Количество зарегистрированных экономических агентов по формам собственности

  1998 г. 2001 г. 2005 г.
Зарегистрированные предприятия, всего 92994 106941 128363
в том числе:      
публичной собственности 10309 4319 4503
частной собственности 80927 99782 119577
предприятия со смешанной (публичной и частной) формой собственности 394 624 548
иностранные предприятия 450 816 1555
совместные предприятия 914 1400 2180

 

 

-----

Источник: Национальное бюро статистики.

Кроме указанных в таблице предприятий в республике существует также свыше 250 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных в местных органах управления и не включенных в единый государственный регистр предприятий.

Оптимизация отраслевой структуры экономики. В процессе перехода к рыночной экономике в республике произошли серьезные структурные изменения отраслевой структуры экономики. На протяжении ряда лет наблюдается сокращение доли аграрного сектора в ВВП, которая в 2005 г. составила 14,3%. В основном это происходило за счет повышения удельного веса сектора услуг, достигшего в 2005 г. 36,7% ВВП. Данные изменения свидетельствуют об укреплении рыночных механизмов и оцениваются положительно как отечественными, так и зарубежными экспертами. В то же время, к негативной стороне структурных изменений следует отнести снижение роли промышленного сектора. Если в 1989 г. промышленность обеспечивала порядка 60% ВВП, то к 1996 г. она снизилась до 26%, а в 2005 г. составила всего 14,9%. Это произошло как за счет фактического отделения Приднестровья, где в советский период было

1 Думбравяну Д., Флик Р., Муравский А., Шапа С, Танасе К., Урегулирование долгов коллективных хозяйств (Исследование на примере Молдовы). Национальная программа "Земля", Центр реформ частного бизнеса. Кишинев, 2000.

Стр. 104

сконцентрировано 37% промышленного потенциала республики, так и за счет общего падения промышленного производства. Наиболее слабыми сторонами промышленного сектора республики являются:

* высокий удельный вес промышленности, ориентированной на переработку сельскохозяйственного сырья с низкой добавленной стоимостью;

* низкий удельный вес и темпы развития наукоемких и высотехнологичных отраслей;

* слабая диверсификация рынков сбыта промышленной продукции;

* низкая подготовка руководителей и специалистов в области корпоративного менеджмента, создания и управления системами качества;

* высокий уровень физического и морального износа промышленного оборудования;

* недостаточная развитость промышленной инфраструктуры.

Для исправления сложившейся ситуации и повышения роли промышленности в сентябре 2006 г. правительство утвердило Стратегию развития промышленности Молдовы на период 2006 - 2015 годы.1 В качестве главной цели Стратегии определено формирование эффективного и конкурентоспособного промышленного сектора, основанного на современных наукоемких технологиях в соответствии с европейскими стандартами. Реализация стратегии должна привести к:

* увеличению удельного веса промышленности в формировании ВВП;

* росту объемов экспорта промышленного производства;

* максимальному удовлетворению потребностей внутреннего рынка в промышленных товарах и услугах собственного производства;

* увеличению числа работников, занятых в промышленности.

В отличие от предыдущих документов аналогичной направленности новая Стратегия ориентирована не столько на поддержку отдельных определенных государством в качестве приоритетных отраслей, сколько на создание условий для развития промышленного сектора в целом и формирование его структуры под действием рыночных механизмов. Государственное финансирование будет использовано преимущественно на подготовку высококвалифицированных инженерно-технических специалистов и рабочих, выполнение научно-исследовательских работ и инновационный процесс, развитие инфраструктуры и, в первую очередь, для создания индустриальных парков, свободных экономических зон промышленного характера и бизнес-инкубаторов.

1 Стратегия развития промышленности на период 2006 - 2015 годы. Мониторул офичиал ал Републичий Молдова, N164 - 167, ст. 1243.

Стр. 105

Одновременно с этим, государственная политика предполагает дальнейшую либерализацию предпринимательской деятельности, налоговое стимулирование инвестиционной деятельности, а также развитие предприятий промышленности в сельских районах республики. В целях стимулирования инновационной деятельности предусматривается разработка законодательства, обеспечивающего осуществление инвестиционной деятельности посредством системы фондов риска. Последовательное выполнение программы реализации Стратегии должно обеспечить ежегодный темп роста промышленного производства в пределах 10 - 12%, что позволит усилить роль промышленности и придать экономике республики более современный характер. В соответствии с прогнозом к 2015 г. доля промышленности в ВВП должна достичь 22% при сокращении доли сельского хозяйства до 13%.

Сокращение доли сельского хозяйства в структуре ВВП отнюдь не означает, что данному сектору будет уделяться меньше внимания. Однако, учитывая состояние и специфику сельского хозяйства, среднегодовые темпы роста его производства в следующее десятилетие прогнозируются в пределах 3 - 5%. Но и для выполнения этой задачи сектор нуждается в серьезном реформировании.

Прежде всего это касается организационно-правовых форм. После завершения массовой приватизации земли и реорганизации коллективных хозяйств плачевное состояние сельского хозяйства стали объяснять высоким уровнем раздробленности земельных участков, появлением мелких фермеров, не способных применять современные технологии. Однако такое объяснение не вполне корректно.

Во-первых, наибольший спад сельскохозяйственного производства в республике происходил в период 1993 - 1997 годов, когда главными производителями продукции являлись крупные коллективные хозяйства. Как уже указывалось выше, к 1998 г. они накопили долги в сумме, превышающей стоимость активов, то есть стали полными банкротами. После завершения приватизации наблюдается пусть малый, но ежегодный рост объемов производства сельскохозяйственной продукции.

Во-вторых, одновременно с приватизацией происходил и процесс консолидации земли, так как многие собственники передали свои участки в аренду новым частным предприятиям: акционерным обществам, обществам с ограниченной ответственностью, фермерским хозяйствам. В настоящее время на долю мелких (до 10 га) фермерских хозяйств и приусадебных участков приходится 40% обрабатываемой земли, но при этом они производят порядка 75% всего объема сельскохозяйственной продукции. Мелкие фермеры имеют лучшие показатели по уровню производительности труда, продуктивности земли и затратам на производство.

Стр. 106

Главнейшим их недостатком является низкий уровень товарности (в пределах 10%), что объясняется как необходимостью использовать значительные объемы продукции для собственного пропитания, так и неразвитостью объектов рыночной инфраструктуры, ориентированной на эту категорию производителей.

Общим недостатком, характерным для всех типов предприятий аграрного сектора, является высокий удельный вес (до 70%) малодоходных, прежде всего зерновых, культур в структуре посевов, низкий уровень технологии производства, отсутствие финансовых средств для применения удобрений и современных средств защиты. Если в 1990 г. на один гектар посевных площадей вносилось 136 кг минеральных удобрений и 5,6 тонн органических, то к 2005 г. эти показатели снизились соответственно до 22 кг и 0,1 тонны. В результате всех этих факторов урожайность большинства сельскохозяйственных культур за 15 лет снизилась в 2 - 3 раза.

В целях обеспечения развития аграрного сектора в постприватизационный период в 2006 г. правительство утвердило Стратегию развития агропродовольственного комплекса на период 2006 - 2015 годы. Данная стратегия отошла от проводившейся последние 4 года идеи поддержки крупных предприятий коллективного типа и предусматривает создание равных условий для всех типов сельскохозяйственных производителей. Аграрная политика государства согласно стратегии должна быть нацелена в первую очередь на развитие инфраструктуры в сельской местности, создание сети пунктов ветеринарного и агрохимического обслуживания, поддержку научных исследований в сфере сельского хозяйства. Одновременно предусматривается дальнейшее расширение государственного финансирования для компенсации капитальных инвестиций при закладке многолетних насаждений, а также постепенный переход к системе прямого субсидирования фермеров, основанной на практике стран Европейского союза.

Ускоренный переход к более эффективной отраслевой структуре экономики в Молдове должен быть также обеспечен реализацией ряда уже принятых или находящихся в стадии разработки документов, главными из которых являются: Стратегия привлечения инвестиций и продвижения экспорта, Национальная стратегия регионального развития, Национальная программа "Молдавское село" и другие.

Заглавие статьи Шведская модель
Автор(ы) Алексей Волков
Источник Эксперт, № 22, 11 июня 2007, C. 105-108
Рубрика
  • ШВЕЦИЯ
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 15.3 Kbytes
Количество слов 1852
Постоянный адрес статьи http://idp.nwipa.ru:2222/browse/doc/12157285

Шведская модель

Автор: Алексей Волков

Алексей Волков (Ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, кандидат экономических наук)

Этот термин использовался в различных значениях в зависимости от того, какой смысл в него вкладывали

Совместный проект журнала "Эксперт" и Swedbank

Термин "шведская модель" появился в конце 60-х годов, когда в Швеции стало наблюдаться успешное сочетание быстрого экономического роста с обширными политическими реформами на фоне относительной социальной бесконфликтности. Этот имидж успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Шведская модель отождествлялась с наиболее развитой формой государства благосостояния.

Но смысл у этого, теперь уже устойчивого, словосочетания был разный и зависел от того, на что именно больше обращал внимания тот, кто его употреблял. С одной стороны, отмечался смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладание частной собственности в сфере производства и обобществление в сфере потребления. С другой же стороны, характерной чертой послевоенной Швеции стала специфика отношений между трудом и капиталом. В течение многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходил из того, что в шведской экономической политике явно выделялись две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов. Ее результатами были активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная

стр. 105

собственность), занимающийся аккумуляцией и перераспределением значительных денежных средств на социальные и экономические цели.

Экономисты определяют шведскую модель как сочетание полной занятости (уровень официальной безработицы - ниже 2% деятельного населения) и стабильности цен за счет проведения рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений. Эта модель была представлена профсоюзными экономистами в начале 50-х годов и в определенной степени была использована социал- демократическими правительствами.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель - модель социально- экономического развития, это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики.

Таким образом, понятие "шведская модель" не имеет однозначного толкования.

Задачи шведской модели

Основными целями шведской модели в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Это объясняется особой силой шведского рабочего движения. С 1932 года по настоящее время (за исключением 1976 - 1982-го и 1991 - 1994 годов) у власти находилась Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничало Центральное объединение профсоюзов Швеции (ЦОПШ), что усиливало реформистское рабочее движение в стране. Кроме того, шведская модель базировалась на духе компромисса и взаимной сдержанности между рабочим движением (профсоюзами и социал-демократами) с одной стороны и крупными промышленными компаниями - с другой. Этот дух гармонии основывался на осознании того, что маленькая Швеция может выжить в большом мире с жесткой конкуренцией только при объединении усилий всех сторон.

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо также отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 года, неучастие в двух мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал- демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новой формации, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 году), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон, практика социального консенсуса.

Можно отметить и несколько национальных черт характера: рационализм, самодисциплина, тщательное исследование подходов к решению проблем, стремление к общему согласию и способность избегать конфликтов.

В послевоенный период развитию Швеции благоприятствовали многочисленные факторы: сохранение промышленного потенциала в условиях нейтралитета, устойчивый спрос на экспортную продукцию, квалифицированная рабочая сила, высокоорганизованное и однородное в этническом плане общество и политическая система, где доминировала одна крупная партия, которая проводила прагматическую линию и формировала сильное правительство. При таких благоприятных условиях в период относительно высоких темпов экономического роста (3 - 5% в год) с конца 40-х до конца 60-х годов происходил рост частного сектора и повышалось благосостояние населения.

Шведская модель предусматривала активную роль государства. Ее воплощение в жизнь было заслугой социал-демократов, делавших ставку на повышение жизненного уровня посредством постепенных реформ в рамках капитализма при прагматическом отношении как к целям, так и к средствам их достижения с учетом практической целесообразности и трезвого учета реальных возможностей.

После того как в начале 50-х годов основы шведской модели были сформулированы в профсоюзном движении, они стали стержнем экономической политики социал-демократов. Главный принцип этой политики гласил: нет причин для социализации средств производства и отказа от выгод эффективной рыночной системы производства ради идеологических постулатов. Прагматичность этой политики проще выражается известным изречением: "Незачем резать курицу, несущую золотые яйца".

Шведская модель исходила из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность фирм, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоял в максимальном росте производства частного сектора и очень широком перераспределении государством части прибылей через налоговую систему и государственный сектор для повышения уровня жизни народа, но без воздействия на основы производства.

Это привело к очень большой роли государства в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В социал-демократической идеологии такая деятельность получила название "функциональный социализм".

Оглядываясь на достигнутое

Каковы же результаты? Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Страна сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период - вплоть до 90-х годов, в том числе и с середины 70-х,

стр. 106

стр. 107

когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых стран Запада.

Были определенные достижения и в длительной борьбе в области выравнивания доходов и уровня жизни. Происходило это двумя путями. Во-первых, политика солидарности в области зарплаты была нацелена на достижение равной зарплаты за равный труд. С конца 50-х до начала 90-х годов различия в зарплате между различными группами в ЦОПШ сократились более чем наполовину. Они также сократились между рабочими и служащими. Во-вторых, правительство использовало прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг. В результате выравнивание в Швеции достигло одного из самых высоких уровней в мире.

Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли быстрее, чем в большинстве развитых стран, ВВП с 70-х годов увеличивался медленнее, чем в ряде государств Западной Европы, производительность труда росла слабо. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали той ценой, которая был уплачена за полную занятость и политику равенства.

В свое время успешное функционирование шведской модели зависело от ряда внутренних и международных факторов. Главной и наиболее важной предпосылкой были высокие и постоянные темпы экономического роста, которые позволяли расширять личное и государственное потребление. Второй предпосылкой были полная занятость и то обстоятельство, что государство должно было предоставлять социальное обеспечение лишь очень незначительной части граждан. Поэтому система благосостояния могла финансироваться путем налогообложения. Третья предпосылка состояла в том, что на рынке труда люди были заняты на постоянной основе в течение всего рабочего дня. Эти предпосылки сохранялись с середины 50-х до середины 70-х годов.

Когда эти факторы стали меняться, модель неизбежно должна была адаптироваться к новым условиям. С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким кризисом производства экономическое положение страны заметно осложнилось. Отдельные отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в огромном масштабе. В связи с этим некоторые экономисты заговорили о крахе шведской модели, кризисе государства благосостояния, чрезмерном уровне личного налогообложения и быстро разрастающемся государственном секторе, вытесняющем частные фирмы. Социал-демократы - ведущий политический фактор шведской модели - в 1976 - 1982 годах были в оппозиции, у власти в те годы находились буржуазные партии. Однако развитие в 80-е годы (а с 1983-го до конца 80-х годов продолжался экономический подъем) показало, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.

Во второй раз о кризисе и крахе шведской модели иностранные и местные аналитики заговорили с начала 90-х годов, когда в стране возникли новые острые социальные, экономические и политические проблемы. Государственный сектор, который был эффективным в 50 - 60-х годах, находился в состоянии перманентного кризиса. Безработица достигла 13% - исключительно высокого показателя по шведским стандартам. Участились забастовки. Размер национального долга приблизился к объему годового ВВП, а дефицит государственного бюджета достиг 11%. Возникли и сильные противоречия между прежде едиными профсоюзами и социал-демократами. Проблемы государственных финансов и усиление политических разногласий сопровождались ростом этнической напряженности в стране, противоречивым решением вступить в Евросоюз и постоянными дебатами о значении шведского нейтралитета.

К середине 90-х годов, когда социал-демократы снова были у власти, изменилось и положение в шведском обществе. В результате значительного снижения удельного веса промышленности в экономике Швеция стала страной преимущественно среднего класса, а социал-демократы - партией скорее "белых воротничков", чем рабочих, что и привело к ухудшению их ранее тесных отношений с рабочими профсоюзами.

Кроме того, шведская модель предполагала существование внутренней "арены", которая была бы в значительной степени ограждена от внешних воздействий и тенденций, что позволяло бы шведской элите осуществлять контроль над основными направлениями внутренней экономической политики. За последние два десятилетия ситуация коренным образом изменилась: Швеция вступила в ЕС, усилилась интернационализация хозяйственной жизни, произошли революционные перемены в глобальных средствах связи. Резко сократилось пространство для политических и экономических маневров внутри страны в результате воздействий извне в виде колебаний валютных курсов, изменений в мировой экономической конъюнктуре, потоков капиталов, передачи информации по факсу или интернету или решений брюссельской евробюрократии.

Взять на вооружение

Что же можно позаимствовать из опыта шведской модели? Некоторые аналитики считают, что шведский опыт и методы можно легко экспортировать и использовать в других странах. Однако механически перенести на чужую почву даже самый прогрессивный опыт очень трудно. Каждая страна имеет свои собственные традиции, историю и институциональные структуры, и многое из того, что привлекает внимание в шведском обществе, основано на специфических традициях и институтах, появившихся очень давно.

И все же некоторую пользу могут извлечь и другие страны. Например, опыт активной политики на рынке труда - важнейшей части шведской модели - может использоваться другими странами, а именно: лучше проводить переподготовку безработных и возвращать их к труду, в частности путем предоставления субсидий для переезда к вакантному рабочему месту, чем тратить огромные суммы на пособия безработным в качестве компенсации за потерянные доходы. Безработица - это не только неблагоприятные последствия для человека, но еще и весьма дорогостоящий метод борьбы с инфляцией и решения структурных проблем. Значительная часть издержек на политику на рынке труда в Швеции возвращается государству в виде налогов и взносов на социальное страхование. Чистые расходы на нее заметно меньше значащихся в бюджете цифр. Шведский опыт состоит в том, что мощная и хорошо организованная политика на рынке труда высокопродуктивна и на деле является эффективным способом использования денег налогоплательщиков. Социальная политика и регулирование рынка труда - это как раз то, что больше всего привлекает внимание в шведской модели.

Вообще же оценка шведской модели в существенной степени зависит от того, какой смысл вкладывается в этот термин. Те, кто выделяет только отдельные черты шведской действительности, соответствовавшие лишь особым условиям послевоенного периода, при наступлении кризисных явлений в этой области начинают говорить о крахе шведской модели. Но если рассматривать шведскую модель как весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране в их постоянном развитии, то в этом случае необходимо сделать следующий вывод: шведская модель не является чем-то неизменным и окончательным и с течением времени постоянно подвергается изменениям. В этом и состоит возможность ее приспособления к постоянно меняющимся условиям, в том числе и в ходе нивелировки национальных особенностей социально- экономического развития в рамках европейской интеграции.

16 из 537145

 

  • "Druzhba narodov"
  • Date:05-01-2001(DRN-No.005)
  • Size: 85.1 Kbytes.
  • Pages 169-189
  • Words: 11393
Модель Татарстана Автор: Равиль Бухараев Политика как творчество В октябре 1998 года, снаряженный маленьким дисковым магнитофоном и несоразмерно большим микрофоном с ярлыком Би-би-си, я вошел в фойе одной из самых почтенных гостиниц Лондона - гостиницы "Дорчестер", той самой, что расположена на краю богатого и респектабельного квартала Мэйфейр - прямо напротив Гайд-парка. Этот многоэтажный отель, быть может, и менее известен, чем расположенный неподалеку, более современный "Хилтон Парк Лэйн" или старосветский "Ритц" на Пикадилли, однако именно "Дорчестер", с его огромным вытянутым фойе, уютными диванами покоем вокруг мраморных кофейных столиков и множеством старинных стенных зеркал, словно воплощает собой вечную устроенность, уверенную невозмутимость и неколебимую стабильность английской жизни. Здесь, где чашечка кофе стоит быстрого обеда в ресторане Макдоналдс, собираются для серьезных разговоров крупные бизнесмены; здесь, в отдельных фешенебельных залах, проводятся встречи всяческих элитарных обществ и ассоциаций, которых в Великобритании великое множество. У всякого стороннего человека, попавшего в это царство традиций, невольно закрадывается подозрение, что именно здесь, среди неспешных бесед и заседаний, и вершится то главное, отчего британская жизнь кажется такой незыблемой и не подверженной капризам олигархов, политиков, да и самого времени. Кажется, с какой бы неистовой силой время ни набегало на полукруглый, защищенный от бесконечных дождей черно-золотым козырьком подъезд "Дорчестера", оно, озадаченное солидным видом швейцара в цилиндре и униформе с позументами, тут же и откатывается восвояси, шурша по асфальту, как шуршат шикарные шины то и дело подъезжающих к гостинице лимузинов, прочих бьюиков и линкольнов, а также черных лондонских такси - таких просторных, что запросто вместят в себя и джентльменов во фраках и цилиндрах, и дам в вечерних кринолиновых платьях. По сравнению с этой завидной уверенностью в завтрашнем дне самые горячие дебаты в палате общин выглядят не более действенными, чем ежедневный треп самодеятельных политиков Гайд- парка, чей "Угол ораторов" расположен совсем недалеко от "Дорчестера". Это, конечно же, не больше чем метафора. Никому и нигде не укрыться от времени. В том же самом "Дорчестере", в этой крепости английского традиционализма, непоколебимые на вид представители британского истеблишмента чувствуют себя осажденными, хотя и не показывают вида: привычка, сэр! Все меняется и в Англии. С приходом третьего тысячелетия шатаются устои британского общества; все сферы жизни - от политики и бизнеса до культуры - переживают колоссальный стресс перемен, тем более что перемены эти так часто выглядят вынужденными. Новые идеологии, выросшие на несусветных финансовых дрожжах лондонского Сити и нью-йоркской Уолл-стрит, пронизывают сложившееся бытие. Старинные понятия и нормы сметаются временем, как осенние отжившие листья с укатанных дорожек и песчаных конских троп Гайд-парка. Но я пришел в "Дорчестер" со своим скарбом радиожурналиста вовсе не стр. 169 ради чашечки не по заслугам дорогого кофе за мраморным столиком и не ради рассуждений о судьбах западной демократии. Где бы ни жил я, где бы ни работал, какие бы иноязычные газеты ни читал, мне, как и многим другим россиянам, нет покоя, если нет его там - на родине. И в "Дорчестер" я пришел тогда ради разговора с человеком, который буквально за два месяца до этого обрушил российский рубль и тем самым открыл в истории России новую эпоху, окончательные последствия которой до сих пор совершенно непредсказуемы. Сергей Кириенко в те октябрьские дни встречался со многими журналистами и выступал на многих западных телеканалах. Это было его турне по странам Запада с попыткой объяснить многочисленным кредиторам, что заставило его фактически девальвировать рубль и - самое унизительное для России - объявить дефолт по международным платежам. Близкие к истерике кредиторы и инвесторы требовали объяснений, но еще более - возвращения своих капиталовложений. Казалось бы, уж им ли не знать, что во всем мире инвестиции, приносящие более двадцати процентов прибыли, считаются рискованными. Люди, пускающиеся в такие финансовые спекуляции, должны заранее приготовиться к тому, что могут не получить назад своих денег. На российских спекулятивных инвестициях были нажиты не десять и не двадцать, а сотни и тысячи процентов чистого барыша. Казалось, западные биржевые игроки могли бы и смириться с временным проигрышем. Но нет - они подняли крик, изображая обиженную невинность, а вслед за ними - менее шумно, но более грозно требовали возврата своих займов Лондонский и Парижский клубы коммерческих банков-кредиторов и сам Международный валютный фонд. Словом, благодетели России были оскорблены в лучших чувствах.' Однако бывший премьер-министр России в своих интервью говорил вовсе не о перспективах отдачи долгов: даже для него эти перспективы были смутны и неразличимы. Он говорил о том, что в начале рыночных реформ российские младореформаторы, разрабатывая наполеоновские планы шоковой терапии, не учли одной составляющей, которая в демократической эйфории 1991 года казалась такой несущественной. Этой несущественной составляющей было всего лишь мнение самого российского народа. По словам Сергея Кириенко, стремление россиян к демократическим свободам было принято младореформаторами за общественный мандат на самые болезненные экономические эксперименты. Тогда, в результате этой ошибки в оценке общественных настроений, в жертву реформам было принесено, как оказалось, самое главное: общественная стабильность. Поэтому, по его мнению, и реформы оказались в лучшем случае половинчатыми. Они принесли народу боль и страдание, но не принесли облегчения и общественного согласия, без которого, как оказалось, никакие реформы невозможны. Это было позднее, хотя и искреннее, раскаяние, которое я, как и другие журналисты, запечатлел в магнитной записи и исправно довел до сведения слушателей Русской службы Би-би-си. Однако был у меня и другой вопрос. Ответ на него не вмещался в масштабы радиоинтервью о всероссийской финансовой катастрофе, однако имел для меня и для книги о Татарстане, которую я тогда писал на английском языке, чрезвычайно важное значение. Дело в том, что накануне объявления дефолта Сергей Кириенко как раз побывал на моей родине, в Казани, где уверял местные власти и руководителей предприятий, что федеральное правительство России никогда не допустит дефолта и девальвации рубля. Когда мое интервью для радио уже завершилось, я спросил Сергея Кириенко, как он теперь оценивает рыночный путь Республики Татарстан, который тем принципиально и отличался от общероссийского, что экономическая и политическая стабильность изначально ставилась и теперь ставится в Татарстане во главу угла? И вот что он ответил: - Мне теперь очень нравится то, что происходит в Татарстане; они там делают все не только серьезно, но и очень грамотно. У них, конечно, более выгодные, чем у других регионов, отношения с федеральным центром, что объясняется в основном политическим весом и авторитетом президента Минтимера Шаймиева. Но, кроме того, в республике действительно существует политическая стабильность - существует именно потому, что лидер республики пользуется стр. 170 огромным уважением у населения. Его непререкаемый авторитет в республике создавался и сохраняется сейчас благодаря его честной политике во многих аспектах экономической и общественной жизни. Да, республика живет лучше, чем другие регионы благодаря ее особому статусу в Российской Федерации. Если быть откровенным, когда я был премьер-министром, я относился к этому не слишком одобрительно, я до сих пор считаю, что все регионы России должны иметь одинаковые права. Однако после моей поездки в Татарстан это мое мнение существенно изменилось. Дело в том, что руководители Татарстана сделали правильный выбор в тех обстоятельствах, которые существуют в России. Они использовали свой заработанный трудом авторитет не для того, чтобы просто укрепиться во власти, но на проведение радикальных реформ, и в этом их поддержало все население республики. Они использовали свой политический вес и свой общественный авторитет на продвижение реформ. Конечно, в республике есть нефть и так далее, но прибыли, которые Татарстан получал в переходный период, не были истрачены на строительство каких-то немыслимых особняков, офисов или на роскошную жизнь. Они были инвестированы в реальное развитие промышленного сектора и производства. Сегодня видно, что в результате своих собственных усилий Татарстан поднял с колен промышленность с реальным экспортным потенциалом и проделал действительно огромную работу в смысле рыночных реформ. Поэтому, если говорить о том, как лидер должен использовать свой политический капитал, то модель, выбранная Татарстаном, абсолютно правильна. И при всех преимуществах Татарстана как региона, его успехи на пути к рыночной экономике, несомненно, являются заслугой его лидера и его руководства. Так прозвучали в октябре 1998 года слова человека, волей или неволей завершившего целую эпоху перехода России к рыночной экономике. Эта эпоха закончилась неудачей. Новая, еще неизвестная эпоха началась в наихудших экономических и политических условиях. И все же не все уроки последнего десятилетия XX века стали горькими уроками. Россия велика, и это британскому истеблишменту простительно не делать различий между ее регионами. Впрочем, не будем несправедливы и к Западу. Татарстан, который стоит у автора перед глазами, достаточно часто упоминался ведущими британскими и мировыми газетами, чтобы оставаться совсем неизвестной частью планеты. Вот что, например, писала британская газета "Санди телеграф" в декабре 1997 года: "С тех пор, как Татарстан вырвался из-под ярма коммунизма, он стал одним из самых успешно развивающихся государств на территории бывшего Советского Союза. Договор с Российской Федерацией, подписанный в 1994 году, дал Татарстану беспримерную автономию. "Этот договор сыграл важнейшую роль в процессе стабилизации экономической и политической ситуации в Татарстане, - утверждает президент республики Минтимер Шаймиев. - Мы достигли' высокого уровня экономической независимости и внешней экономической активности. Впервые за всю историю Татарстана народ стал истинным владельцем богатств своей страны. Теперь мы сами распоряжаемся всей собственностью Татарстана, включая ресурсы земных недр. Благодаря договору, мы получили возможность осуществлять приватизацию в республике по особой программе..." Были за минувшие годы, конечно, и другие статьи, отмеченные и полным непониманием, и серьезной тревогой. Когда в 1990 году от имени всего своего многонационального народа республика приняла "Декларацию о государственном суверенитете", впоследствии убедительно подтвержденную результатами всенародного референдума 1992 года, британская корреспондентка Мари Дежевски так писала в лондонской "Таймс" об этом событии: "Реакция Москвы на татарский референдум оказалась почти панической. Там явно боятся дальнейшего распада Российской Федерации". стр. 171 В ответ на эти страхи Саймон Кэлдер в другой статье о Татарстане, опубликованной в британской газете "Индепендент", заявлял: "Татарстан мог стать второй Чечней. К счастью, в этой республике хватает еды для животов, но нет животов для войны" (то есть нет желания воевать, это английская игра слов. - Р. Б.)". Конечно, при других обстоятельствах и другом президенте уже в 1992 году в Татарстане могла разыграться трагедия, подобная той, что впервые постигла Чечню в 1994 году. Война, казалось, была неизбежна. И все же ее удалось предотвратить в самую последнюю минуту благодаря продуманным действиям руководства Татарстана, чья преданность национальным интересам всегда сочеталась с политической взвешенностью и расчетливостью. Именно настойчивая и в то же время гибкая позиция Татарстана привела к тому, что в феврале 1994 года был подписан двухсторонний татарстано-российский договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании властных полномочий, обеспечивший возможность самостоятельных радикальных реформ в республике. Этот договор, заключение которого в преобладающих в России политических условиях нельзя не счесть подлинным политическим чудом, был подписан президентом Российской Федерации Борисом Ельциным и президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, которые от имени своих государств и стали официальными гарантами его выполнения. Едва ли не полный тупик, к которому пришла общероссийская экономика в условиях кризиса 1998 года, подтвердил и правильность избранной Татарстаном политики "мягкого" перехода к рынку. И более того, в октябре 1998 года, в те же самые кризисные дни, когда автор выяснял отношение Сергея Кириенко к модели Татарстана, президент Шаймиев в своем обращении к народу заявил, что единственным путем выхода из кризиса является продолжение процесса рыночных реформ без отказа от любых важных проектов, обдуманных и разработанных на уникальном пути Татарстана к демократической рыночной экономике. Если учесть, что Татарстан как наследник Волжской Булгарии является одной из самых древних мусульманских стран мира, то это обстоятельство еще более подогревает интерес к республике, в особенности если принять во внимание сегодняшние волнения, сотрясающие исламский мир. Ведь националистическое движение в Татарстане было не менее мощным и решительным, чем во всех остальных частях распадавшегося СССР, и национальные амбиции этнических татар тоже могли привести к кровавой бойне, подобной той, что случилась в бывшей Югославии, а позднее в Чечне? Так почему же этого не случилось, несмотря на все грозные предостережения российских газет и российских политиков? Почему в Татарстане переход к рыночной экономике не привел к повальному обнищанию населения, как во многих других регионах России? Как удалось Татарстану осуществить постепенное вхождение в рыночную экономику - при том, что власть имущие сторонники методов шоковой терапии, поддержанные чутко чувствующей конъюнктуру момента российской прессой, яростно критиковали президента республики за якобы необоснованную и продиктованную коммунистическими убеждениями медлительность? Если уж положено предаваться размышлениям на пороге тысячелетий, то автор предпочитает задуматься над тем, что питает главную из его собственных, да и всероссийских, традиций, а питает их - исторический оптимизм. Как совместить интересы государства и интересы общества, которое, что ни говори, состоит из живых людей, у каждого из которых есть право не только на достойное существование, но и на мечты о будущем? Как бы неприглядно порой ни выглядела жизнь, какие бы тревоги ни пронизывали ее трепетную живую ткань, автор уверен, что в недавней истории Российской Федерации уже есть принципиальный ответ на этот вопрос. Народный идеал - это всегда приоритет нравственной, иначе говоря, абсолютной справедливости. Идеал государственности - он тоже держится на приоритете справедливости, вот только справедливость в государственных масшта- стр. 172 бах никогда не абсолютна. На исполнение этой справедливости влияет слишком много факторов, не зависящих от простых налогоплательщиков. В жизни людей бывают периоды и целые эпохи, когда так называемые интересы государства идут вразрез с текущими интересами его граждан. Кто прав в таких случаях - государство или народ? Ясно одно: однозначно на этот вопрос не ответить. Спросят: да и на какой же вопрос автор собрался однозначно отвечать в 2000 году, в конце тысячелетия и самого сложного и противоречивого столетия человеческой истории? Автору есть что возразить. Он не зря в своей статье обращается к слову идеал, даже если и пишется она в мире, где на первый и даже на второй взгляд уже не осталось идеалов. Так уж случилось, что в последние годы автор большую часть времени живет на Западе, и, пожалуй, самым большим потрясением его собственного "открытия Америки" стала картина того, как на самом деле легко манипулировать общественным сознанием даже в самых, казалось бы, демократических государствах. Как легко самые благородные людские порывы - к помощи и состраданию - превращаются в смертельное идеологическое оружие! В ходе натовских кампаний в Ираке и Косово подавляющему большинству населения западных стран была искусно навязана мысль, что в мире существуют лобовые и скорые решения проблем, которые на деле требуют терпения, мудрости и изрядной доли политического таланта - словом, требуют творчества и в политике. Пусть говорят, что "большое видится на расстоянии", - даже и не глядя из Лондона можно с уверенностью сказать, что в поисках собственного пути по "минным полям" переходного периода суверенная Республика Татарстан стала гораздо яснее многих других республик России и стран бывшего СССР различать приоритетные направления своего развития. Однако самое важное, что проистекает как из созидательного труда всех граждан республики, так и из политического кредо ее президента, - это то, что в республике - быть может, впервые в истории России - сделана вполне успешная попытка слить воедино идеал народа и идеал государства. Справедливость этого тезиса может по-настоящему понять и оценить только тот, кто имеет представление о подлинной истории Татарстана и татарского народа, весьма далекой от того, как рисуют ее досужие и слишком часто пристрастные толкователи. Автор за последние годы написал несколько книг о Татарстане - на английском и русском языках 1. В силу понимания автором собственного общественного долга эти книги являются одной посильной попыткой ответа на нажим новых идеологий, в арсенале которых все, чем жило человечество в последние две тысячи лет, превращено в собственную противоположность. И как умело превращено - казалось бы, не подкопаешься! Но это - на первый взгляд. На всякий силлогизм есть правда опыта. На этом держится не только наука, но и вполне бытовая действительность. В случае с Республикой Татарстан и ее президентом Минтимером Шаймиевым идеи и реальный опыт оказались сведены в единую модель государственного развития, получившую название "модель Татарстана". Генезис этой модели - ни много ни мало удивительное явление для современного мира, и уроки ее поучительны во многих смыслах. В последние годы термин "модель Татарстана" часто употребляется во всевозможных внутрироссийских и международных дискуссиях, касаются ли они федерального устройства России или планов ее экономического и политического устройства. Но что такое "модель"? Если в английском языке смысл этого слова понимается в первую очередь как "пример", "образец", то по-русски "модель" с пионерских лет многими воспринимается как "проект" или, в лучшем случае, "миниатюрная копия чего-то настоящего". Таким образом, если мы произносим слово "модель" на русском языке, оно, казалось бы, еще не означает чего-то вполне свершившегося - разве что говорит о планах на будущее. Циники при 1 Среди них "Model of Tatarstan", "Islam in Russia: the Four Seasons" и "Historical Anthology of Kazan Tatar Verse (with D. J. Matthews)", изданные британским издательством Curzon Press Ltd., а также изданные в Великобритании и России книги "Казань: зачарованная столица"" и "Президент Минтимер Шаймиев и модель Татарстана". стр. 173 этом припомнят модель вечного двигателя, скептики скажут, что на просторах бывшего СССР есть и другие "модели", например "модель Узбекистана". Этот термин, удачно отчеканенный на английском языке и в силу своей содержательности естественно перешедший в язык российской политэкономии, определил вполне конкретные характеристики, принципиально отличающие особенный путь экономического и политического развития суверенной Республики Татарстан на фоне всероссийских попыток перехода к демократии и рыночной экономике. Суть заключалась в том, что на трудном перепутье своей судьбы Татарстан сделал краеугольным камнем своей модели развития общественную и межнациональную стабильность. Какие бы цели ни ставила перед собой республика, она с самого начала понимала, что поступиться стабильностью - смерти подобно. Западных ученых-политологов и западные средства массовой информации трудно чем-либо удивить. Они принялись уделять особое внимание Татарстану и его президенту только после того, как республика действительно добилась зримых успехов на пути собственного экономического и государственного строительства. Сыграло свою роль, конечно, и то, что Татарстан наряду с Башкортостаном является едва ли не единственным источником нефтяных ресурсов европейской части бывшего СССР. Нефть, понятно, нефтью, но нельзя отмахнуться и от того, что Татарстан - это, помимо всего, чрезвычайно развитый индустриальный регион с ежегодным оборотом свыше трех миллиардов долларов, что превышает совместный оборот государств Прибалтики, пользующихся в мире значительно более широкой известностью. В 1999 году, в год пятилетия двустороннего бессрочного договора между Республикой Татарстан и Российской Федерацией "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании властных полномочий", этот термин и его многогранное содержание вновь обсуждались на представительных конференциях в Москве и Казани. Однако в атмосфере общероссийской политической и экономической сумятицы ни суть татарстанского опыта, ни перспективы, которые этот опыт открывает для дальнейшего развития всей Российской Федерации, не нашли достойного отражения на страницах российских газет. При всем том после августа 1998 года с началом новой кризисной эпохи и нового общероссийского безденежья в Москве вновь проявилась старинная и очень тревожная тенденция. Действительно, уже стало обычаем, что в любую "годину гроз" федеральные власти России, словно градоначальники времен Салтыкова-Щедрина, не могут избежать искушения в первую очередь бросить грозный взор в сторону регионов, провозглашая государственное намерение ограничить их свободу действий, словно это регионы повинны в крупнейших неудачах центральной власти, тем более что идея новой "губернизации" России издавна витает в грозовой атмосфере российской политики. Как же получилось, что о пути Татарстана, том самом искомом "третьем пути", уже проверенном и испытанном годами реформ, российская пресса почти не говорила? Напротив, время словно повернулось вспять, и с телеэкранов, как в начале 90-х годов, вновь посыпались намеки на "татарский сепаратизм", "татарское иго" и "коммунистическое прошлое" президента Татарстана. Всякая информационная война - это главным образом психическая атака, рассчитанная на слабонервных. Президент Минтимер Шаймиев уже давно доказал, что таковым не является. Именно ему, демократически избранному лидеру республики, изначально идущей в авангарде российских федеральных реформ, пришлось самому защищать и отстаивать не только позицию своего государства, но интересы всей федеральной России. В ноябре 1998 года, выступая в Московском институте международных отношений, присвоившем ему звание почетного профессора, президент сказал: - Провозглашение Декларации о государственном суверенитете республики, проведение референдума, принятие Конституции Татарстана, подписание договора с Российской Федерацией о взаимном делегировании полномочий - каждый из этих шагов республики вызывал в свое время определенное неприятие, расценивался как угроза целостности России. Но жизнь подтвердила, что эти шаги укрепляли демократию в стране, способствовали тому, что Россия пошла по пути федеративного, а не унитарного государства. Федерация должна строиться снизу, с стр. 174 учетом мнения ее субъектов. Нельзя оставлять народы в напряжении - это будет недемократично и не будет отвечать нормам международного права. Это было сказано в разгар кризиса 1998 года, который никак не повлиял на убежденность президента в правильности избранного Татарстаном пути. Минтимер Шаймиев уверен, что путь, или модель, Татарстана не является чем-то из ряда вон выходящим, хотя за прошедшие годы были многочисленные попытки представить дело и таким образом. Осмысливая эту модель, мы все больше и больше убеждаемся в том, что главные ее характеристики практически неизбежны и необходимы не только для Татарстана, но для всей России в целом, поскольку они продиктованы не временным и поверхностным идеализмом, но глубинным осознанием самой сути российского общества на постсоветском этапе его исторического развития. Забавно, что приверженцы унитаризации России с их извечным социалистическим постулатом "все должны быть равны и одинаковы" на деле добиваются совершенно противоположного. Они рассматривают Татарстан как нечто "неодинаковое", выпадающее из ряда, которого на самом деле не существует, вместо того чтобы увидеть коренное, на общественном уровне, сходство политических и экономических процессов, протекающих по всей России. Эта принципиальная ошибка, когда национальные устремления того или иного региона противопоставляются воображаемым стремлениям "граждан России", уже дорого обошлась России в Чечне. Однако апологеты "губернизации" до сих пор не готовы, а быть может, и не способны учиться ни на своих, ни на чужих ошибках. Вот бы таким демагогам от "единой и неделимой" России задуматься над простым вопросом: почему в последние, самые кризисные годы экономическая политика центральных федеральных властей все больше напоминает ту политику, которую Татарстан применяет с самого начала экономических реформ? Даже если при этом и не делается никаких ссылок на конкретный опыт республики, отказ от ураганной либерализации экономики и переосмысление роли государства в переходный период в целом по всей России показывает, что в экономической и политической модели Татарстана всегда содержалась изрядная доля истины. Что же мешало последовать этому примеру раньше? Однако для того, чтобы прогресс стал возможным, власти федеративной России должны были, подобно Татарстану, давным-давно поставить перед собой принципиальный и стратегический вопрос: а какое, собственно, общество мы собираемся строить? Татарстан отвечает так: полиэтническое и поликультурное общество. Какова должна быть экономическая структура страны, чтобы добиться этой желанной цели? Сама постановка этих проблем - дело непростое. Однако, не ответив на стратегические вопросы, бессмысленно тратить силы на тактические цели. Все, к чему может привести преследование краткосрочных целей, - это хождение по кругу, как ходит слепая лошадь, вращающая колодезный ворот. Быть может, самое важное в модели Татарстана - это то, что руководство республики с самого начала не только поставило, но и попыталось ответить на эти основополагающие вопросы времени. Есть несколько принципиальных качеств, которыми отличается как государственный лидер президент Татарстана. Одно из самых главных: последовательность. Феномен политики действительно можно рассматривать по-разному. Можно, как внушают россиянам ежедневные газеты и телевидение, считать его искусством демагогии, интриги и манипуляции общественным мнением. Можно считать, что политика - это умение прагматически уравновешивать корыстные интересы власть имущих и приближенных к власти. Можно считать, что политика - это умение сколачивать влиятельные группировки и действовать в интересах этих группировок, не забывая при этом и самого себя. Можно считать политику и простым везением, проистекающим от удачного стечения обстоятельств. Можно, глядя на недавнюю историю России, считать политику диктатом одного человека, когда правительства безо всяких объяснений будут меняться через каждые полгода, и это еще в лучшем случае. стр. 175 Но ни в одном из этих случаев подобную политику нельзя будет продолжать последовательно. Такая политика создает временные выгоды и неисчислимое количество народных бедствий, однако она не способна создать уверенной модели развития на годы и десятилетия вперед. К удивлению и вящему раздражению критиков государственной деятельности президента Татарстана в экономической и политической сферах, за весь нелегкий период радикальных реформ он не допустил ни одной кардинальной или неисправимой ошибки ни в оценке постоянно меняющейся экономической ситуации, ни в практических действиях, продиктованных ситуационными изменениями. Почему это стало возможным? Не потому ли, что для президента политика - это, вопреки всем приведенным выше определениям, не только последовательный, но и творческий процесс, со всеми качествами, свойственными именно творчеству? Подлинное творчество - это именно принципиальное и последовательное превращение идей и образов в нечто осязаемое и долговечное, во что-то нужное людям, даже если они и не сразу осознают эту нужность. Настоящее творчество всегда проистекает из традиционных корней и в процессе тщательного продумывания каждой детали и частности создает на их основе нечто совершенно новое, что с течением времени начинает казаться само собой разумеющимся, неотъемлемым и естественным. В свете такого понимания государственного творчества модель Татарстана является цельным и целостным произведением, каждая черта которого отражает не только национальные традиции Татарстана и его геополитическую географию, но и требования времени, которые одинаково неотложны для всех регионов России. Все, что создал Татарстан на пути реформ, являлось прямым ответом на требования времени, но при этом республика сумела не принести в жертву моменту ни единого выношенного столетиями традиционного принципа своего исторического бытия. Главный из этих принципов, благодаря которому жизнь еще сохранилась на этой земле, - это сострадание к людям, без которого, как сказал президент в самом начале трудного пути суверенного Татарстана в будущее, "никакие реформы не стоят и ломаного гроша". Сострадание - основа всякого подлинного творчества. Там, где нет сострадания и человеческого сочувствия, всякое творчество моментально превращается в ремесленничество в погоне за сиюминутной материальной выгодой. "Какое общественное положение обещает человеку больше счастья, чем то, что каждую минуту дарует ему возможность стать благодетелем для тысяч людей? Какое общественное положение чревато большими опасностями, чем то, что каждый час подвергает человека риску навредить миллионам?" - писал Жан де Лабрюйер в своей книге максим и моральных размышлений. Эти вопросы равно приложимы и к XVIII и к XXI веку истории человечества, разве что политическая атмосфера России конца XX века беспрецедентна даже на фоне катаклизмов, некогда предшествовавших Французской революции. Какова же в таком случае ответственность быть последовательным в этих, российских обстоятельствах, где порой трудно загадывать не то чтобы на десятилетия, но и на месяцы вперед? Я не часто встречался с президентом Татарстана. Однако редкие и краткие личные встречи все же были - в Казани, в голландской Гааге, в Москве. Раз уж случилось так, что я работаю на Би-би-си, у меня за последние годы скопилось немало интервью с президентом Татарстана. За это время в России происходило немало драм и политических кризисов, однако запечатленный в моих записях всегда ровный голос Минтимера Шаймиева ни разу не дал повода усомниться в его уверенности в лучшем завтрашнем дне. Поразительно, что, если проиграть все мои записи в хронологической последовательности, не встретишь ни единого противоречия, а ведь ветры времени иногда задували с самых разных и порой вовсе противоположных сторон. И лишь однажды в разговоре с президентом Татарстана прозвучала настоящая озабоченность. Любое радиоинтервью похоже на исповедь - во всяком случае, в той его части, которая изначально не предназначена для записи. Но мне кажется, я могу привести в этой книге одну фразу Минтимера Шаймиева, доверительно, но и несколько тревожно прозвучавшую, когда я уже закончил работу и выключил свой стр. 176 магнитофон. Это было в самом начале лета 1999 года, и я приехал в резиденцию Полномочного представительства Республики Татарстан в Российской Федерации в 3-м Котельническом переулке Москвы для очередного интервью с президентом Татарстана. Протекающая за окнами Москва-река сверкала на солнце; задувал в окна ветер с воды; старинные московские переулки сияли свежей зеленью. Как это всегда бывает ранним летом, в воздухе были словно растворены надежда и молодая убежденность в непременности лучшего будущего. Та самая убежденность, которая вопреки всему живет в каждом человеке и благодаря которой жизнь на земле идет и не останавливается. Эта убежденность - в дуновениях свежести и новизне молодых листьев - неосознанно проистекала от сознания единства всего живого, и если на мгновенье закрыть глаза и только дышать полной грудью, вполне могло причудиться, что находишься ты вовсе и не в зеленых московских переулках, пронизанных дыханием реки, а далеко - на высоком берегу реки Казанки или в песчаных ивняках татарской речки Ик, а то и еще дальше - на Белой, Иртыше, Енисее, Амуре или - куда уж дальше - опять дышишь простором камчатской Авачинской бухты, за которой уже только океан без конца и края... В этом сознании единства не хотелось и думать, что разнообразие этих просторов можно описать унылым канцелярским и таким не русским словом "регион". В этом слове тотчас исчезали всякая разноликость и всякая прелесть живой жизни - оставалась сухость цифр, которыми можно было жонглировать без устали, не прибавляя земле ни света, ни обилия, ни особой надежды. Приходилось, однако, и раскрывать глаза. Вокруг была Москва, и древние монастырские храмы, а над ними и высотное сталинских времен здание на Котельнической набережной уже в который раз оказывались свидетелями московского лета, и не было им дела до того, что в России только что опять самым грубым и авторитарным образом сменилось правительство, - не было дела до того, что и в мире, и в России настал период полнейшей смуты и неясности, чреватый новыми политическими потрясениями, которые вскоре и последовали - в громе пушек и автоматных очередей в Дагестане и Чечне, взрывах жилых домов с людьми, которым так никто и не удосужился объяснить, что же, наконец, происходит в России. Президент Татарстана, с которым я встретился в одной из озаренных летним солнцем комнат в особняке Представительства Татарстана, как и подавляющее большинство граждан России, не мог предвидеть грядущих бедствий и резких перемен. Более того, в мире уже начался рост цен на нефть, что одновременно с низким курсом рубля давало надежду на преодоление самых печальных последствий августовского кризиса. О некотором оживлении экономической жизни говорило и то, что в мае международное рейтинговое агентство Standard & Poor's возвратило республиканской нефтяной компании "Татнефть" ее корпоративный рейтинг, и важнейшая для экономики Татарстана компания стала, таким образом, единственной нефтяной компанией России, которой удалось без особых последствий уже вторично выпутаться из технического дефолта. Конечно, президент Татарстана понимал, что определенный подъем производства в стране чересчур многим обязан инерции девальвации, и поэтому стране жизненно необходимо было принятие общероссийской законодательной базы для реформ, а это мог сделать только конструктивный парламент. Казалось, с образованием регионального движения "Вся Россия" создается возможность решить и эту первостепенную задачу. Словом, солнце светило в окно, и прогноз погоды не предвещал ничего грозового. После интервью о целях созданного им движения "Вся Россия" президент вдруг посмотрел в окно и как-то задумчиво сказал: "Вообще- то, в России еще никогда не было все так плохо, как сегодня". Для меня эти слова прозвучали неожиданно, однако и в этих, самых сокровенных мыслях президента Татарстана не было пессимизма. Была проблема, в которой следовало разобраться. И, несмотря на то что порой в России действительно невозможно загадывать на завтра, отсутствие пессимизма и паникерства у президента Татарстана объясняется тем, что он вполне реально осознает, что в жизни зависит от политиков, в том числе и политиков на час, а что - от народа, его идеалов и воли к лучшей жизни. - Нормальная жизнь все-таки определяется не политикой и не политиками - стр. 177 она основывается на простых и действительно бесценных началах: на труде всласть на собственное и общее благо, на душевном отношении людей друг к другу, на крепкой и дружной семье, на материальном достатке, на бесконечном разнообразии дарований людей, их опыта, идей и умений. Ради примирения и возможности приумножения этого многообразия и существуют власть, законы, президенты, вообще политика. Все остальное делает народ сам, без политиков. Таково мое кредо. Другое меня не устраивает. Такова основа и таковы человеческие истоки политического творчества президента Татарстана. Плоды этого творчества уже можно описать во вполне конкретных терминах и характеристиках, поскольку модель Татарстана имеет целый ряд характерных особенностей, которые являются определяющими для ее успеха. Есть несколько ключевых факторов, характеризующих модель Татарстана, и среди них исторический, этнический и религиозный факторы, быть может, не менее важны, чем политический и экономический. Все эти факторы взаимосвязаны, и каждый из них достоин самого внимательного изучения. 2000 год - год десятилетия татарстанского суверенитета. Считается, что десять лет - это совсем немного в историческом масштабе, и, однако, за эти последние десять лет мир вокруг нас изменился практически неузнаваемо. Даже при всем том, что весь XX век был в истории человечества веком неслыханных перемен и потрясений, последнее десятилетие этого века по стремительности и влиянию этих перемен на жизнь миллионов людей на планете превзошло самые дерзкие ожидания философов и технократов. Но если технократы убедились в правильности своих предсказаний о том, что научно-техническая революция в области информатики совершит настоящий переворот в экономике планеты и окончательно разрушит идеологические барьеры межчеловеческого общения, то профессиональные философы по обе стороны бывшего железного занавеса оказались в определенной растерянности. Научно-техническая революция в очередной раз доказывала, что человеческая нравственность никак не поспевает в своем развитии за развитием средств связи и передачи информации; вместо того чтобы нравственно обогащать человека, эта революция во многих ее проявлениях доводила его до предельной духовной нищеты. Новые идеалы и соблазны потребительского общества возникали и лопались, как мыльные пузыри. Рушилось геополитическое равновесие, которым худо-бедно жила планета, а вместе с ним волей-неволей рушились и представления о том, как следует жить в этом новом мире. В стремительном переделе представлений и приоритетов многие уроки и данности XX века в последней его декаде не только под

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow