Иерархический персонализм Николая Онуфриевича Лосского (метафизика)

Лосский решил, что для христианского миропонимания необходимо разработать особую всеохватывающую метафизику.

 «В составе мирового бытия есть первозданная рациональная системность, онтологически ценная в высшей степени, т.к. она есть условие возможности одновременно и общения между индивидуумами, и свободы их друг от друга».

Лосский, не вводил Бога в мировое Всеединство, весьма настойчиво акцентировал роль общения и свободы в мировом бытии и придал особое значение ценности личности.

«Все то, что не имеет временной и пространственной формы, называется идеальным бытием, все то, что имеет временную или пространственно-временную форму. Реальное бытие может возникать и быть системным не иначе, как на основе идеального бытия. Чтобы подчеркнуть эту сторону своего учения о мире, Лосский называет свою метафизику идеал-реализмом.

Кроме идеального и реального бытия, есть еще бытие металогическое, т. е. стоящее выше законов тожества, противоречия и исключенного третьего, например Бог. Идеальное бытие есть предмет интеллектуальной интуиции (умозрения). Оно созерцается непосредственно в подлиннике; следовательно, дискурсивное мышление не противоположно интуиции, оно есть один из видов интуиции. Металогическое бытие есть предмет мистической интуиции»).

Лосский предпочитает ограничиваться словами о «приобщении [в интуиции] к абсолютной полноте Сверхмировой жизни под влиянием любви, в созерцании или творчестве красоты, в искании истины, в трудных положениях жизни». Важнейшим видом мистической интуиции Лосский считал религиозный опыт. Вера, на наш взгляд, может при таком подходе пониматься как необязательное условие для действия мистической интуиции.

«Познавательные акты совершает сверхвременный и сверхпространственный деятель, субъект. индивидуальное человече­ское я, творящее свои индивидуальные психические акты внимания, припоминания, желания и т. п. Будучи сверхвременным и сверх­пространственным, человеческое я есть идеальное бытие и может быть обозначено термином “субстанция” или лучше для большей ясности термином “субстанциальный деятель”. Не только познавательные акты, также и все другие деятельности, все события, т. е. всякое реальное бытие творится субстанциальными деятелями: пение мелодии, переживание чувств, желаний есть проявление какого-либо я».

«Субстанциальные деятели» таятся по ту сторону видимых вещей и которые являются действующими агентами, ответственными за происходящее в мире. Они постоянно взаимодействуют друг с другом, не являясь закрытыми друг по отношению к другу. Весь мир — это великое множество таких деятелей, которое охвачено высшим единством, в рамках которого координируется их активность. Если в мире разные уровни этой всеобщей координации, которые охватывают разные области мирового бытия. Души и тела являются результатом союзов некоторого (как правило, очень большого) числа субстанциальных деятелей, которые объединяются для достижения лучших результатов в собственном развитии, для более совершенной жизни под руководством деятеля более высокого ранга, становящегося привлекательным для деятелей более низкого. «Таким образом, получается иерархическая система, подобная системе армии с ее главнокомандующим, начальниками корпусов, дивизий и т. д. вплоть до унтерофицеров, которым подчинены солдаты»

Человеческий организм, управляется тем субстанциальным деятелем, которого он назвал человеческим «я». Ему подчинены многие другие менее развитые деятели, отвечающие за работу разных органов. Если они подчинены этому «я», то его воля и чувства влияют на состояние человеческого тела, как, впрочем, и на материальные процессы за пределами своего тела, чем, можно объяснять разного рода паранормальные явления. Смерть человека означает, что его «я» утрачивает контроль над подчиненными ему деятелями, отпускает их, после чего они в каком-то смысле «гуляют по Вселенной», пока не найдут других «я», к которым захотят присоединиться.

Весь мир подчинен высшему субстанциальному деятелю, который не является Творцом мира, а только его организатором, координирующим всех прочих, между которыми возникают симпатии, любовь, глубинное общение. Интуиция, согласно Лосскому, свидетельствует об этом общении, в ходе которого происходит вне поля нашего сознания обмен информацией, обнаруживающий себя в виде спонтанных прозрений таинственной сути вещей. Высший деятель, возглавляющий космическую систему, назван Мировым Духом. Это — не божественное существо, а сотворенное, как и все прочие субстанциальные деятели. Каждое тело во Вселенной, будь то звезда, планета и пр., имеет своего деятеля, ответственного за его жизнь, в том числе и Земля, которой, как он считал, руководит «Душа Земли», и планеты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: