Педагогический аспект процесса обучения

Этот аспект связан с выбором и созданием разработчиком курса методов, форм и средств обучения.

Методы обучения можно определить как разные способы проведения учебных процедур на основе тех или иных действий обучаемого и преподавателя. Например, уяснять знания можно, слушая объяснения преподавателя, читая книги, обсуждая проблемы с другими учениками, а также на основе метода логической дедукции - выведения частного из общего, попыток самостоятельно открыть новое знание с подсказкой или без подсказки преподавателя, метода погружения в новое знание с попутным подхватыванием нужных знаний. Разработчик учебного курса выбирает подходящий метод среди известных, а если такой отсутствует, изобретает новый. Как будет показано далее, целесообразно использовать сочетание нескольких методов: основного - достаточно простого, типичного, подходящего для большинства обучаемых, и ряда дополнительных методов, соответствующих разным умениям и знаниям, а также индивидуальным особенностям обучаемых.

Формы обучения определяются как виды занятий, организуемые с учетом количества обучаемых, отводимого времени, характера помещений и оборудования; и подразделяются на индивидуальные, групповые, поточные, аудиторные и внеаудиторные: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия и т.п..

Администрация учебного заведения организует процесс обучения и контролирует его конкретные формы. Разработчик учебного курса выбирает подходящие формы для воплощения методов обучения в тех реальных условиях, на которые можно рассчитывать, например наличие (отсутствие) в среднем учебном заведении необходимого станочного оборудования. Каждая учебная процедура реализуется в типичных формах. Для осуществления каких-либо особо сложных учебных процедур можно предложить новые, оригинальные формы занятий или комбинировать известные.

Средствами обучения можно назвать все то, что «лежит» между преподавателем и обучаемым и необходимо тому и другому для проведения учебных процедур: от слова преподавателя (знаковое, звуковое средство) до тренажера (вещественное, визуально-двигательное средство, в том числе книга, схема, компьютер и т.п.). Разработчик учебного курса выбирает подходящие типы средств обучения. Но его основная задача - создать их: написать учебный текст, составить задачник, разработать автоматизированный учебный курс, экзаменационный тест, новые макеты, модели, тренажеры и т.п. Эта задача предоставляет большие возможности для творчества разработчика и проявления его индивидуальности (разработка интересных заданий, свой стиль изложения и т.п.).

В данном учебном элементе мы познакомились с тремя аспектами обучения: личностным, характеризующим его участников: преподавателя и обучаемого; процессуально-педагогическим - объективным процессом изменения психики; педагогическим - произвольно выбираемыми методами, формами и средствами обучения. Их связь в процессе разработки курса обучения представлена в таблице 1.

При разработке учебного курса предлагается использовать в качестве основы такие учебные процедуры, как уяснение и отработка знаний и умений (дополнительно включить процедуры контроля: исходный, конечный и контроль уяснения), а если надо, и процедуру мотивации (ее обычно рассматривают в случае вводной и особо трудной темы). Для каждой процедуры выбираются и разрабатываются методы, формы и средства обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: