Основные показатели развития экономики Республики Молдова за 2001 - 2005 годы

Показатели 2001 2002 2003 2004 2005
Валовой внутренний продукт (в % к предыдущему году) 106,1 107,8 106,6 107,3 107,1
Индекс потребительских цен (в % к предыдущему году):          
среднегодовой 109,6 105,2 111,6 112,4 111,9
на конец года 106,3 104,4 115,7 112,5 110,0
Обменный курс национальной валюты по отношению к доллару США:          
среднегодовой 12,9 13,6 13,9 12,3 12,6
на конец года 13,1 13,8 13,2 12,5 12,8
Экспорт (в % к предыдущему году) 119,9 113,8 122,7 124,7 110,8
Импорт (в % предыдущему году) 114,9 116,3 135,1 126,1 130,7
Торговый баланс (млн. долл. США) -327,0 -394,0 -612,0 -783,0 -1221,0
Продукция промышленности (в % к предыдущему году) 113,7 110,8 115,6 108,2 106,3
Продукция сельского хозяйства (в % к предыдущему году) 106,4 103,4 86,4 120,8 101,0
Инвестиции в основной капитал (в % к предыдущему году) 111,0 111,0 107,0 108,0 109,0
Среднемесячная реальная заработная плата (в % к предыдущему году) 122,0 121,0 115,0 110,0 107,0

 

 

-----

Источник: Национальное бюро статистики.

К 2005 г. Молдова вышла на второе место в мире по соотношению объема денежных поступлений от мигрантов и ВВП (27%). Сумма денежных переводов оценивается в 1 млрд. долл. США, что сопоставимо с

стр. 99

размером государственного бюджета. Данные денежные средства вызывают рост потребительского спроса, удовлетворяемого в основном за счет импорта, и соответственно рост налоговой составляющей ВВП, превысившей в 2005 г. 14%.

Однако положительное влияние приведенных факторов недостаточно для гарантированного устойчивого развития экономики. Основанием для такого заключения является развитие ряда негативных тенденций, способных свести на нет достижения последних лет и вернуть экономику в период глубокого экономического кризиса. Главным минусом проводимой экономической политики является ее неспособность изменить качество экономического роста. На протяжении пятилетия практически не меняется структура ВВП, характерная для малоразвитых стран. Ведущее место в структуре ВВП продолжает занимать сельское хозяйство. Доля промышленности практически не меняется, оставаясь на уровне 14 - 16%. Растет доля чистых налогов на производство и импорт. Рост экономики происходит преимущественно за счет роста внутреннего потребительского рынка, обусловленного притоком валюты из-за рубежа. И в то же время число занятых в экономике постоянно сокращается. За последние пять лет это сокращение превысило 200 тысяч человек. В результате растущей миграции в ряде отраслей возник дефицит трудовых ресурсов, в первую очередь квалифицированных рабочих и специалистов. Это становится серьезным препятствием на пути реализации крупных инвестиционных проектов. Масса валюты, поступающей из-за рубежа, а также рост заработной платы, опережающий рост производительности труда, приводят к значительной инфляции, которая бьет в первую очередь по малообеспеченным гражданам.

Начиная со второй половины 2004 г., наблюдается постоянное сокращение темпов роста промышленного производства. В 2005 г. получен самый низкий за последние пять лет темп прироста промышленного производства. За восемь месяцев 2006 г. отмечен спад на более чем 7%. Это вызвано как ограничениями на ввоз молдавской сельскохозяйственной и винодельческой продукции на российский рынок, так и практически полным исчерпанием внутренних ресурсов и отсутствием притока реальных прямых иностранных инвестиций.

В итоге, после четырехлетней попытки обеспечить развитие страны путем активного вмешательства государства в экономику, правящая ПКРМ провозгласила новую экономическую политику, ориентированную на полную либерализацию и стимулирование частного предпринимательства, интенсификацию процесса приватизации оставшейся публичной собственности и привлечение иностранных инвесторов. Главное внимание

стр. 100

в проведении новой экономической политики должно быть уделено ускорению структурных реформ по следующим основным направлениям.

Основные направления структурной реформы. Предприняты новые шаги по реформированию отношений собственности и развитию предпринимательства. Реформа отношений собственности в Республике Молдова берет свое начало с 1991 г. после принятия парламентом Закона о приватизации. В соответствии с данным законом приватизация большинства объектов публичной собственности (за исключением объектов, имеющих стратегическое значение: объекты энергетического комплекса, телекоммуникации, винодельческой и табачной промышленности и другие) осуществлялась за боны народного достояния, распределявшиеся между гражданами республики в зависимости от их трудового стажа. Боны в последующем обменивались на акции приватизируемых предприятий, акции приватизационных инвестиционных фондов или использовались в качестве платежного средства при приватизации квартир. Таким образом, при проведении приватизации принцип социального равенства превалировал над принципом экономической целесообразности. В боновой приватизации приняло участие более 3,2 млн. человек, т.е. практически все взрослое население республики. За боны народного достояния было приватизировано 2235 различных предприятий. Положительным в таком подходе было то, что в течение всего 2-х лет удалось ликвидировать монополию государства в большинстве отраслей экономики, сформировать частный сектор и заложить основы рынка ценных бумаг. К негативным последствиям следует отнести потерю управляемости предприятиями в силу отсутствия навыков корпоративного менеджмента, отсутствие финансовых ресурсов у новых "собственников", которые могли бы использоваться в форме инвестиций. В результате предприятия получили новых "собственников"-акционеров, не располагавших ни ресурсами, ни навыками для эффективного управления. Ситуация усугублялась общим экономическим и финансовым кризисом в республике. Таким образом, излишне оптимистические ожидания быстрого повышения эффективности экономики в результате массовой приватизации государственной собственности не оправдались.

Массовая приватизация практически завершилась к концу 1995 г., и далее основным способом приватизации стала продажа объектов государственной собственности путем проведения открытых аукционов, инвестиционных конкурсов и приватизации по индивидуальным проектам. В результате реализации двух последовательных программ приватизации к 2001 г. вклад предприятий с частной и смешанной формой собственности в формирование ВВП превысил 70%. Однако в собственности государства осталось еще много объектов - как крупных предприятий табачной,

стр. 101

винодельческой, фармацевтической промышленности, транспорта, телекоммуникаций, энергетического комплекса, так и акций (долей) государства в различных коммерческих обществах. Часть этих объектов может быть приватизирована, часть следует оставить в собственности государства в силу их стратегического значения или социальной значимости. В то же время, следует максимально использовать возможности рыночных механизмов для повышения эффективности как процесса приватизации, так и управления публичной собственностью. Для решения этой задачи подготовлен специальный закон об администрировании и разгосударствлении публичной собственности, в соответствии с которым наряду с приватизацией должны применяться такие методы разгосударствления, как концессия, аренда и публично-частное партнерство.

Одновременно с этим все больше внимания уделяется развитию и поддержке предпринимательства, и в первую очередь малому и среднему бизнесу, на долю которого приходится 98% всех действующих в Молдове предприятий. В этих целях в 2006 г. правительство утвердило Стратегию поддержки развития малых и средних предприятий на 2006 - 2008 годы. Главное внимание, согласно стратегии, должно быть уделено:

* либерализации предпринимательской деятельности путем упрощения процедуры регистрации новых предприятий, сокращения числа регламентирующих документов, лицензий и разрешений на осуществление деятельности;

* упрощению бухгалтерского учета, налогообложения, статистического учета и отчетности для предприятий малого и среднего бизнеса;

* развитию системы информационного и консультационного обслуживания предпринимателей;

* расширению возможностей доступа предпринимателей к финансовым ресурсам, в том числе за счет развития институтов микрофинансирования, заемно-сберегательных ассоциаций и кредитных кооперативов;

* развитию новых форм малого и среднего бизнеса, в том числе бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационных кластеров.

Аграрная реформа. Сельское хозяйство традиционно является базовым сектором экономики Молдовы. Здесь занято 45% экономически активного населения. Сельское хозяйство вместе с пищевой промышленностью и производством напитков обеспечивает более 2/3 экспортных поступлений республики. В связи с этим аграрная реформа имела исключительное значение для реформирования экономической системы в целом. И именно поэтому методы, использованные при проведении аграрной

стр. 102

реформы, а также ее результаты до сегодняшнего дня являются объектом множества дискуссий среди отечественных и зарубежных специалистов.

Как уже указывалось выше, аграрная реформа в Молдове берет свое начало с 1992 г., года вступления в действие нового Земельного кодекса, впервые в СНГ юридически закрепившего право частной собственности на сельскохозяйственные земли и предусматривавшего механизм приватизации земли. Как и при приватизации государственной собственности в неаграрном секторе, в основу приватизации земли был положен принцип социальной справедливости. В соответствии с ним практически все сельское население получило право на земельную долю, распределяемую среди всех участников приватизации поровну. В результате средний размер земельной доли, полученной участниками приватизации, составил всего 1,8 га. Одновременно происходила приватизация имущества колхозов и совхозов путем выдачи сертификатов на долю имущества, определяемую трудовым стажем работы на предприятии. В соответствии с Земельным кодексом собственники земельных долей имели право на выделение земельного участка в натуре и получение своей доли имущества с целью организации индивидуального фермерского хозяйства. Однако до 1998 г. приватизация сводилась в основном к преобразованию колхозов и совхозов в акционерные общества, производственные кооперативы и ассоциации крестьянских хозяйств с выдачей крестьянам земельных и имущественных сертификатов.

Таким образом, приватизация носила в большей степени виртуальный характер и не изменила коллективной формы организации сельскохозяйственного производства. Сохранение коллективной формы ведения производства и старых методов управления и финансирования аграрного сектора, усиленных лоббированием корпоративных интересов представителей правящей АДПМ, не дало возможности улучшить ситуацию в аграрном секторе. Более того, сельскохозяйственные предприятия продолжали генерировать долги, сумма которых достигла к 1998 г. почти 3 млрд. лей (600 млн. долл. США), превысив стоимость активов предприятий.

В связи с этим в 1998 г. правительство Молдовы при финансовой поддержке Агентства по международному развитию США (USAID) начало реализацию Национальной программы "Земля" и в течение двух лет провело наделение крестьян землей с выдачей титулов на землю, осуществило реструктуризацию долгов сельскохозяйственных предприятий и их реорганизацию в частные предприятия. В результате выполнения программы 99% сельскохозяйственной земли было приватизировано, более одного миллиона сельских жителей получили земельные участки, 1034 коллективных хозяйства завершили приватизацию и 864 коллективных

стр. 103

хозяйства были ликвидированы1. Таким образом, первый этап аграрной реформы - приватизация земли и реорганизация коллективных хозяйств занял в Молдове более 8 лет.

В результате проведения аграрной реформы и массовой приватизации предприятий неаграрного сектора существенно изменилась соотношение между предприятиями публичного и частного сектора (таблица 2).

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: