Психическая характеристика младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает от 6-7 до 9-11 лет. Важное обстоятельство в жизни ребенка – поступление в школу.

Главная задача данного возраста – научить детей учиться не тратя лишних усилий.

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный график отношений и требует от него организованной произвольности, ответственность за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной д-ти, а также за умственное развитие. В школе возникает новая структура отношений: «ребенок – взрослый», «ребенок – учитель», «ребенок – родитель».

Главная задача – научить детей учиться, не тратя лишних усилий. Новая социальная ситуация развития требует от ребенка особой д-ти – учебной.

Учебная д-ть – форма индивидуальной активности младшего школьника. В нее входит:

1)учебная ситуация – (задача) – то, что ученик должен освоить.

2)учебные действия – изменения учебного материала, необходимого для его освоения учеником, то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.

3)действия самоконтроля – указание, на то, правильно ли ученик осуществил действие.

4)действие самооценки – определение того, достиг ученик результата или нет.

Новообразования младшего школьного возраста:

1)возникновение и закрепление очень важной личностной характеристики, которая становится достаточно устойчивой (мотивация достижения успеха, мотив избегания неудач).

2)общими характеристиками всех познавательных процессов становятся произвольность, продуктивность, устойчивость.

3)саморегуляция, самоконтроль, целеполагание.

4)внутренний план действия.

Особенности общения:

1)необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная саморегуляция создают у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких.

2)общение среди сверстников становится особой школой социальных отношений, усваиваемые и используемые ребенком средства эффективного общения определяют отношение к нему окружающих.

3)ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя, который является для него значимым взрослым.

Ведущий вид деятельности –учебная деятельность.

Физическое развитие:

-увеличивается вес,

-скелет подвергается окостенению,

-развитие мышечной системы,

-развитие мелких мышц кисти.

Личность младшего школьника:

-развитие элементарных социальных чувств,

-формируются навыки общественного поведения (взаимопомощь, коллективизм),

-формируются нравственные качества.

РЕЧЬ:

К моменту поступления ребенка в школу словарный запас ребенка увеличивается на столько, что он может свободно объясняться с другим человеком по любому поводу, касающийся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов.

Словарный запас ребенка состоит: из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных, соединительных союзов.

В этом возрасте ребенок овладевает чтением и письмом.

Особенности познавательной д-ти:

Познавательная д-ть младшего школьника направлена на познание начал наук, преимущественно развивается интеллектуальная познавательная сфера психики.

Мышление:

Преобладает наглядно – образное, наглядно- действенное, словесно – логическое, отсюда следует, с развитием речи мышление развивается в абстрактно – логическое.

Внимание:

Познавательная активность ребенка, направленная на исследование окружающего мира, организует его внимание на обследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Ребенок может по несколько часов играть или заниматься продуктивной деятельностью. Также ребенок будет отвлекаться, если деятельность ему не интересна или требует умственного напряжения..

Дети младшего школьного возраста могут произвольно регулировать свое поведение, преобладает непроизвольное внимание.

Память:

Характеризуется непроизвольностью

Ребенок овладевает приемами запоминания, осмысленное запоминание.

Наглядно – действенное запоминание лучше, чем словесный.

Вторая по значению д-ть младшего школьника – труд (самообслуживание, изготовление поделок).

Личность младшего школьника:

-развиваются элементы социальных чувств,

-формируются навыки общественного поведения (взаимопомощь, коллективизм),

-формируются нравственные качества.

Общение ребенка: система «ребенок – взрослый», ребенок – родители, ребенок – учитель. общение со сверстниками – полное безразличие, или соперничество


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: