Николай Онуфриевич Лосский о Боге и мире

Система мира, состоящая из множества деятелей, творчески самостоятельных в единых рамках космоса, «не может быть мыслима как носящая сама в себе основание своего существования. Она необходимо указывает за пределы самой себя на такое начало, которое не принадлежит к системе мира и вообще не есть система многих элементов, потому что система отношений предполагала бы существование еще более высокого начала, обосновывающего ее.

Лосский дополняет философские рассуждения о Боге данными религиозного опыта, как он их сам понял. «В интимном, особенно в молитвенном общении, это начало открывается как Живой Бог, как Личность… Бог открывается в религиозном опыте не только как абсолютная полнота бытия, но и как высшая абсолютно совершенная ценность, как само Добро, вернее Сверхдобро, именно — Любовь, Нравственное добро, Истина, Свобода, Абсолютная полнота бытия и жизни, Красота. Важнейшие стороны совершенства Бога выражаются в таких атрибутах, как Всемогущий, Всеблагой, Всеведущий, Вездесущий» (там же).

«Бог, Всемогущий, Всеблагой и Всеведущий, творит мир как систему существ, полную высочайшего смысла, именно состоящую из существ, способных творить при Его благодатном содействии высшее добро, Божественную полноту жизни. Такими существами могут быть только личности; следовательно, Бог творит только личности».

Собственно, только их и сотворил Бог, а не весь мир в целом. Они созданы свободными и творчески дееспособными, им Бог предоставил возможность продолжать творческую деятельность согласно своему разумению, желаниям и возможностям. Сотворенные субстанциальные деятели разделились на три основные категории. Первая — это те, кто возлюбил Бога; они образовали гармонично-светлое Царство Божье, где нет эгоистического самоутверждения и взаимного обособления. Вторые занялись самоутверждением знакомого всем земного характера и образовали сообщество тех, кто затем выработал пространственно-временные и материальные формы земного бытия, в которых продолжили свою дальнейшую деятельность. Они не лишены способности к взаимному сотрудничеству и совместному действию, хотя эгоистическое самоутверждение ограничивает их возможности и вносит вражду в созданный ими же весьма несовершенный мир. Третьи же отдались богоборческому бунту, стали бесами и создали себе преисподнюю.

Бог воздействует своей любовью и благодатью на наш земной мир, побуждая субстанциальных деятелей преодолевать свои эгоистические искушения и восходить к высшему миру Царства Божия, где эгоизм упразднен, а единодушная творческая деятельность таких личностных субъектов имеет соборный характер. Вхождение в этот соборный труд — достойная цель каждого творческого деятеля, возлюбившего святыню, истину, добро и красоту. Конечной целью жизни каждой личности является, достижение абсолютной полноты бытия. Первым и основным условием осуществления этой цели является участие личности в совершенной полноте жизни Самого Бога. Для этого Бог снизошел к нашему миру; Сын Божий совершил Воплощение и стал Богочеловеком.

«Богочеловек Иисус Христос интимно близок к нашему психо­материальному царству бытия благодаря своей земной жизни в Палестине. Благодатное воздействие Его на нас особенно облегчено, когда мы, становясь членами Его в Церкви, возглавляемой Им, живем и под современным влиянием Его, и под влиянием живого участия в Его жизни на земле, увлекательно изображенной в Евангелии и продолжающей существовать для нас конкретно в богослужении.

Сотрудниками Иисуса Христа в руководстве жизнью нашею служат ангелы и святые, члены Царства Божья. Во главе всего мира, как наиболее близкий Христу сотрудник Его, стоит тварное существо, Мировой Дух, Св. София. Дева Мария есть воплощение на земле Св. Софии, которая таким образом послужила делу воплощения Иисуса Христа.

Иррационализм Льва Шестова

Л. Шестов указал Бердяеву на неубедительность его мнения, что не всемогущий Отец ничего не может сделать с «нетварной свободой», тогда как Сын «высвечивает ее изнутри» и как-то справляется с нею. Для обоснования своих взглядов Бердяев ссылался на свой особый духовный опыт, уверял, что его настиг «прорыв из миров иных», чем и решаются все вопросы. Шестов возражал: «Очевидно, опыта и интуиции недостаточно».

Шестов назвал бердяевскую свободу «свободой порабощенной, парализованной гнозисом».

«Личность есть абсолютный экзистенциальный центр», «она гражданин Царства Божьего», - писал Бердяев, рискуя получить упреки в непомерном превознесении личности. «Богочеловечество готово превратиться в человекобожество», - заметил однажды Л. Шестов. Тем не менее Бердяев глубоко прав в том, что никто не вправе отказаться быть личностью и осуществлять «Божью идею» о самом себе.

 

 

Философско-антропологические идеи В.И. Несмелова

Человек в момент разрушения мира создаст себе «новое» тело своей собственной творческой силой. Тело это будет аналогично прежнему, хотя и станет превосходить его по своим качествам. Из какого материала оно будет составлено, этот вопрос не имеет значения: может в него войдут те элементы, которые были в земном теле, а может быть совершенно иные

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: