Где он начинается? Он начинается в муладхара-чакре, а заканчивается в брахмарандре.
В различных книгах местоположение брахма-рандры указывается по-разному. Я сам полагаю ее в головном мозге.
Иногда сама кундалини называется сушумной.
Как узнать, что она действует? Вы почувствуете, что снизу вверх, к мозгу, как будто бы восходит огонь, — словно горячая, огненная струя поднимается вверх со дна вертикального канала.
Ида и пингала должны действовать попеременно. Если остановить обе, горячий поток вынужденно направится через сушумну. Если даже практиковать одну только кумбхаку, сушумна начнет действовать; но раджа-йог знает способ, как пробудить сушумну и без всех этих операций. Этот способ связан с таинством Посвящения.
Почему сушумну называют главенствующей над всеми нервами?
Потому что только через нее могут выходить жизненный принцип и астральное тело йога и душа Адепта в момент смерти последнего; и к тому же именно в ней циркулирует та сила, которую называют душой, или каранашарирой.
|
|
Если каранашарира пребывает в состоянии сна, то как она может действовать? Это не просто состояние сна, но йогический сон. Это отдых после бури, описанный в «Свете на Пути».
Когда говорят, что солнечная система и т.д. пребывает в сушумне, это означает, что сознание временно сосредоточено в центре, циркулирующем в сушумне, но в то же время контактирует с астральным светом и вселенским Разумом, что позволяет человеку видеть весь Космос.
ЧАКРЫ И ЛУЧИ
В стхулашарире имеются шесть чакр, связанных с соответствующими центрами астрального тела и энергиями каранашариры и, наконец, с определенными способностями Логоса.
Листья и лепестки чакр отражают соответствующие способности и имеют объективное существование. Например, считается, что одна из них состоит из 8 основных лепестков; однако это совсем не то, что лепестки цветка, но скорее 8 полюсов магнетической энергии мозга, подобные магнитным полюсам.
В семи центрах (чакрах) размещены семь элементов; и говорят, что, когда кундалини прорывается через какой-либо из них, она тем самым позволяет человеку подчинить себе эту таттву. Иными словами, когда кундалини пробивает ту или иную из этих чакр, она приобретает власть над всеми силами, связанными с ее элементалами.
Это точка зрения хатха-йоги, а не моя собственная.
Разум расположен меж бровей.
После того как кундалини проходит сквозь одну из чакр, она вбирает в себя ее сущность, или энергию, и так далее, после чего интегрирует все это в некое подобие общего, совокупного потока.
Связь между чакрами и планетами:
|
|
Муладхара связана с Сатурном
Вторая Юпитер
Третья Марс
Четвертая Венера
Пятая Меркурий
Шестая Луна
Седьмая Солнце
Луна связывается с разумом, потому что она так изменчива, непостоянна.
Когда разум соединяется с кундалини и кундалини приближается к брахмарандре, человек становится ясновидящим.
Кундалини — это сила, заключенная в муладхаре, это астральный змий. Считается, что его голова находится в области пупка (?). Пробудить его можно, добавляя огонь в муладхару.
Силу кундалини сравнивают со змием, потому что она движется и извивается. Ей приходится двигаться по кругу. Ида и пингала в нормальном состоянии чередуются.
В книгах говорится, что кундалини имеет 3 1/2 витка. Данный факт указывает на то, что она проходит через три матры и половину Пранавы. Но иногда указывается иное число витков — 8, потому что ее энергия проходит через аштапракрити. И еще один возможный вариант — 4 витка.
Аштапракрити описывается в «Бхагавадгите».
Поклонение идолам появляется в этой стране главным образом со времени Махабхараты. В Махабхарате ничего не сказано о существовании каких-либо храмов.
Джайнизм — древнее ныне существующего буддизма.
В Махабхарате используются следующие обозначения:
Шишковидная железа | предположительно | 7-я чакра |
Гипофиз | 6-я чакра | |
Копчиковая железа | 1-я чакра |
Шира-Лингам — Все Еще Едва Слышный Голос; его змий — кундалини. Все Еще Едва Слышный Голос начинает звучать именно в кундалини. Это Лингам в микрокосме (в человеке). Округлая вещь — это муладхара; кажется, что Все Еще Едва Слышный Голос исходит из нее. Шира-Лингам есть в теле каждого человека.
Каждая чакра окрашена в какой-нибудь цвет. Их порядок постоянно меняется. Это семь цветов астральных потоков, создающих астральное тело, соответствующая чакрам аура имеет разные цвета.
В луч AHJH входят более 25 различных сил. Есть одна особая группа из 14 сил и один центр сострадания. У целителей имеется двойник в дэвалоке.
В первом луче есть три великих целителя, один из которых может оживлять мертвые тела (правда, неизвестно, на какой срок). В большей или меньшей степени все силы наделены способностью давать полезные советы, но среди них есть некоторые, наиболее преуспевшие в этой области, включая все, что связано с искусством исцеления, например сломанных конечностей. Один риши, вызвав эти силы, смог даже вернуть себе молодость. Впоследствии этот риши женился. А раньше у него была проказа. Он не был великим Адептом. Многие люди, носившие имя риши, вовсе не были великими Адептами. Некоторые силы ничего не советуют, но просто исцеляют вызвавшего их человека. Таких сил много, но две из них наиболее могущественны. Но самое лучшее — установить контакт со своим собственным Логосом и тогда уже приобрести все эти силы оптом.
Луч Будды — это поистине нечто гигантское: в него входят миллионы и миллионы сил, которые создают к тому же различные комбинации и вариации.
Первый луч — намного проще, ибо в него входят лишь некоторые избранные силы. Похоже, что ни один другой луч не может похвастать таким количеством сил, как буддийский.
Это нормальная комбинация трех Логосов.
Каждый луч имеет собственную регулярную армию. Силы луча Будды очень активны, и вызывать их достаточно легко. Силы первого луча гораздо менее доступны. Все силы первого луча скрыты за завесой. Похоже, что к нему относится все то, что способно убивать и уничтожать в массовом масштабе. Даже луч AHJH обладает несколькими устрашающими потоками подобного рода.
Небесный Будда — самый прекрасный из богов. Будда должен хранить в Своей голове всю программу развития природы, поскольку Он представляет собою освященную сущность природной мудрости. К нему (в его полной, всеобъемлющей форме) труднее всего приблизиться, хотя в этой своей ипостаси он выглядит улыбающимся маленьким мальчиком. Но сам он помогает другим, даже тем, кто не принадлежит к его собственному лучу. Он наставляет их на истинный путь, учит их или вкладывает полезные идеи в их головы, а также укрепляет их разум.
|
|
Бидара — черный кот.
Танец некоторым образом связан с Аттик-Джом-мином и Пандарами. Танец AHJH приносит пользу на ментальном уровне; при этом музыка сфер отмечает время. В самом AHJH существуют девять разных вариаций.
AHJH насчитывает примерно двадцать две с лишним тысячи комбинаций.
Кака — одно из санскритских имен, переводится как ворон.
У каждого луча есть собственная литература, своя собственная терминология (разная) и свои силы (разные). Целостную философскую систему можно составить только на основе AHJH, поэтому храмы и национальные религии создаются под его влиянием. Например, Чидамбарамский храм и Парашурама принадлежат лучу AHJH. Этот луч связан теснее с шайваизмом, нежели с другими ответвлениями индуизма. Лишь в сравнительно поздний период шайваизм стал ассоциироваться с фаллическим культом. Эта последняя идея слишком примитивна; и до сих пор не ясно, каким образом ей удалось утвердиться. Вероятно, ее появление было связано с отклонением в сторону черной магии. Все эти религии появлялись уже сотни раз и столько же раз появятся снова, только всякий раз в новой форме. Истинный оккультизм подобен кара-нашарире, различные философии — сукшмашарире, а массовые религии, храмы и т.д. — стхулашарире. AHJH — это луч, управляющий планетой, планетный дух. Считается, что каждая планета находится под влиянием некоего особого планетного правителя. Вся каббала посвящена лучу AHJH.
Аттик-Джоммин расположен на территории Танджурского дистрикта. Он упоминается в Рамаяне под названием Шветараньям-Кодакери. В образе Аттик-Джоммина, находящемся в этом храме, есть нечто такое, что вызывает благоговейный трепет.
|
|
Это богиня по имени Брахма-видья. Каббала — это весь луч AHJH.
Природа должна действовать в определенном направлении, чтобы создать расу Дхиан Коганов. Однако могут быть разные пути достижения этой цели. Изобретательности природы нет предела.
Логосы продолжают ныне процесс сотворения Космоса; они придерживаются при этом определенного плана, однако в будущем этот план может быть подвергнут изменениям и усовершенствованиям. Уже сейчас мы видим огромное разнообразие различных вариантов построения систем — с одним солнцем, с двумя и так далее.
Парабрахман существовал и будет существовать вечно и все время проявляется в виде семи лучей, однако при этом его потенциал никогда не истощается. Основные принципы оккультизма так же вечны, как и Космос. Пространство бесконечно, и солнечные системы неисчислимы. В своей солнечной системе мы видим одно солнце, имеющее определенное строение. Но природа продолжает свои эксперименты в самых разных уголках пространства. [Кто знает, возможно, в будущем в Космосе появятся, помимо ныне существующих, системы, состоящие из трех и даже четырех солнц! Самые мощные телескопы охватывают лишь незначительный участок пространства; но и этого достаточно, чтобы убедиться в неисчислимости звездных скоплений и т.д.]
Время бесконечно, пространство бесконечно; но что мы получим, если помножим бесконечность времени на бесконечность пространства!
Похоже, что феноменов во вселенной не счесть, и в ней всегда остается бескрайнее поле для продолжения исследований. Человек, как индивидуум, несоизмеримо мал в масштабах вселенной.
Поэтому у человека не было бы никаких шансов найти Бога, если бы он сам не был создан по Божьему образу и подобию. Вместо того чтобы исследовать бескрайний Космос, вы с тем же успехом можете изучать микрокосм, в котором тоже можно найти центр. Заглянув в самого себя, человек может обнаружить тот же самый центр, что и у всей вселенной. Следует помнить, что вся видимая бесконечность Космоса является лишь одним из аспектов пространства и что есть еще и другие аспекты — такие же сложные и многообразные, как и этот.
(Даже Парабрахман способен уставать; однако Его день неизмеримо длиннее нашего.)
Наиболее практический по своему характеру вопрос — как расширить свои собственные способности. Время и пространство вполне годятся для того, чтобы выколотить из человека его хвастливое самомнение. У Парабрахмана есть состояния, в которых нет ни времени, ни пространства. В каком-то смысле, первый Логос находится за пределами пространства, поскольку он сам и есть пространство.
Во Вселенной всегда существуют семь видов Логосов, которые действуют сообща, ибо в противном случае невозможно было бы создать ни одну солнечную систему.
Парабрахман = непроявленное Сознание.
Вместо того чтобы исследовать проявления, лучше направить свое сознание вовнутрь и попытаться отыскать центр. Направление сознания вовнутрь обозначает его обращение к вышестоящим упадхи и их последовательное изучение.
[Адам Кадмон — это истинный Логос. Мы знаем только двух Адамов — небесного и земного, Аттик-Джоммин и т.д. Все сходится в небесном Адаме. Аттик-Джоммин — это своего рода предводитель 128 богов Логоса.]
Некоторые силы Логоса могут находиться за его пределами. Они входят в состав Логоса, но все имеющиеся в нем силы можно разделить на две группы: внутренние, которые никогда не покидают Логос, и те, что можно назвать наполовину внутренними и наполовину внешними, — их можно вывести за пределы Логоса, но только на время, после чего они снова возвращаются. Такая сила тоже входит в состав Логоса, но является отчуждаемой. [Аттик-Джомин обычно остается в Логосе, но может время от времени выходить из него, всякий раз возвращаясь обратно.] Выше Логоса нет более никаких принципов. Насчитывается восемь или девять миллионов дэвов. У вас есть разум, воображение, интеллект или музыкальные способности (способность играть на музыкальных инструментах). У вас (Дж. Н.Ч.) есть еще способности спортсмена-борца; но в вашем случае они не могут войти в Логос как самостоятельные силы. Множественные способности сливаются в единое целое, но при этом все равно сохраняют за собою возможность самостоятельного существования и отделения. Эти силы рождаются в свете Логоса.
Христианская Троица не выходит за пределы JHVH. Наш высший Логос превосходит ваш Парабрахман, а наш Парабрахман — нигде.
Примечание. AHJH = Эхейр = Связано ли это официальное название с Кэтером? Небесный Венец.
JHVH всегда предлагали для массового поклонения, тогда как более возвышенные вещи скрывались.
ПИСЬМО, АДРЕСОВАННОЕ В.В.СИВАВАДХАНУЛУ ГАРУ И ДАТИРОВАННОЕ 1 ИЮЛЯ 1883 г.
...Перейду теперь к вашему пространному письму, посвященному теософским вопросам.
Похоже, что вы сейчас находитесь в смятенном состоянии ума, чему виною события последних двенадцати месяцев, связанные с так называемыми теософскими феноменами и нападками миссионеров. Я не в состоянии разрешить все ваши сомнения и затруднения. Мне пришлось бы исписать сотни листов бумаги, чтобы прояснить все те темы, которые вы затрагиваете в своем письме. И все же я надеюсь, что с течением времени вы постепенно разберетесь с возникшей путаницей, ныне господствующей в ваших идеях и мыслях. А потому попытаюсь дать сжатые, лаконичные ответы на ваши вопросы в порядке их перечисления в письме.
1. Вы неправы, утверждая, что теософия противоречит сама себе, заявляя сперва, что возможность духовного совершенствования и достижения высочайших вершин духа открыта для каждого человека, а затем — что карма влияет на эту возможность. Вы должны признать, что на самом деле между этими двумя утверждениями нет никакого противоречия; следует только понять, что карма является результатом поступков и усилий самого человека, и потому во власти человеческой изменить ее. Карму не следует считать изначально существующей и неизменной причиной, переходящей из вечности в вечность и предопределяющей судьбу каждого человека на тысячи воплощений вперед. Но поскольку вам не нужна дискуссия, то я не стану далее обсуждать этот вопрос.
2. Вы также неправы, когда возражаете против существования некоего определенного пути восхождения к состоянию адепта. Хотя способы путешествия могут быть разными, сам путь и его конечная цель
едины для всех. Если ваше возражение имеет подсобою хоть какую-то почву, то с тем же успехом можно отрицать любую системность и единообразие в действиях природы. Впрочем, вы ведь даже не знаете,
какое многообразие допускается правилами Братства. А потому более целесообразным будет подождать, пока вы не приобретете дополнительные знания о Пути. Любое направление оккультного исследования предполагает наличие нескольких обязательных
условий, в то время как все прочие атрибуты являются чисто случайными. Последние в значительной степени варьируются у различных рас, в то время как первые всегда оставались неизменными. Именно так все и должно быть.
Что касается таинственности, окружающей Путь, то ни один конкретный человек за нее не в ответе. Ибо в противном случае любая кошка могла бы пожаловаться на университетских профессоров за то, что они закрывают ей доступ и не позволяют ей изучать ньютоновские «Начала». На нынешнем этапе Путь закрывают не Адепты, но дурные страсти человечества. Сами же Адепты готовы помочь каждому человеку, способному вести исследования в этой области, если только он сам действительно готов себе помочь.
3. Вы ошибаетесь также и в том, что люди никчемные и развращенные якобы «были взяты Махатмами под свое особое покровительство». Это не так. Я знаю, кого вы имеете в виду. Но короткая записка со словами ободрения еще не означает особого покровительства. Второй персонаж и вовсе никогда не имел ничего общего с Махатмами. А его рассказы об астральных путешествиях к Гималайским Братьям могут быть либо правдой, либо просто «сном в летнюю ночь». И я не понимаю, почему Общество или Махатмы должны нести ответственность за то, что говорят такие люди. Что же касается первого, то вы совершаете ошибку, учитывая лишь одну из сторон его характера. Нет людей абсолютно безупречных, так же как нет и полностью развращенных. Вам следовало бы учесть все его достоинства и недостатки, прежде чем выносить свой вердикт. Я же полагаю, что в общем и целом он даже лучше многих обыкновенных людей. Данный вывод является результатом трехлетних пристальных наблюдений; так что отнеситесь к нему так, как он того заслуживает. В любом случае, он никогда не был признан как чела, и говорить о каком-то «особом покровительстве», якобы оказываемом ему, вряд ли уместно.
4. «Почему бы Адептам не жить среди людей, контролируя и сдерживая их негативный магнетизм?» — спрашиваете вы; и это один из наиболее странных ваших вопросов. «А зачем им это надо?» — отвечаю я встречным вопросом. У них и без того предостаточно проблем; так для чего же им усугублять их, растрачивая свои силы и энергию на преодоление дополнительных трудностей, или даже подвергать себя опасности исключительно ради удовлетворения любопытства своей мирской паствы? Немногие избранные могут прийти к Ним сами: так было и так есть сейчас. А Их влияние на прогресс человечества не изменится от того, останутся ли они в Своих обителях или же поселятся в таком людном месте, как Мадрас.
Вы говорите, что никак не можете понять механизм «осаждения» письменных сообщений и передачи писем оккультными методами. Что ж, это
вполне возможно; но сколько бы я ни привел теоретических разъяснений, они вас все равно не удовлетворят. Нам остается только ждать, когда вы сами
узнаете кое-что об оккультной динамике. А пока вам придется удовольствоваться знанием того, что такие феномены действительно существуют, хотя бы вы и не могли сформулировать для себя четкую концепцию их modus operandi; так как несовершенство вашего понимания еще не означает, что подобные феномены невозможны.
Вы говорите, что некоторые черты характера мадам Б[лаватской] просто ужасны. И все же она необходима Махатмам как посредник для распространения своего влияния на Теософское Общество. Если бы не этот ее скверный характер, она была бы сейчас где-нибудь в другом месте. Пожалуйста, не забывайте также, что личность, живущая ныне в теле мадам Б[лаватской] (а это индусский чела), испытывает огромные трудности, пытаясь справиться с аурическими импульсами этого тела, оставшимися от прежней личности, с которой оно было связано; и иногда эти импульсы все-таки выходят из-под контроля. Теперь она в Италии. И это не изгнание, как вы воображаете, ее попросили отправиться туда ради ее собственного здоровья, — так посоветовала миссис Шарлиб, которая ухаживала за ней во время ее недавней болезни. Вы говорите, что в дополнение к подлинным феноменам она время от времени прибегала и к обычным фокусам. Вполне возможно; но до сих пор еще никому не удавалось уверенно указать пальцем на какой-нибудь феномен и сказать: «Вот это точно фокус». И сам я тоже не в состоянии это сделать. К тому же этот вопрос теряет всю свою важность, если вы признаете подлинность хотя бы одного феномена. Основной вопрос, который общественность задает Теософскому Обществу, состоит не в том, насколько честна мадам Б[лаватская], но в том, что представляет собою оккультная наука, — реальность или фикцию. Даже одного подлинного феномена было бы достаточно для того, чтобы склонить чашу весов в свою пользу. Я сотрудничаю с Теософским Обществом, а не с мадам Б[лаватской].
Отчет Комиссии действительно был отозван; но не потому, что мы разочаровались в нем, а потому, что вследствие беспечности д-ра Гартмана и его склонности к преувеличениям в текст отчета вкралось несколько серьезных ошибок и искажений. Мы не стали переиздавать его в исправленном варианте, поскольку, посоветовавшись с м-ром А.О.Хьюмом и другими коллегами, решили, что такое Общество, как наше, не должно вменять себе в обязанность защиту мадам Б. Если бы мы стали описывать сложившуюся ситуацию во всех подробностях, наш рассказ чересчур затянулся бы. Не подумайте только, что мы пришли к такому решению, потому что сочли защиту мадам Б. делом безнадежным. Но если бы мы решили, что Общество обязано защищать раскритикованные феномены и пропагандировать свои учения, основываясь на их авторитете, то его время и силы оказались бы растраченными на парирование всевозможных нападок, которые ежедневно обрушивались бы на него целыми сотнями. Не следует также приписывать феноменам незаслуженно большое значение. Вплоть до недавнего времени Общество поступало неправильно, поднимая большой шум вокруг этих феноменов всякий раз, когда они происходили. Подобный ажиотаж невозможно поддерживать сколь-нибудь долгое время. Поэтому мы сочли допустимым не предпринимать более никаких официальных шагов в связи с вышеупомянутым отчетом.
8. Отчет м-ра Ходжсона*, несомненно, неблагоприятен. Но мы не несем за него никакой ответственности. Всему виною лживые заявления не
которых беспринципных личностей из нашего же лагеря. Сверх этого я пока ничего не могу вам сказать. Подробности сообщу при встрече.
Вы говорите, что Куломбы* должны быть очень образованными людьми, раз уж они смогли подделать все эти письма. Но почему вы думаете, что им не могли помогать образованные люди, когда они готовили материальную базу для будущего нападения?
9. Вполне возможно, что полковник Олькотт, движимый духом бравады, мог сделать какие-то необдуманные заявления. Но опубликованные к настоящему моменту заявления Теософского Общества свидетельствуют о том, что они не представляют собою ничего серьезного.
Итак, я рассмотрел все ваши вопросы. Мой дорогой друг, не стоит приходить в отчаяние из-за случившегося. Я могу уверить вас в том, что, помимо феноменов, у оккультной науки и Теософского Общества есть еще достаточно прочное основание, на которое они могут опираться. Сохраняйте спокойствие и хладнокровие, и все ваши затруднения сами рассеются с течением времени. Посылаю вам в подарок по почте одну небольшую книгу. Ее продиктовал одной английской леди, дочери знаменитого английского поэта, Посвященный, когда та находилась в Англии. Книга заслуживает серьезного изучения, и вы, я уверен, сможете извлечь из нее для себя пользу. Индийское правительство наконец приняло решение по переданному в Гражданскую Службу иску против меня, поданному под совершенно бестолковым предлогом. Подробнее расскажу об этом в своем следующем письме.
ЖЕНЩИНЫ-АДЕПТЫ[144]
Известны примеры, когда женщины становились высочайшими Адептами. То, кем становится индивид — мужчиной или женщиной, зависит от темперамента, а также от многих других причин. Брак, в случае с Адептами, означает просто, что двое живут вместе и (во всяком случае, так должно быть) между ними существует определенная связь, выраженная в форме взаимной симпатии.
Одна женщина до сих пор числится в списке Маха Коганов одного из величайших Лучей — того, к которому принадлежит X... Она — не просто один из великих Адептов этого Луча, но и автор многих уникальных открытий. Сохранились записи и еще о двух великих женщинах-Адептах, одна из которых была матерью Парашурамы.
Один из Лучей специально приспособлен для женщин; его называют иногда «лучом любви». Его Логос является скорее женским, чем мужским; он принадлежит к магнетическому полюсу Вселенной. Я не думаю, что когда-нибудь может появиться женщина-Адепт первого Луча, так как он целиком принадлежит к положительному полюсу.
********
[Выше уровня сутратмы обитают все «маленькие девочки», души людей. Выше их находятся все Логосы, вместе взятые, — Божественный Сонм; еще выше — Парабрахман. Многие люди отождествляют себя с этими Существами, но не с Логосами.]
Предположим, что кто-то обнаружил на духовном уровне дэвату, идентифицировал себя с ним и стал им в момент смерти. В этом случае он, может быть, будет править множествами аналогичных существ миллионы лет, до конца нынешнего проявления. Все зависит от темперамента, устремлений и силы души.
Некоторые элементалы могут передать нам знание всей медицинской науки или влить в нас свой магнетизм, имеющий целительную силу.
Истинный оккультизм подобен каранашарире; различные философские системы — сукшмашарире, а массовые религии, храмы и т.п. — физическому телу.
********
Кундалини
Кундалини — это подлинный жизненный принцип в каждом человеке, индивидуализированный жизненный принцип. Это своего рода электрический поток в Хираньягарбхе, пронизывающий оную. Это жизненное электричество. Она не может ни расширяться, ни уменьшаться; она просто становится более или менее активной. Это сила, которую можно использовать. Когда она уходит, связь между каранашарирой и физическим телом тут же прерывается. Йога придает ей активность особого рода. В обычном состоянии она находится преимущественно в муладхара-чакре. Это великий астральный змий. Он связан некоторым образом с Матерью Евой. Без него не было бы почти никакой, а то и вовсе никакой связи между каранашарирой и остальными составляющими человека. Это первый змий, которого вам следует победить. И пока вы не победите его, вы не сможете контролировать элементалы. Если вы его не победите, он никогда не позволит вам подняться к вашей каранашарире.
Практикуя пранаяму, старайтесь сосредоточивать ваш разум в собственном сердце. Представляйте себе, как будто вы целиком находитесь в нем, как будто в нем сфокусировано все ваше сознание. Считается, что при произнесении слова «ОМ» воздушная волна из ваших легких поднимается к гортани. Если кундалини входит в вашу голову, она может принести с собою эликсир жизни; если же она остается внизу, вы не получаете от нее ничего. Она открывает канал сушумны, прочищает его и делает проходимым. Когда она достигает вашей головы, ваша жизненная энергия возрастает, так как кундалини направляет непосредственно к вам в голову живительное электричество солнца.
Если человек ведет беспорядочную половую жизнь, он никогда не сможет пробудить кундалини. Если разум мужчины отягощен беспокойством, возбужденностью, переутомлением и т.п., активизировать кундалини ему не удастся. А когда кундалини наконец активизирована, главную опасность для человека представляют элементалы. Они сразу же замечают новообразованный источник возмущения и начинают собираться вокруг него, дабы изучить создавшего этот источник индивида; и тогда последний временами может даже увидеть их.
Когда элементал приблизится, он начинает изучать ваш разум, узнает то, что вам не нравится, или то, чего вы более всего боитесь, и принимает именно такую форму. Некий земиндар* совершал шакти-пуджу перед образом Дурги, следуя ритуалу левой руки, и тем самым вызвал одну из форм Кали. Элементал проявился у него за спиной в образе его жены. Он обернулся, чтобы побранить ее, совершенно не подумав о том, что его жена никак не могла быть в тот момент в этом месте; и тогда элементал опустил свою ладонь на его голову, от чего тот умер спустя несколько часов. А совершал он обряд для того, чтобы богиня помогла ему стать императором.
Когда человек имеет дело с магическими заклинаниями, он может вызвать очень сильные элементалы, которые потом не так просто отогнать. При естественном развитии вам все равно придется встретиться с ними, ибо они придут, чтобы испытать вас. Но это происходит лишь на определенном этапе; так что когда вы сталкиваетесь с этими опасными силами, вы уже достигли некоторого прогресса и вооружены знанием некоторых особых методов самозащиты, поскольку чрезвычайная опасность требует принятия чрезвычайных контрмер. Скажем для примера, что всем этим могущественным богам и богиням поклонялись в свое время атланты и что они продолжают существовать до сих пор. Это крайне опасные существа; однако вызвать их совсем не просто. И мы можем только радоваться тому, что они не слишком часто вмешиваются в нашу жизнь.
Действие многих видов магического оружия заключается как раз в том, что они приводят в движение сонмища элементалов. Эти последние могут приобретать разные формы и ведут свою войну разными способами. Большинство элементалов низшего порядка появляется в образе животных; однако высшие элементалы способны принимать любые мыслимые формы и фантастические обличья. Не все элементалы обязательно злы. Некоторые из них действительно жестоки, но есть и просто веселые или даже кроткие. Они могут сражаться друг с другом, а некоторые и вовсе уничтожают друг друга. Но элемент, в котором они движутся, достаточно прочен; и потому разрушить их не так легко, как физические организмы. Все они пребывают на астральном уровне. Более высокий, в сравнении с ними, уровень населяют иные существа. Некоторые дэвы — злы, так же как и некоторые дэваты. Один из классов этих существ черпает свои характеристики из эмоций, таких, как любовь, радость, ненависть и т.д. Это относится к обоим царствам. Но в сфере Логоса антагонистические пары противоположностей уже не существуют.