А. Муравский, доктор экономики (аппарат Президиума Академии наук Молдовы)

Процессы демократизации общественной жизни и либерализации экономической деятельности, охватившие СССР в 80-х годах прошлого столетия, в полной мере протекали и в Республике Молдова. Еще до официального провозглашения независимости парламент Молдовы принял "Концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике" (1990) и утвердил "Программу перехода к рыночной экономике в ССР Молдова" (1991). Главный тезис данных документов заключался в том, что быстрая либерализация экономической деятельности обеспечит формирование высокоэффективной и конкурентоспособной экономики республики, а ее развитие будет направляться саморегулируемыми механизмами рынка. Весь переход к рынку согласно принятой программе должен был быть осуществлен в 1,5 - 2 года. Однако реальность оказалась гораздо суровей. Прошло уже более 15 лет со дня провозглашения независимости Республики Молдова и начала активной трансформации экономической системы, но говорить о полном достижении провозглашенных целей еще рано. Более того, Молдова является одной из беднейших стран Европы с высоким уровнем внешней задолженности, низким уровнем развития промышленности, постоянно растущей миграцией трудоспособного населения и все более увеличивающимся разрывом между бедными и богатыми. Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в 2005 году составил всего 860 долл. США, среднемесячная заработная плата - порядка 120 долл. США, а среднемесячная пенсия менее 40 долл. США. Все это объясняется действием множества как объективных, так и субъективных факторов, по-разному проявлявших себя на различных этапах развития молодого молдавского государства.

Основные этапы трансформации. Пятнадцатилетний период трансформации экономической системы Республики Молдова можно условно разделить на ряд этапов, содержание которых в значительной степени определялось политическими силами, находящимися у власти в эти годы.

стр. 92

Начало трансформации (1990 - 1993). Исходные условия для быстрого создания высокоэффективной экономики в Молдове были крайне неблагоприятны. В народнохозяйственном комплексе СССР Молдова специализировалась преимущественно на производстве продукции агропромышленного комплекса, доля которого в ВВП достигала 80%. Свыше 60% экономически активного населения занимались производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. В промышленном секторе высокий удельный вес занимали отрасли, ориентированные на производство продукции по заказу военно-промышленного комплекса СССР. Ко всему этому следует добавить, что республика не располагает собственными энергетическими и минеральными ресурсами (за исключением незначительных объемов ресурсов, необходимых для производства строительных материалов).

Таким образом, уровень развития экономики Молдовы в значительно большей степени, чем экономики других республик бывшего СССР, зависел от характера и уровня развития интеграционных связей с народнохозяйственным комплексом СССР. Завышенные представления о собственном национальном богатстве и недооценка значения интеграционных связей явилась первой причиной появления слишком оптимистичных прогнозов о сроках и цене перехода к рынку в условиях независимости. Но в результате либерализации цен, проведенной в СССР, в течение короткого времени кардинально изменились ценовые пропорции. Цены на основные ресурсы, потребляемые экономикой Молдовы, в первую очередь энергетические ресурсы, минеральные удобрения, сельскохозяйственные машины и оборудование, выросли на несколько порядков выше, чем цены на продукцию агропромышленного комплекса - основной составляющей экономики республики. Учитывая тот факт, что к моменту начала либерализации цен Молдова по-прежнему оставалась в единой рублевой зоне, у нее не было практически никаких инструментов, позволявших сгладить негативное влияние этого фактора. В результате основные предприятия страны были финансово обескровлены, инфляция к 1993 году достигла 1200%, экономика оказалась на грани полного разрушения. Ситуация усугублялась политической напряженностью, территориальным расчленением страны в результате приднестровского конфликта. Таков общий фон первого этапа, охватившего период 1990 - 1993 годов.

В этих условиях Молдова сосредоточила свои усилия на формировании законодательной базы рыночной экономики, проведении радикальных реформ в экономической сфере, а также утверждении страны как независимого государства на международной арене.

Именно в этот период были приняты основные законы, определившие направление и ход экономических реформ на последующее десятилетие.

стр. 93

О значимости этих правовых актов говорит тот факт, что периодическая смена политических сил, находящихся у власти, приводила только к изменению темпов проводимых реформ, однако не меняла стратегического курса, избранного Молдовой в начале 90-х годов. К наиболее значительным законам этого периода относятся Земельный кодекс, впервые в СНГ закрепивший право крестьян на частную собственность на землю, законы о приватизации, о Национальном банке, о внешнеэкономической деятельности и другие.

В практическом плане экономические реформы осуществлялись по следующим основным направлениям:

* макроэкономическая и финансовая стабилизация. Наиболее значимым шагом явилось введение национальной валюты, что позволило проводить самостоятельную финансово-денежную политику и в течение года снизить уровень инфляции с 1200% (1993 г.) до 104,3% (1994 г.);

* разгосударствление собственности путем преобразования государственных предприятий в акционерные общества и их подготовка к массовой приватизации за боны народного достояния;

* либерализация внутренней и внешней торговли, отказ от централизованного распределения ресурсов и переход к системе свободных контрактных отношений.

В результате предпринятых действий в течение короткого периода в Молдове была обеспечена относительная финансовая и макроэкономическая стабилизация, сформированы базовые институты рыночной экономики, в формировании ВВП все большую роль стал играть частный сектор, в первую очередь, в сфере услуг. Однако положительные изменения структурного характера не смогли остановить общий экономический спад и резкое ухудшение жизненного уровня населения. Во взаимоотношениях между экономическими агентами и государством, а также в экспортно-импортных операциях все больший удельный вес стали занимать бартерные сделки и взаимозачеты. Возникли проблемы с выплатой заработной платы и пенсий.

Все это вкупе с серьезными политическим просчетами, прежде всего, в сфере межнациональных отношений, привело к росту социальной напряженности и, как следствие, замене более радикальных как в экономическом, так и политическом смысле сил на более умеренных и прагматичных. В 1994 г. в результате выборов большинство в парламенте завоевали представители Аграрно-демократической партии Молдовы (АДПМ) и Блока Социалистической партии и Движения за равноправие "Единство". Тем самым был начат второй этап трансформации.

стр. 94

Осторожный прагматизм (1994 - 1998). Отсутствие видимых положительных результатов первого этапа реформ, высокий уровень социальной и межнациональной напряженности, а также недостаток необходимого опыта и знаний вынудили Молдову предпринять в этот период ряд весьма противоречивых действий. Если в политическом смысле (остановка опасной тенденции усиления межнациональной напряженности, решение гагаузской проблемы, укрепление связей Молдовы с международными организациями) он может характеризоваться в целом положительно, то в области социально-экономических реформ не все так просто. Большинство отечественных и зарубежных экспертов характеризуют данный этап, как этап "торможения реформ и стабильной депрессии"1. И эта оценка во многом справедлива, несмотря на тот факт, что в законодательном и институциональном плане Молдова достигла в этот период значительного прогресса.

Прежде всего, следует отметить, что в 1994 г. была принята новая Конституция страны, в которой экономика республики определяется как "рыночная, социально ориентированная, основанная на частной и публичной собственности и свободной конкуренции"2. Принцип свободной конкуренции, согласно этому и другим положениям Конституции, носит общий характер и распространяется на все субъекты публичной и частной собственности, а потому можно говорить о конституционном признании их равенства в правах. В этот же период были приняты законы о защите и поддержке малого бизнеса, об акционерных обществах, о зонах свободного предпринимательства, о рынке ценных бумаг, о банкротстве и другие, направленные на укрепление механизмов рыночной экономики. Одновременно шло укрепление институциональных структур рынка (коммерческие банки, инвестиционные фонды, фондовая и товарная биржи и т.п.). В этот период также была проведена массовая приватизация публичной собственности, и частный сектор стал доминирующим. Молдова получила существенную поддержку от международных финансовых организаций и стала называться флагманом экономических реформ на пространстве СНГ.

Однако уже с 1996 г. эти оценки стали все более осторожными. Принятие прогрессивных законов не подкреплялось конкретными действиями по реструктуризации крупных промышленных предприятий, практически была остановлена аграрная реформа. Реформа совершенно не затронула

1 Гудым А., Республика Молдова и Европейский Союз как партнеры. Центр стратегических исследований и реформ. Кишинев 2002; Молдова: основные экономические проблемы и задачи. Справочные материалы для круглого стола ПРООН. Центр социальных и экономических исследований. Группа авторов под рук. М. Домбровского. Кишинев-Варшава, 2003.

2 Конституция Республики Молдова, ст. 126 (1).

стр. 95

социальную сферу, что только ухудшало ее состояние. В основе такой политики лежал осторожный прагматизм большинства представителей правящей аграрной партии, выражающей интересы достаточно консервативного по своей природе сельского населения и, в первую очередь, руководителей и специалистов коллективных хозяйств. Однако в условиях трансформации данный прагматизм сыграл отрицательную роль. Преобладание корпоративных интересов, неправильно применяемый тезис о необходимости государственной поддержки сельского хозяйства породил практику систематического списания долгов крупных предприятий, расширения сферы применения системы взаимозачетов в отношениях с государственным бюджетом. В результате к 1998 г. более половины государственного бюджета представляли "виртуальные" денежные средства. Как результат, лавинообразно росли долги по выплате заработной платы и пенсий, достигшие к концу 1998 г. почти годового объема. Рейтинг Молдовы по основным социально-экономическим показателям неуклонно снижался. В результате на парламентских выборах 1998 г. правящая АДПМ даже не преодолела установленный законом 4% барьер и не попала в парламент. Новые политические силы начали новый этап трансформации.

Интенсификация реформ (1999 - 2000). В результате парламентских выборов 1998 г. ни одна из представленных в парламенте политических групп не обладала количеством мандатов, необходимых для самостоятельного формирования правительства. В результате длительных переговоров был сформирован правоцентристский Альянс за демократию и реформы, который и утвердил правительство. Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ), имевшая 40% депутатских мест, осталась в оппозиции. Учитывая крайне тяжелое состояние молдавской экономики, прекращение полноценного сотрудничества с международными финансовыми организациями, а также программные положения сформировавших правительство политических организаций, новое правительство провозгласило курс на интенсификацию реформ в направлении ускоренной либерализации экономики.

Основное внимание в этот период было обращено на структурное реформирование экономики, усиление роли частной собственности в реальном секторе экономики и укрепление финансовой дисциплины.

Для достижения поставленных целей с различной степенью результативности были осуществлены радикальные преобразования по следующим ключевым направлениям:

* проведена административно-территориальная реформа, в результате которой вместо 32 районов было создано 10 уездов. Таким образом, была создана основа для повышения степени финансовой устойчивости

стр. 96

регионов, местного самоуправления и перехода к европейским принципам регионального развития;

* отменена практика предоставления государственных гарантий по кредитам, выдаваемым экономическим агентам;

* ограничена до 10% доля взаимозачетов в бюджетных поступлениях с принятием программы полной ликвидации этой практики;

* начат переход к системе прямых социальных компенсаций наиболее нуждающимся слоям населения;

* проведена массовая приватизация земли и реорганизация коллективных сельскохозяйственных предприятий;

* проведена приватизация предприятий электроэнергетического комплекса;

* восстановлены отношения с международными финансовыми организациями и достигнута договоренность о реструктуризации значительной части внешнего долга.

Однако эффект от принятых мер в значительной степени был снижен под влиянием регионального финансового кризиса, охватившего большинства стран СНГ в конце 1998 г. Главными его последствиями для Молдовы были девальвация национальной валюты более чем в два раза, трехкратное сокращение валютных резервов страны, более чем двукратное снижение экспорта и скачок инфляции до более чем 40%. Однако, можно сказать, что благодаря принятым ранее вышеназванным мерам ситуацию удалось удержать под контролем. Более того, уже со второй половины 1999 г. начался рост ВВП, который продолжается до настоящего времени.

Однако высокая социальная цена проводимых реформ, отсутствие политического согласия между политическими силами Альянса за демократию и реформы, а также конфликт между парламентом и президентом привели к отставке правительства и проведению в 2001 г. досрочных парламентских выборов, в результате которых политическая расстановка сил в стране кардинально изменилась. Убедительную победу одержала ПКРМ, получившая 71 из 101 депутатских мандатов. Начался новый, самый противоречивый этап в истории трансформации молдавской экономики.

Поиск новой модели трансформации. Победа ПКРМ на выборах 2001 г. в значительной мере объясняется как плачевным состоянием экономики и низким уровнем жизни населения, так и привлекательностью предвыборной платформы коммунистов, включающей такие ожидаемые большинством населения положения, как:

* вступление Молдовы в союз Россия - Белоруссия;

* восстановление системы здравоохранения и социального обеспечения советского типа;

стр. 97

* укрепление роли государства в экономике, вплоть до введения государственной монополии в базовых секторах промышленности и энергетики;

* поддержка коллективных форм организации сельскохозяйственного производства;

* защита отечественного производителя;

* создание новых рабочих мест и регулярное повышение заработной платы и пенсий.

Первые действия новой власти подтверждали ее стремление последовательно выполнять программные положения. С помощью чисто административных мер начала укрепляться финансовая дисциплина и усилилась борьба с контрабандой, что позволило увеличить денежные поступления в бюджет и финансирование социальных программ. Под лозунгом восстановления справедливости были пересмотрены итоги приватизации ряда крупных объектов, контракты на приватизацию аннулированы, и предприятия возвращены в собственность государства. Усилилось административное и идеологическое давление на крупных, в первую очередь, зарубежных инвесторов. В аграрной сфере преимущественное внимание стало уделяться вопросам консолидации сельскохозяйственных земель путем образования крупных коллективных хозяйств в форме производственных кооперативов. Была остановлена административно-территориальная реформа и осуществлен возврат к старой районной схеме деления республики. Государство все чаще применяло ограничительные меры в сфере регулирования предпринимательской и внешнеэкономической деятельности. Все это вызвало настороженность, как со стороны инвесторов, так и со стороны международных финансовых организаций. Отношения с Международным валютным фондом и Всемирным банком были практически заморожены.

В то же время в этот период был осуществлен ряд кардинальных реформ и, прежде всего, осуществлен переход на страховую медицину, проведена реструктуризация и приватизация ряда крупных промышленных предприятий, начала формироваться система микрокредитования предприятий малого бизнеса. Продолжилась работа по совершенствованию законодательной базы рыночной экономики. Был принят Гражданский кодекс, окончательно закрепивший ведущее место частной собственности в системе экономических взаимоотношений. Во внешней политике был четко сформулирован курс на европейскую интеграцию, и началась практическая работа по его реализации.

Данные о развитии страны за период 2001 - 2005 годов (таблица 1), казалось бы, подтверждают правильность принятых мер. Однако анализ

стр. 98

факторов, оказавших наиболее существенное влияние на положительную динамику развития экономики республики, показывает, что данный рост обусловлен в большей степени действием внешних факторов, чем результатами внутренней политики государства. Во-первых, после финансового кризиса 1998 г. начала стабилизироваться экономика главных торговых партнеров Молдовы по СНГ, и в первую очередь России, что повлекло за собой рост их потребности в молдавских товарах. Во-вторых, с 2000 г. наблюдается интенсивно растущий отток молдавских граждан на заработки за рубеж и соответственно растет объем поступающих от них денежных переводов.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: