Лев Платонович Карсавин (1882-1952) об истории и о симфонических личностях

Вырос в семье балетмейстера, преподавателя и ведущего классического танцовщика Мариинского театра в Петербурге. С 1901 по 1906 гг. учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, после завершения обучения в университете Карсавин был оставлен «для приготовления к профессорской и преподавательской деятельности».

Историю понимал не как науку о прошлом, а как «науку о развитии человечества в целом», о том, что осуществилось в прошлом и настоящем и что могло бы или еще только сможет осуществиться в будущем.

Карсавин в «Философии истории» исходил из интуиции внутреннего родства исторического становления больших сообществ и душевной жизни отдельно взятого человека.

 В истории люди свободно созидают будущее, исходя из тех возможностей настоящего, которые созданы (и не разрушены) в прошлом. Поэтому следует ориентироваться на правильно понятую внутреннюю жизнь человека, на самопознание (понимание себя и своего места в историческом контексте), на единство познающего мир историка со многими другими людьми, которые были, есть и будут, чтобы выйти на понимание сообществ разных масштабов.

«Нет развития без субъекта развития. Но субъект не вне развития — в этом случае он бы нам совсем был не нужен, — а в самом развитии. Нет субъекта и развития, а есть развивающийся субъект»

В историческом развитии, раскрывается некоторый всепространственный и всевременной субъект. Он сверхиндивидуален. например Адам — субъект развития мировой истории. Или русский народ как многоединый субъект, имеющихся или уже исчезнувших народностей. Семья, род, сословие, класс являются индивидуализирующимися выражениями народа как охватывающего их высшего субъекта. Культура, соответственно, субъект более высокого ранга, индивидуализирующийся в охватываемых им народах, как, например, античная культура в греках и римлянах, а западноевропейская — в европейцах.

История Церкви начинается, с ее «стяженного» существования в дохристианский период общечеловеческой истории в самых разных культурах. Карсавин усматривал в них низшую ступень церковности человечества с какими-то ее «бессознательными качествованиями».

Карсавин признал Русскую Православную Церковь наиболее полным выражением церковности. Православная критика других исповеданий, как он писал, не означает отрицания того, что в них есть объективно ценного, а отрицает в них лишь их ограниченность. Карсавин признавал, что есть риск того, что и Православная Церковь по примеру католиков и протестантов пойдет по пути неоправданного ограничения себя и утраты вселенскости.

 «Симфоническая личность»

В работе «О Личности» Карсавин описал личность так: «Личность — конкретно-духовное или (что то же самое: не даром “личность” от “лица”) телесно-духовное существо, определенное, неповторимо-своеобразное и многовидное. Нет и не может быть личности без и вне множества ее моментов, одновременных и временно взаиморазличных».

Это описание предполагает, что каждая личность, во-первых, духовна и телесна: «Единство личности не что иное, как ее духовность», а множественность личности — «не иное что, как ее телесность». Во-вторых, личность существует не сама по себе, а в сложном многоплановом единстве с другими личностями. А, в-третьих, существует сложная иерархия личностей самого разного ранга.

Эти личности названы «симфоническими» или «соборными» (впрочем, нередко он говорит и о «социальных личностях»). Народ, церковная община, Церковь в целом, человечество — это «симфонические личности». Они образуют иерархическую структуру мира как личностного целого, как глобального всеединства. Высшие личности включают в себя низшие как свои «моменты» или «качествования».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: