ). Он приглашается на основе договора. По доверенности представителя-поставщика приемка может осуществляться с участием компетентности представителя других предприятий. Возможна и односторонняя приемка товаров по качеству, если поставщик дал на нее согласие. Способы проверки и методы оценки качества выбираются в соответствии с требованиями нормативных документов и с учетом специфических особенностей товаров. При необходимости отбора проб об этом составляется Акт, который подписывается всеми членами комиссии. В день окончания приемки составляется Акт определенной формы, подписывается всеми членами комиссии. Лицо не согласное с содержанием Акта, подписывает согласно с положением своего мнения. К Акту должны быть приложены все необходимые документы.

4. С целью усиления защиты потребителя от некачественных товаров вопросом качества, поступающих, должно уделяться особое внимание. Для этого важно квалифицированно осуществлять экспертизу товаров, следить за сроками годности. Экспертиза осуществляется на основе договора илигарантийного письма. Договор может быть кратко- и долгосрочным.

    В гарантийном письме (заявке) должно быть указано: наименование товара, его количество, место нахождения, поставщики товаров, адрес, телефон заявителя экспертизы, сведения о вызове поставщика, если это предусмотрено договором.

    Задача экспертизы: гарантия оплаты за экспертизу, банковские реквизиты плательщика. Гарантийное письмо должно быть подписано руководителем и главным бухгалтером предприятия, их подписи заверяются гербовой печатью.  Заявки на выполнение работ по экспертизе регистрируются в специальном журнале. К специальным уполномоченным органом по осуществлению экспертизы по защите прав потребителя является Департамент экономического контроля при Совете Министерства РБ, Министерство здравоохранения РБ, Министерство торговли РБ, Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации РБ. Право проведения экспертизы дилигируется местным подразделением по защите прав потребителей: ЦСМС, санитарно-эпидемиологическим службам, торгово-промышленные палаты РБ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow