Информационные системы, их элементы и характеристика

Тема 11 Информация и коммуникации в процессе управления

Информационные системы, их элементы и характеристика

Проведение деловых бесед

Деловые переговоры: функции, стадии, приемы ведения переговоров

 

Информационные системы, их элементы и характеристика

Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации.

Информационная система – это замкнутый информационный контур, состоящий из прямых и обратных информационных потоков, которые представлены управленческие документы и другие сообщения в бумажном, электронном и другом виде.

Информационные потоки в системах управления – от аппарата управления к объекту и обратно, делятся на две части: обрабатываемые с помощью компьютеров и перерабатываемые непосредственно человеком.

В неавтоматизированной части информационной системы, как правило, циркулирует патентная, юридическая, библиотечная, стратегическая информация, трудно поддающаяся формализованной обработке.

Автоматизированная часть информационной системы может иметь непосредственный выход в сторонние сети предприятий и организаций, а также в сеть Интернет.

Автоматизированная часть информационной системы включает основные компоненты:

- техническое обеспечение (технические средства);

- программное обеспечение;

- информационные ресурсы;

- персонал (бизнес-пользователи);

- информационные технологии.

Ядром и связующим звеном всех компонентов информационной системы служат информационные технологии.

Информационная система (ИС) обеспечивает формирование базы данных, их накопление, обработку и распределение с учетом конкретных требований пользователей (менеджеров и специалистов всех уровней управления, принимающих решения).

Основные элементы ИС включают:

- данные и информация – сведения, события и сообщения. Данные и информацию представляют в виде массива информации. (Массива информации – упорядоченная совокупность видов информации, используемой для выработки решений);

-источники необходимых данных для принятия решений в процессе планирования и реализации хозяйственной деятельности предприятия;

-потоки информации;

-средства их формализации, передачи и накопления в базе данных (включая формирование самой базы);

-средства обработки данных с учетом специфики требований пользователей;

-средства обмена данными с пользователями (включая интерактивный обмен);

-средства контроля и управления базой данных;

-средства пользователя, имеющие дружественный интерфейс его общения с ИС.

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем, приведенных на рисунке 1..

Рисунок 1 – Обеспечивающие подсистемы ИС

 

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в современном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель - это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:

- к унифицированным системам документации;

- к унифицированным формам документов различных уровней управления;

- к составу и структуре реквизитов и показателей;

- к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.

Однако, несмотря на существование унифицированной системы документации, при обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков:

- значительный объем документов для ручной обработки;

- одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;

- работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;

- имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.

Поэтому устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения.

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств составляют: компьютеры любых моделей; устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации; устройства передачи данных и линий связи; оргтехника и устройства автоматического съема информации; эксплуатационные материалы и др.

Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три группы:

- общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;

- специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;

- нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

Для простейших систем определяются только требования к одно­му компьютеру. Обычно это персональный компьютер, который мо­жет обеспечить работу всей системы. Такая архитектура носит назва­ние централизованной системы. В зависимости от мощности компью­тера, на котором они базируются, централизованные системы могут решить и более глобальные задачи. Замена персонального компьюте­ра на многопользовательскую большую, супермини- или мини-ЭВМ позволит сконцентрировать множество задач в рамках одной централь­ной системы. Однако высокая стоимость данных решений, а также от­сутствие достаточного числа специалистов и малое число программ­ных решений, базирующихся на центральном компьютере, ограничи­вают использование таких систем.

С ростом сложности, объемов информации и числа, одновременно выполняемых процессов технические требования выходят за рамки одного устройства и приводят к созданию распределенной системы.

В зависимости от типа распределяемых ресурсов современные тех­нологии предлагают три вида архитектур распределенных систем.

1 Распределенные вычисления –компьютерная система, в которой обработка выполняется несколькими компьютерами, подсоединенны­ми к сети. При этом имеется в виду любая компьютерная система, в которой каждый компьютер решает свою задачу, а сеть поддерживает функционирование системы как единого целого.

2 «Клиент-сервер» – модель построения распределенной вычис­лительной среды, в которой интерфейсная часть задачи выполняется на машине пользователя, а требующая больших ресурсов обработка запросов осуществляется одним или несколькими серверами. Модели «клиент-сервер» изложены ниже.

3 Кластеры – вычислительная система, представляющая собой совокупность относительно автономных систем (компьютеров) с об­щей дисковой памятью (общей файловой системой), средствами меж­машинного взаимодействия и поддержания целостности баз данных. Использование кластеров увеличивает производительность и надеж­ность системы, так как в случае сбоя одного компьютера его работу берет на себя другой. С точки зрения пользователя кластер выглядит как единая система.

Эти архитектуры не являются взаимоисключающими, использова­ние для части ресурсов архитектуры «клиент-сервер» может быть со­вмещено с использованием распределенных вычислений для других ресурсов.

Первая задача, которая должна быть решена при создании распре­деленной системы, – какие виды ресурсов будут распределены. При необходимости разделения вычислительных мощностей рассматрива­ется система распределенных вычислений или архитектура «клиент-сервер»; если система обработки больших потоков данных и их хране­ния – анализируются механизмы кластера.

Технология «клиент-сервер» базируется на принципе специализа­ции составляющих информационной системы. При этом определяют­ся два типа компонентов: сервер и рабочее место пользователя.

Сервер – специализированное устройство или программное обес­печение, которое служит для решения общей задачи.

Сервер – специально выделенный для обслуживания компьютерных сетей многозадачный мощный компьютер. Существует несколько типов серверов, ориентированных на разные применения: файл-сервер, сервер базы данных, принт-сервер, вычислительный сервер, сервер приложений. Таким образом, тип сервера определяется видом ресурса, которым он владеет (файловая система, база данных, принтеры, процессоры или прикладные пакеты программ).

Существует также классификация серверов, определяющаяся масштабом сети, в которой они используются: сервер рабочей группы, сервер отдела или сервер масштаба предприятия (корпоративный сервер). Эта классификация весьма условна. Например, размер группы может меняться в диапазоне от нескольких человек до нескольких сотен человек, а сервер отдела обслуживать от 20 до 150 пользователей. Очевидно в зависимости от числа пользователей и характера, решаемых ими задач требования к составу оборудования и программного обеспечения сервера, к его надежности и производительности сильно варьируются.

Рабочее место пользователя – компонент ИС, который служит для решения задач конкретного пользователя, например реализации пользовательского интерфейса системы.

Термин «сервер» может трактоваться двояко – мощный выделен­ный компьютер или программное обеспечение, реализующее одну из служб. В данном случае сервером будет называться программа, которая обеспечивает независимое выполнение некоторой задачи, которая мо­жет выполняться как на выделенном компьютере, так и на рабочей стан­ции. Последнее решение часто используется разработчиками систем.

Выбирая архитектуру «клиент-сервер», в первую очередь необхо­димо определить весь перечень задач, решения которых будут перене­сены на серверы. Как правило, это задачи, требующие общего доступа или больших вычислительных мощностей.

Самое примечательное свойство архитектуры «клиент-сервер» состоит в возможности удалить клиента от сервера на любое расстояние без существенного снижения скоростных характеристик системы (даже в случае сложных запросов) и без всяких изменений в программном обеспечении. Удаленный клиент подключается к серверу с помощью локальной сети, телефонного или иного канала. Это свойство очень ценно для организации распределенной обработки данных. Кроме того, оно позволяет заменять СУБД, операционную систему и сервер, не изменяя программного обеспечения клиентской части системы.

На верхнем уровне абстрагирования взаимодействия клиента и сервера достаточно четко можно выделить следующие компоненты:

- презентационная логика (Presentation Layer – PL), предназначенная для работы с данными пользователя;

- бизнес-логика (Business Layer – BL), предназначенная для проверки правильности данных, поддержки ссылочной целостности;

- логика доступа к ресурсам (Access Layer – AL), предназначенная для хранения данных.

В зависимости от перераспределения вышеперечисленных компонент между клиентом и сервером выделяются следующие модели:

- RDA (Remote Data Access – модель сервера удаленного доступа к данным), в которой компоненты представления пользовательского интерфейса и прикладная компонента (логика работы программы) совмещены в клиентской части, а компоненты доступа к информационным ресурсам (данным) размещена в серверной части. Это исторически первая модель. В ней серверная часть осуществляет только хранение данных, а всю прикладную логику реализует клиентская часть. При этом клиент передает серверу запросы на получение данных, а сервер возвращает клиенту те или иные выборки. В данной модели на стороне сервера не исполняется никакой прикладной части системы, что может повлечь за собой недогрузку сервера и перегрузку клиента.

- DBS (Data Base Server – модель сервера баз данных), в которой компонента представления размещена в клиентской части, а прикладная компонента и доступ к информационным ресурсам - в серверной. В ней часть прикладной логики реализуется на сервере при помощи специального языка программирования, а часть – на клиенте. Это стало возможным благодаря росту производительности серверов. По сравнению с моделью сервера удаленного доступа в этой модели уменьшены нагрузка на клиента, интенсивность сетевого обмена данными, а также упрощена структура приложения. Это самая распространенная модель.

- AS (Application Server – модель сервера приложения), в которой компонента представления находится в клиентской части, прикладная компонента – в «сервере приложения», а компонента доступа к информационным ресурсам – в «сервере базы данных». В этом случае клиент выполняет только операции визуализации и ввода данных, а всю прикладную логику реализует сервер. Обмен между клиентом и сервером осуществляется на уровне команд ввода-вывода данных на экран клиента.

Схематически модели клиент-серверного взаимодействия можно представить следующим образом:

 

 

1  «Толстый» клиент. (fat client) – RDA- модель


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: